Регулирование отношений землепользования как функция государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:52, дипломная работа

Описание

В настоящее время в нашей стране произошли и происходят метаморфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию – законодательство о земле. Но отчего же так актуальна тема земли в наше время? Для того, чтобы ответить на этот вопрос представляется необходимым показать (хотя бы и довольно кратко) историю правовой категории земли в России.

Содержание

Введение. Очерки истории о земле и правах на неё……………2
Глава 1. Система государственных органов управления земельными ресурсами……………………………………………. ………...8
часть 1.1 Цели задачи управления земельными ресурсами.8
часть 1.2 Разграничение государственной и муниципальной собственности на земельные ресурсы………..……………….15
часть 1.3 Разграничение компетенции государственных и муниципальных органов в разграничении земельных споров .18
Глава 2 Система муниципальных органов управления земельными ресурсами………………………………….……………………….27
часть 2.1 Полномочия органов местного самоуправления в области использования охраны и воспроизводства земельных ресурсов………………………………………………………..……27
часть 2.2 Задачи муниципального регулирования использования земельных ресурсов……… ……… ……………………..…43
часть 2.3 Законодательные и правовые акты используемые в урегулировании земельных отношений ……………………….52
Заключение…………………………………………………………… 60
Список использованной литературы………………………………62

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

К сожалению, сложившаяся  в данное время практика в сфере  природопользования и в том числе на муниципальном уровне имеет явно выраженный отраслевой характер, хотя сам характер природно-ресурсного потенциала предполагает комплексный, системный подход.

Другая особенность  природно-ресурсного потенциала, как  объекта управления заключается в том, что рациональное природопользование, охрана природной среды – проблема, имеющая не только собственно экологический и социально-экономический, но нравственно-этический, и этно-культурный аспекты.

Особенности природно-ресурсного потенциала как объекта управления во многом определяют цели и задачи управления природопользованием в целом и на муниципальном уровне, в частности.

Выше мы отмечали, что  важнейшей целью рационального  природопользования является обеспечение расширенного воспроизводства естественной базы жизнедеятельности, как нынешнего, так и последующих поколений.

Достижение этой глобальной цели предполагает решение целого ряда тесно взаимосвязанных между собой задач, среди которых особое место занимает создание экономического механизма экологически устойчивого развития.

Применительно к уровню муниципального образования основными  элементами такого механизма следует рассматривать:

    • Совершенствование системы показателей, а, следовательно, методов оценки природно-ресурсного потенциала, форм и методов его использования;
    • Создание условий для экологически ориентированных инноваций;
    • Формирование системы экономических мер по экологизации производства;
    • Стимулирование рынка экологических услуг, продукции и технологии.

Сразу отметим, что хотя речь идет об экономическом механизме – это отнюдь не означает, что его реализация возможна только через использования экономических методов управления. По нашему мнению, реализация мер по созданию такого рода механизма должна опираться не только на экономические, но и административные и социально-психологические методы управления. К тому же реализацию большинства перечисленных выше элементов экономического механизма устойчивого развития невозможно обеспечить без координации, как с органами самоуправления других муниципальных образований, так и без координации с органами управления субъектов федерации.

Отметим еще одно, как  нам представляется, важное обстоятельство – все долгосрочные прогнозы (планы) природопользования, равно как и  проекты по созданию механизмов, обеспечивающих их реализацию, являются неотъемлемыми элементами соответствующих прогнозов (планов) социально-экономического развития муниципальных образований.

Итак, в сфере управления природопользования, в том числе  и на муниципальном уровне, можно выделить все три группы методов: экономические, административные и социально-психологические.

Система экономического регулирования природопользования включает три основных направления  управляющего воздействия:

    • Стимулирование снижения загрязнения окружающей среды. В этих целях используют платежи и налоги за загрязнение окружающей среды и штрафы за превышение установленных нормативов загрязнения;
    • Стимулирование производства и потребления «экологичной» продукции;
    • Стимулирование повышения экологической безопасности.

Система административного регулирования включает в качестве важнейших элементов:

    • Мониторинг состояния природной среды;
    • Нормативная база природопользования и охраны окружающей среды.

Система социально-психологических  методов управления природопользованием включает:

    • Информационное обеспечение населения о состоянии экологической обстановки в пределах муниципального образования;
    • Экологическое образование и воспитание различных групп населения.

Естественно, что перечисленные  выше методы регулирования  природопользования взаимоувязаны между собой в рамках экологических программ, которые в свою очередь являются составной частью программ (планов) социально-экономического развития муниципального образования.

 

Выводы:

    1. Эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, тем – насколько эффективно используются материально-вещественные ресурсы, имеющиеся в распоряжении  муниципальных образований и составляющие в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.
    2. Важнейшими элементами, составляющими финансово-экономические основы местного самоуправления, являются: муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также  иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
    3. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны:
    • С процессом формирования муниципальной собственности, имевшей в своей основе раздел прежней государственной собственности, а в последнее время и в результате передачи объектов социальной сферы и иного имущества предприятий-банкротов;
    • С процессом приватизации;
    • С осуществлением ими прав собственника муниципального имущества
    1. Закон относит к ведению местного самоуправления владение, пользование и распоряжение землей, находящейся в муниципальной собственности, контроль за использованием земель в пределах муниципального образования, а также регулирования использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения.
    1. При рассмотрении собственности как имущества все объекты муниципальной собственности следует разделять по группам, имеющим сходные режимы функционирования:
    • Для реализации качественных функций собственника;
    • Функционирующие в рамках хозяйственного ведения;
    • Функционирующие в рамках оперативного управления.
    1. В решении проблемы определения размеров и границ муниципальной собственности следует использовать систему принципов (необходимости, достаточности, динамичности, гибкости, невмешательства) и критериев (обязательности, структурной связности, значимости, возможности), а также учитывать специфику конкретного муниципального образования.
    1. Разграничение государственной и муниципальной собственности протекает без опоры на четкую концептуальную основу российского федерализма: сохраняется перекос в размере и структуре объектов муниципальной собственности различных муниципальных образований. Необходимы разработка нормативно-правового обеспечения данного процесса; формирования механизма разграничения муниципальной собственности между разноуровневыми муниципальными образованиями, а также механизма совместного ведения общей собственностью.
    2. Наличие муниципальной собственности позволяет муниципальным органам власти и управления:

Во-первых, выступать  в качестве полноправных, самостоятельных  субъектов управления;

Во-вторых, обеспечивать благоприятные условия для развития частного сектора: муниципальные органы власти и управления берут на себя не выгодные, но обязательные в рамках муниципального образования функции хозяйствования;

В-третьих, муниципальная  собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной сферы;

В-четвертых, реализуя право собственности муниципальные органы власти и управления формируют и развивают экономические связи с федеральными и региональными органами власти и управления, с хозяйствующими субъектами и т.д.

    1. Главная особенность управления процессами природопользования заключается в том, что его объектом выступает хозяйственная деятельность, связанная с природными процессами и явлениями. При этом отдельные элементы природной среды находятся во взаимной связи, а, следовательно, изменения в одном из элементов вызывают изменения в других. Другая особенность природно-ресурсного потенциала, как объекта управления заключается в том, что рациональное природопользование, охрана природной среды – проблема, имеющая не только собственно экологический и социально-экономический аспекты, но и нравственно-этическое, и этно-культурная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ  РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

 

 

    1. Изъятие земельных участков и предоставление их в аренду, пользование,  собственность.
    1. Аренда земельных участков

 

1

Арендодатель, арендный договор

ГК РФ 26.01.96 №14-ФЗ ч.2 , глава34

2

Наследование прав аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское хозяйство

ГК РФ 26.01.96 №14-ФЗ ч.2, ст.617

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.62

3

Регистрация прав аренды

ФЗ 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

МУ 30.08.94 «О государственной  регистрации прав граждан и юридических  лиц на земельные участки и  прочно связанную с ним недвижимость»

4

Аренда земельной доли

ПП РФ 01.02.95 №96 «О порядке  осуществления прав собственника земельных  долей и имущественных паёв»

УП РФ 07.10.93 №1767 «О регулировании  земельных отношений и развитии аграрной реформы в Росси»

УП РФ 07.03.96 №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»


 

    1. Право пользование земельными участками и земельными долями.

5

Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1

Таможенный кодекс РФ ст.15

Закон РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» ст.39

ФЗ РФ от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ст.25

ФЗ РФ от 15.06.96 №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» ст29

ФЗ РФ от 21.12.96 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст.8

ФЗ РФ от 15.04.98 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан ст.30

ФЗ РФ 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст.48

 

З РФ 06.07.91 №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» ст.51

ФЗ РФ 31.03.99 №69-ФЗ «О газоснабжении  в Российской Федерации» ст.28

З РФ 14.07.92 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» ст.6

З РФ 01.04.93 №4730-1 «О государственной  границе Российской Федерации»  ст.8

ФЗ РФ 10.01.96 №4-ФЗ «О мелиорации земель» ст.26

ФЗ РФ 14.03.95 №33-ФЗ «Об  особо охраняемых природных территориях» ст.18, 28

6

Выделение в натуре земельных участков в счет земельных долей

УП РФ 07.03.96.№337

УП РФ 27.10.93 №1767

ПП РФ 01.02.95 №96 пп. 23-33

7

Невостребованная земельная доля

УП РФ 07.03.96 №337

ПП РФ 01.02.96 №96 «О порядке  осуществления прав собственника земельных  долей и имущественных паёв»

8

Порядок пользования  невостребованными земельными долями

ПП РФ 01.02.95 №96 пп. 35-38

УП РФ 07.03.96 №337

ГК РФ 30.11.94 №51-ФЗ ч.1

9

Определение земельной и имущественной долей (паёв)

УП РФ 27.12.91 №323

ПП РФ 04.09.92 №708

ПП РФ 29.12.91 №86

УП РФ 02.03.92 №213


 

    1. Право собственности на земельные участки и водные объекты

 

10

Частная собственность на землю

ГК РФ 30.01.94 №51-фз ч.1 ст.212,131,213

Конституция РФ 12.12.93 ст.8,9

З РФ 23.12.92 №4196-1 «О праве  граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»

11

Порядок оформления и  выдачи свидетельств на право собственности на землю

ПП РФ 27.10.93 №1767 «Об  утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»

ФЗ РФ 21.09.97 №122-ФЗ

12

Права собственности  на лесной фонд

Лесной кодекс РФ 29.01.97 ст. 18-20, 22-30

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1

13

Особенности прав собственников земельных участков, примыкающих к водоему.

Водный кодекс РФ 16.11.95 №167-ФЗ ст. 12

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.95

14

Право собственности  граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты

ВК РФ 16.11.95 №167-ФЗ ст.40

15

Среднерайонная норма  бесплатной передачи земель в собственность.

УП РФ 02.03.92 №213


 

    1. Предоставление и изъятие земельных участков.

16

Права граждан на земельные участки

ФЗ 23.12.92 №4196-1

УП РФ 27.12.91 №323

УП РФ 27.10.93 №1767

УП РФ «О дополнительном наделении граждан земельными участками» 23.04.93 №480

17

Предоставление земельных участков

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.27,28,29 глава V

18

Изъятие земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.24

19

Изъятие земель, занятых лесами 1 группы

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.25

ЛК РФ 29.01.97 №22-ФЗ

20

Нормы предоставления земельных участков.

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.36

Законодательные и нормативные  акты субъектов федерации.

21

Сроки рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.35


 

    1. Землеустройство

 

22

Землеустройство

Инструкция Госкомзема по межеванию земель 08.04.96. согласована  в Минюсте РФ 28.06.96  №07-02-516-96

23

Оформление чертежей и планов границ земельных участков

Инструкция Госкомзема по межеванию земель 08.04.96

Письмо Роскомзема «Об  оформлении плана на участок земли, передаваемый в собственность.»

24

Землеустроительное обеспечение  земельной реформы

ПСМ РСФСР 18.01.91 №30 «О республиканской  программе проведения земельной реформы на территории РСФСР»

ПП РФ 26.06.99 №694 «Развитие  земельной реформы в РФ»


 

    1. Земельный кадастр. Мониторинг земель.

 

25

Земельно-кадастровая  док-ия

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.109-111

Приказ госкомзёма РФ №98-1 25.09.98


 

    1. Плата за землю

 

26

Земельный налог

ФЗ 11.10.91 №1738-1 ст.1, 3-11, 15-20,24

27

Арендная плата

ФЗ 11.10.91 №1738-1 ст.1, 18-19, 21-22, 24

28

Налогообложение земельных участков, продаваемых в собственность граждан

УП РФ «О налогообложении  продажи земельных участков и других операций с землей» 7.12.93 №2118 пп. 1-4

29

Поступление и использование платежей за землю. Льготы по ним

ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.49-50,51

Информация о работе Регулирование отношений землепользования как функция государственной и муниципальной службы