Уголовное преследование по законодательству РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:57, дипломная работа

Описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ прокуратуры как органа уголовного преследования, которая, в свою очередь, обусловила следующие задачи исследования;
1. Рассмотрение понятия, значения и сущности уголовного преследования.
2. Изучение особенностей содержания и понятия уголовного преследования.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Ельмир.docx

— 105.83 Кб (Скачать документ)

Введение

 

В цивилизованной правовой действительности каждый правовой институт или отдельные  нормы права имеют глубокие социальные корни и учреждаются для выполнения определенных общественно значимых функций. Являясь выражением воли государства  и народа и имея в основе своей  социально-политическую природу, они  всегда вызываются к жизни как  ответная реакция на назревшие социально-экономические  потребности существующего строя, преследуют цель наиболее эффективного регулирования конкретных общественных отношений.

Но общественные отношения, правоприменительная  практика, как известно, постоянно  развиваются, каждый этап развития выдвигает  свои задачи, наполняет их новым  конкретным содержанием. А закон  должен улавливать пульс общественной жизни, отражать объективные ее запросы  и служить этим задачам.

Актуальность выбранной темы обусловлена  новизной данного института уголовно-процессуального  права. Проблемы осуществления уголовного преследования органами  прокуратуры рассматривали в своих работах такие видные отечественные ученые, как С.Д. Оспанов, С.К. Журсимбаев, С.И. Викторский, Д.Г. Тальберг, И.Я. Фойницкий.[1] Разработкой теории уголовного преследования органами прокуратуры активно занимались М.С. Строгович, М.А. Чельцов, А.М. Ларин и иные научные деятели.[2] Однако после введения в действие нового УПК РК ряд вопросов утратил свою актуальность, а многие проблемы, ранее считавшиеся разрешенными, наоборот, вновь потребовали рассмотрения. В частности, представляется необходимым проанализировать некоторые положения, касающиеся понятия функции уголовного преследования, а также ее характеристик и государственных и должностных лиц осуществляющие данную функцию. Этими проблемами в настоящее время активно занимаются видные российские ученые-процессуалисты А.Б. Соловьев, М.Е. Токарева, С.П. Щерба, А.Г. Халиулин, Н.А. Якубович и другие.

Дискуссионным в теории уголовно-процессуальной науки является также вопрос о  начале реализации функции уголовного преследования, а также действительном ее содержании. Проблемными, в частности, оказались вопросы о включении  в содержание функции уголовного преследования мер оперативно-розыскного характера, призванных изобличать подозреваемого в совершении деяния, запрещенного уголовным законом, и соответственно о начале реализации функции уголовного преследования именно с момента  начала применения указанных мер.

Чтобы ответить на указанный вопрос, надлежит осмыслить и оценить  социальную полезность целей уголовного преследования, ибо именно в целях  правовой материи, в их содержании находят  отражение объективные социальные потребности, именно в них «все социальные цели уже представлены в правовой форме». Базируясь на этом, можно  сказать, что обозначенные в законе цели уголовного преследования есть правовое выражение тех социальных причин, которые определяют необходимость упомянутого института как средства решения задач уголовного процесса.

На основании всего вышеуказанного целью настоящей дипломной работы является анализ прокуратуры как органа уголовного преследования, которая, в свою очередь, обусловила следующие задачи исследования;

1. Рассмотрение понятия, значения и сущности уголовного преследования.

2. Изучение особенностей содержания и понятия уголовного преследования.

3. Анализ органа прокуратуры как субъекта уголовного преследования.

4. Анализ осуществления прокурором уголовного преследования в ходе досудебного производства по уголовному делу

Новизна данной работы обусловлена, наряду с новизной самого института уголовного преследования, также и постоянным обновлением и совершенствованием уголовно-процессуального законодательства, в частности и норм об уголовном  преследовании.

Рассматриваться в данной работе будут  положения действующего УПК РК, и других законов и прочих нормативных актов, а также практика применения норм об уголовном преследовании казахстанскими высшими судебными органами.

Теоретическое значение работы в том, что автор не только рассматривает  положения действующего законодательства, но и предлагает варианты его совершенствования, которые могут быть предметом  дискуссии.

 

 

1.  Понятие, сущность  и значение уголовного преследования

1.1. Понятие и содержание  уголовного преследования

 

В соответствии с законом (ст. 7 УПК) под уголовным преследованием (обвинением) понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях установления деяния, запрещенного уголовным законам, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания или иных мер уголовно-правового воздействия.

Приведенное  законодательное определение уголовного преследования устанавливает следующие признаки, характеризующие уголовное преследование как один из видов уголовно-процессуальной деятельности:

а) данная деятельность является процессуальной, т.е. происходит в рамках уголовно-процессуального законодательства;

б) она осуществляется стороной обвинения, т.е. прокурором, а также  следователем, начальником следственного  отдела, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим, его законным представителем, гражданским истцом и его представителем;

в) имеет целью изобличение  как подозреваемого, так и обвиняемого в совершении преступления.

г) имеет в зависимости  от субъекта виды: частное, публичное, частно-публичное.

В содержание функции уголовного преследования входит принятие следующих  процессуальных решений и совершение следующих процессуальных действий:

а) принятие решений, которыми лицу предоставляется статус подозреваемого или обвиняемого;

б) производство следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства;

в) избрание в отношении  лица мер пресечения или иных мер процессуального принуждения;

г) санкционирование прокурором решений следователя (дознавателя) о производстве следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства;

д) санкционирование прокурором ходатайств следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения, если это  возможно не иначе как по судебному решению;

е) утверждение прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта);

ж) участие представителей стороны обвинения (уголовного преследования) в производстве в суде первой и апелляционной инстанции.

Осуществление функции уголовного преследования возложено на органы уголовного преследования -  прокурора, следователя, дознавателя и орган дознания.

Определив решения и действия, входящие в содержание функции уголовного преследования, можно предложить следующее  развернутое определение сущности уголовного преследования.

Сущность уголовного преследования  – это соответствующее назначению уголовного судопроизводства осуществление  деятельности по предоставлению лицу статуса подозреваемого и обвиняемого, производству следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства, избранию в отношении лица мер пресечения, санкционированию прокурором ходатайств следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения, если это возможно не иначе как по судебному решению, утверждению прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта), а  также по участию представителей стороны обвинения в судебном разбирательстве и на стадии исполнения приговора при рассмотрении судом  вопросов о замене осужденному наказания  в случае злостного уклонения  от его отбывания.

К органам, осуществляющим уголовное преследование, относят: 
прокурода, следователя, орган дознания. Суд не относится к органам уголовного преследования.

Значение уголовного преследования в том, что оно является основным средством защиты публичного интереса в уголовном процессе.

Публичный интерес – это  охраняемый законом интерес, за которым  стоят общество и государство. В  уголовном судопроизводстве публичный  интерес выражается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное  преступление и привлечении к  уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности  государственных органов и должностных  лиц в пределах своей компетенции  обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный  интерес, уполномоченные органы и должностные  лица осуществляют свои функции, как  правило, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

Совершение преступления должно влечь за собой уголовную  ответственность. Предпосылкой наступления  такой ответственности является уголовное преследование, под которым  понимается прежде всего деятельность, осуществляемая, как отмечалось выше, прокурором, следователем, дознавателем, другими участниками со стороны  обвинения. Суд исключен из числа  органов, осуществляющих уголовное преследование (ч. 5 ст. 23 УПК РК). Если первичная информация о готовящемся или совершенном преступлении поступает в суд, то она должна незамедлительно направляться органу или должностному лицу, наделенному полномочиями по проверке такого рода информации и принятию соответствующих решений.

В зависимости от характера  и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая  поддержание обвинения в суде, подразделяется на три вида – публичное, частно-публичное и частное. Соответственно принято различать три категории уголовных дел – дела публичного, частно-публичного и частного обвинения.

О правомерности ссылок на принцип публичности как на одну из основ уголовного преследования  говорит также то обстоятельство, что подавляющее большинство  составляет первая из названных трех категорий уголовных дел – дела публичного обвинения.

Значение уголовного преследования  велико, тем более на современном  этапе, когда преступность в стране достигла уровня, реально угрожающего  жизненно важным устоям общества, гарантированным  законом правам и свободам граждан, национальной безопасности, социально-экономическому развитию и стабильности государства. Усиливаются ее организованность, агрессивность  и профессионализм, появляются новые, все более опасные виды преступлений. Происходит сращивание экономической  и насильственной преступности, получают распространение убийства, терроризм, бандитизм, разбойные нападения, похищения  людей, захваты заложников, незаконный оборот оружия, наркобизнес и другие тяжкие и особо тяжкие виды преступлений.

При этих условиях многократно  возрастает роль уголовного преследования  в борьбе с преступностью, ибо  без расследования преступлений, без успешного решения процедурных  вопросов в установленном законом  порядке невозможно эффективно реализовать  нормы уголовного закона. Именно в  силу своего призвания воплотить  в жизнь положения Уголовного кодекса РК по конкретным делам, оно является необходимым средством борьбы с преступными проявлениями.

Таким образом, уголовное  преследование в сфере публичных  отношений предполагает функцию  государства по привлечению лиц, подозреваемых или обвиняемых в  совершении преступлений, к уголовной  ответственности и поддержанию  государственного обвинения в суде. Привлечение лица к ответственности, которое происходит на досудебных стадиях  уголовного процесса, связано с применением  мер государственного принуждения, в том числе достаточно суровых, таких, как, например, задержание или  заключение под стражу. Это обусловливает  особую важность правильного понимания  правовой природы уголовного преследования  и его соотношения с расследованием уголовных дел. Однако, как показывает действующая нормативная база и  позиция ряда правоведов, в этом принципиальном вопросе до сих пор  отсутствует четкое представление  о понятии уголовного преследования, а также сохраняются несомненные, на наш взгляд, заблуждения.

 

 

 

 

 

 

1.2. Организация уголовного преследования

 

В статье 83 Конституции РК записана, что прокуратура в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

Прокурор, осуществляя уголовное преследование и надзор за законностью при расследовании уголовных дел, вправе:

• участвовать  в проверочных и следственных действиях, осуществлять другие действия, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

• возбуждать уголовное  дело или отказывать в его возбуждении, давать письменные указания о производстве следственных действий;

• санкционировать  отдельные действия органов расследования;

• вносить представления  для получения согласия на привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего иммунитетом от уголовного преследования;

• предавать  обвиняемого суду, направляя в  суд уголовное дело, а также производить другие действия, предусмотренные статьей 197 УПК РК.

Следователь осуществляет уголовное преследование, например, путем:   

<

Информация о работе Уголовное преследование по законодательству РК