Муниципальная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:39, реферат

Описание

Федеральным законодательством не устанавливается отдельный перечень прав и обязанностей муниципальных служащих. Федеральный закон содержит перечень ограничений (рассмотренных нами выше), некоторые из которых можно назвать обязанностями муниципального служащего – например, законом установлено, что муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

муниципальная служба.docx

— 42.59 Кб (Скачать документ)
22.1 Права и обязанности муниципальных служащих
Федеральным законодательством  не устанавливается  отдельный перечень прав и обязанностей муниципальных служащих. Федеральный закон содержит перечень ограничений (рассмотренных нами выше), некоторые из которых можно назвать обязанностями муниципального служащего – например, законом установлено, что муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Также муниципальные служащие (в том числе и граждане при поступлении на муниципальную службу) обязаны ежегодно в соответствии с федеральным законом представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

В соответствии с Федеральным  законом о муниципальной  службе (ст.10) полный перечень прав и обязанностей муниципальных служащих устанавливаются  уставом муниципального образования или  нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления в  соответствии с настоящим  Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации – то есть определение  прав и обязанностей муниципального служащего  входит в компетенцию  органов местного самоуправления.

Тем не менее общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса РФ.

На  практике складывается ситуация, когда субъекты РФ принимают основные законы о муниципальной  службе индивидуально  для каждого субъекта, и в результате получается, что права  и обязанности  служащих устанавливаются  органами государственной  власти субъектов  федерации, а не самими муниципальными образованиями  – что явственно  противоречит ст.10 ФЗ.

Как замечает С.В.Михнева, в условиях значительной неопределенности существенных формулировок в части  компетенции всех уровней власти в  области местного самоуправления такое  положение приводит к многочисленным конфликтам между  ними по поводу установления прав и обязанностей муниципальных служащих и противоречиям  между федеральными, региональными и  местными нормативно-правовыми  актами. В связи  с чем, на практике можно наблюдать  незаконное расширение или ограничение  прав муниципального служащего[1].

Поэтому вполне логичнее, а  наш взгляд, было бы определить и закрепить  основу правового  статуса муниципального служащего – его  права и обязанности  на уровне федерального законодательства, что позволит избежать не только противоречивость нормативных правовых установлений, но и различных проблем в практической деятельности муниципальных служащих.

В свою очередь, местные  органы власти субъектов  федерации вправе дополнить основной список прав муниципального служащего в региональных, местных и внутриорганизационных  нормативно-правовых актах в зависимости  от социальных, экономических  и политических условий  в каждом конкретном регионе и муниципальном  образовании. При  этом необходимо учитывать  и национальные, региональные, местные традиции и особенности, развитость институтов государства, гражданского общества, демократии и многое другое.

Собственно, по этому пути и  пошли законодатели в проекте федерального закона «О муниципальной  службе в РФ», где  в ст.13 перечисляются  основные права муниципального служащего, а в  ст.14 – основные обязанности. Но не стоит забывать, что это пока проект, и на практике действуют  именно законы субъектов. Так, по Закону Ханты-мансийского  автономного округа - Югры о муниципальной службе в Ханты-мансийском автономном округе – Югре, в ст.ст.9 и 10 за муниципальными служащими закрепляются следующие права и обязанности (так или иначе эти положению дублируются в законах о муниципальной службе всех других субъектов федерации):

Муниципальный служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих  организационно-технических  условий, необходимых  для исполнения  должностных обязанностей;

2) ознакомление с  должностным регламентом  и иными документами,  определяющими его  права и обязанности  по замещаемой  должности муниципальной  службы, критериями  оценки эффективности  исполнения должностных  обязанностей, показателями  результативности  профессиональной  трудовой деятельности  и условиями должностного  роста;

3) отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной  продолжительности  рабочего времени,  предоставлением  выходных дней  и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных  оплачиваемых основного  и дополнительных  отпусков;

4) оплату труда и  другие выплаты  в соответствии  с законами, иными  нормативными правовыми  актами и трудовым  договором;

5) получение в установленном  порядке информации  и материалов, необходимых  для исполнения  должностных обязанностей, а также на внесение  предложений о  совершенствовании  деятельности органа  местного самоуправления;

6) доступ в установленном  порядке к сведениям,  составляющим государственную  тайну, если исполнение  должностных обязанностей  связано с использованием  таких сведений;

7) доступ в установленном  порядке в связи  с исполнением  должностных обязанностей  в государственные  органы, органы местного  самоуправления, общественные  объединения и  иные организации;

8) ознакомление с  отзывами об его  профессиональной  трудовой деятельности  и другими документами  до внесения их  в личное дело  муниципального служащего,  материалами личного  дела, а также на  приобщение к личному  делу его письменных  объяснений и других  документов и материалов;

9) защиту сведений  о муниципальном  служащем;

10) должностной рост  на конкурсной  основе;

11) профессиональную  переподготовку, повышение  квалификации и  стажировку в порядке,  установленном федеральными  законами и законами  автономного округа;

12) членство в профессиональном  союзе;

13) рассмотрение индивидуальных  трудовых споров  в соответствии  с настоящим Законом;

14) проведение по  его заявлению  служебной проверки;

15) защиту своих прав  и законных интересов  на муниципальной  службе;

16) иные права, установленные  федеральными законами.

Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию  Российской Федерации,  федеральные конституционные  законы, федеральные  законы, иные нормативные  правовые акты  Российской Федерации,  Устав (Основной  закон) Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры, законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, устав муниципального образования и иные правовые акты органов местного самоуправления и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные  обязанности в  соответствии с  должностным регламентом;

3) исполнять поручения  соответствующих  руководителей, данные  в пределах их  полномочий, установленных  законодательством  Российской Федерации;

4) соблюдать при  исполнении должностных  обязанностей права  и законные интересы  граждан и организаций;

5) соблюдать трудовой  распорядок органа  местного самоуправления;

6) поддерживать уровень  квалификации, необходимый  для надлежащего  исполнения должностных  обязанностей;

7) не разглашать  сведения, составляющие  государственную  и иную охраняемую  федеральным законом  тайну, а также  сведения, ставшие  ему известными  в связи с исполнением  должностных обязанностей, в том числе  сведения, касающиеся  частной жизни  и здоровья граждан  или затрагивающие  их честь и достоинство;

8) беречь муниципальное  имущество, в том  числе предоставленное  ему для исполнения  должностных обязанностей;

9) представлять в  установленном порядке  предусмотренные  федеральным законом  сведения о себе  и членах своей  семьи, а также  сведения о полученных  им доходах и  принадлежащем ему  на праве собственности  имуществе, являющихся  объектами налогообложения,  об обязательствах  имущественного характера  (далее - сведения  о доходах, о имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе  из гражданства  Российской Федерации  или о приобретении  гражданства другого  государства в  день выхода из  гражданства Российской  Федерации или  в день приобретения  гражданства другого  государства;

11) соблюдать ограничения,  выполнять обязательства,  не нарушать запреты,  установленные федеральными  законами, настоящим  Законом и иными  законами автономного  округа, уставом муниципального  образования, а  также соблюдать  требования к служебному  поведению, установленные  федеральными законами, настоящим Законом  и иными законами  автономного округа, уставом муниципального  образования, иными  нормативными документами;

12) сообщать работодателю  о личной заинтересованности  при исполнении  должностных обязанностей, которая может  привести к конфликту  интересов, принимать  меры по предотвращению  такого конфликта;

13) соблюдать иные  обязанности, установленные  федеральными законами.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное  поручение. При получении  от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный  служащий должен представить  в письменной форме  обоснование неправомерности  данного поручения  с указанием положений  законодательства, которые  могут быть нарушены при исполнении данного  поручения, и получить от руководителя подтверждение  этого поручения  в письменной форме. В случае подтверждения  руководителем данного  поручения в письменной форме муниципальный  служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный  служащий и давший это поручение  руководитель несут  дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или  уголовную ответственность  в соответствии с  федеральными законами.

Уставом муниципального образования, а также нормативным  правовым актом органов  местного самоуправления могут быть предусмотрены  иные права муниципального служащего, не противоречащие федеральным законам, законам автономного  округа, настоящему Закону.

Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего

 

Статья 10. Муниципальный служащий

      1. Муниципальным служащим  является гражданин,  исполняющий в  порядке, определенном  муниципальными правовыми  актами в соответствии  с федеральными  законами и законами  субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

      2. Лица, исполняющие  обязанности по  техническому обеспечению  деятельности органов  местного самоуправления, избирательных комиссий  муниципальных образований,  не замещают должности  муниципальной службы  и не являются муниципальными служащими9 

Комментарий ГАРАНТа

См. комментарии к  статье 10 настоящего Федерального закона

 

Статья 11. Основные права муниципального служащего

      1. Муниципальный служащий  имеет право на:

      1) ознакомление с  документами, устанавливающими  его права и  обязанности по  замещаемой должности  муниципальной службы, критериями оценки  качества исполнения  должностных обязанностей  и условиями продвижения  по службе;

      2) обеспечение организационно-технических  условий, необходимых  для исполнения  должностных обязанностей;

      3) оплату труда и  другие выплаты  в соответствии  с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

      4) отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной  продолжительности  рабочего (служебного) времени, предоставлением  выходных дней  и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодного  оплачиваемого отпуска;

      5) получение в установленном  порядке информации  и материалов, необходимых  для исполнения  должностных обязанностей, а также на внесение  предложений о  совершенствовании  деятельности органа  местного самоуправления, избирательной комиссии  муниципального образования;

      6) участие по своей  инициативе в конкурсе  на замещение вакантной  должности муниципальной  службы;

      7) повышение квалификации  в соответствии  с муниципальным  правовым актом  за счет средств  местного бюджета;

      8) защиту своих персональных  данных;

      9) ознакомление со  всеми материалами  своего личного  дела, с отзывами  о профессиональной  деятельности и  другими документами  до внесения их  в его личное  дело, а также на  приобщение к личному  делу его письменных  объяснений;

      10) объединение, включая  право создавать  профессиональные  союзы, для защиты  своих прав, социально-экономических  и профессиональных  интересов;

      11) рассмотрение индивидуальных  трудовых споров  в соответствии  с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

      12) пенсионное обеспечение  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Комментарий ГАРАНТа

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 267-ФЗ в часть 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в  предыдущей редакции 

      2. Муниципальный служащий, за исключением  муниципального служащего, замещающего  должность главы местной администрации  по контракту, вправе с предварительным  письменным уведомлением представителя  нанимателя (работодателя) выполнять  иную оплачиваемую работу, если  это не повлечет за собой  конфликт интересов и если  иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом. 

Комментарий ГАРАНТа

См. комментарии к  статье 11 настоящего Федерального закона

 

Статья 12. Основные обязанности муниципального служащего

 

      1. Муниципальный  служащий обязан:

      1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

      2) исполнять должностные  обязанности в соответствии с  должностной инструкцией;

      3) соблюдать при  исполнении должностных обязанностей  права и законные интересы  граждан и организаций;

      4) соблюдать установленные  в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии  муниципального образования правила  внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок  работы со служебной информацией;

      5) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

      6) не разглашать  сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

      7) беречь государственное  и муниципальное имущество, в  том числе предоставленное ему  для исполнения должностных обязанностей;

      8) представлять в  установленном порядке предусмотренные  законодательством Российской Федерации  сведения о себе и членах  своей семьи, а также сведения  о полученных им доходах и  принадлежащем ему на праве  собственности имуществе, являющихся  объектами налогообложения, об  обязательствах имущественного  характера (далее - сведения о  доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера);

      9) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о выходе  из гражданства Российской Федерации  в день выхода из гражданства  Российской Федерации или о  приобретении гражданства иностранного  государства в день приобретения  гражданства иностранного государства;

      10) соблюдать ограничения,  выполнять обязательства, не нарушать  запреты, которые установлены  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами;

Комментарий ГАРАНТа

 См. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)

      11) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о личной  заинтересованности при исполнении  должностных обязанностей, которая  может привести к конфликту  интересов, и принимать меры  по предотвращению подобного  конфликта.

      2. Муниципальный  служащий не вправе исполнять  данное ему неправомерное поручение.  При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Комментарий ГАРАНТа

См. комментарии к  статье 12 настоящего Федерального закона

 

Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

      1. Гражданин не  может быть принят на муниципальную  службу, а муниципальный служащий  не может находиться на муниципальной  службе в случае:

      1) признания его  недееспособным или ограниченно  дееспособным решением суда, вступившим  в законную силу;

      2) осуждения его  к наказанию, исключающему возможность  исполнения должностных обязанностей  по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему  в законную силу;

Информация о работе Муниципальная служба