Уголовное преследование по законодательству РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:57, дипломная работа

Описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ прокуратуры как органа уголовного преследования, которая, в свою очередь, обусловила следующие задачи исследования;
1. Рассмотрение понятия, значения и сущности уголовного преследования.
2. Изучение особенностей содержания и понятия уголовного преследования.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Ельмир.docx

— 105.83 Кб (Скачать документ)

По мнению М.Л. Шифмана, государственное  обвинение начинается с предъявления уголовного иска. Требование прокурора  о судебном преследовании преступника находит свое выражение не только в составлении обвинительного заключения, но и предъявлении его суду. Именно применительно к данному процессуальному моменту и следует говорить об уголовном иске.

Обвинение - это уголовный иск, поскольку иск не только правовое средство защиты субъективного частного права, но и права публичного.

Таким образом, обвинение  в состязательном уголовном процессе, в том числе и государственное  обвинение - это уголовный иск. В уголовном процессе обвинение может осуществляться разными субъектами (обвинителями), в различных интересах.

Прокурор осуществляет публичное  уголовное преследование в публичных интересах. Это не мешает рассматривать его как субъекта искового права. Напротив, только такой подход к трактовке процессуального положения прокурора, естественным образом вытекающий из его процессуального статуса стороны в деле, позволяет занять правильную позицию при истолковании его правомочий по распоряжению материальным правом на уголовный иск в форме отказа от поддержания государственного обвинения в суде, прекращения дела по некоторым основаниям, применения особого порядка принятия судом решения, регламентированного главой 40 УПК и т.п.

Исковая деятельность обвинителя - это главным образом судебная деятельность. Однако совершенно очевидно, что обвинительная деятельность в широком смысле этим не исчерпывается. Понятно, что предъявление и поддержание уголовного иска в суде является продолжением той обвинительной деятельности (уголовного преследования), что была начата в досудебный период.

Досудебная подготовка уголовного иска есть обвинительный розыск, деятельность по собиранию обвинительных доказательств, принятие мер процессуального принуждения  и иных мер, реально ограничивающих права и свободы или (и) ставящих их под угрозу ограничения, с целью установления лица, совершившего преступление, изобличения этого лица, пресечения его преступных действий, обеспечения возмещения вреда, причиненного его преступными действиями, обоснование обвинения[].5

В процессуальном смысле обвинение  предстает как уголовное преследование. Уголовное преследование - это деятельность, осуществляемая прокурором и другими органами уголовного преследования (участниками стороны обвинения) по привлечению к уголовной ответственности подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Уголовное преследование  в досудебный период есть деятельность, направленная на процессуальную подготовку, обоснование материально-правовых притязаний обвинительной власти. В  суде уголовное преследование имеет форму поддержания обвинения обвинителем, как публичным, так и частным.

Представляется, что к  понятию уголовного преследования  следует отнести и "розыскные  меры", принимаемые дознавателем, следователем, а также органом  дознания по поручению дознавателя  или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п.38 ст.5 УПК РК). Кроме того, из смысла термина "момент фактического задержания" (п. 15 ст.5 УПК РК) вытекает, что законодатель связывает возможность начала уголовного преследования не только с началом процесса (возбуждением уголовного дела). Очевидно, что оперативно-розыскная деятельность органа дознания по выявлению признаков преступления (основания для возбуждения уголовного дела) также должна быть квалифицирована как уголовное преследование. На это косвенно указывает еще ряд норм. В частности, норма в ч-2 ст.6 УПК РК, согласно которой уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных. Очевидно, что отказ в возбуждении уголовного дела может быть формой отказа от процессуального уголовного преследования, также как и отказ обвинителя от поддержания обвинения в суде[].6

Получается, что уголовное  преследование шире понятия предварительного расследования, последнее является процессуальной формой (одной из форм) уголовного преследования.

Законодатель в п.5б  ст-5 УПК РК разъясняет, что уголовное судопроизводство включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу. Досудебное производство - это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п.9 ст.5 УПК РК). Следует связывать уголовное преследование со всем досу-дебным судопроизводством, включая в него до процессуальную проверку оснований для возбуждения уголовного дела, в том числе и деятельность, предшествовавшую составлению рапорта об обнаружении преступления.

В судебном производстве уголовное  преследование реализуется в  новых формах. Обвинение в суде - это также форма уголовного преследования (ч-1 ст-20 УПК РК). Поддержание обвинения в суде есть судебное уголовное преследование.

Имеет смысл сделать замечание  относительно того, что следует понимать под выражениями "функция обвинения", "обвинительная деятельность", поскольку они также соотносятся с уголовным преследованием.

Из смысла п.43 ст.5 УПК РК вытекает, что законодатель фактически отождествляет функцию обвинения и уголовное преследование (на что мы обращали внимание выше). С этим нельзя согласиться. Функция обвинения является направлением деятельности ряда участников процесса, прежде всего прокурора. Понятие функции неразрывно связано и с характеристикой властных полномочий прокурора но уголовному преследованию. Одним словом речь идет о направлении деятельности прокурора (возможности таковой), но не самой деятельности в ее реальном воплощении.

Термин "'функция обвинения" имеет, таким образом, свой смысл, отличный от понятия "уголовное преследование". Последнее есть форма реализация функция обвинения. Уголовное преследование дает бытие функции обвинения прокурора. Прокурор имеет функцию обвинения, но осуществляет ее посредством уголовного преследования лиц, подозреваемых (том числе фактически, а не только в процессуальном порядке), обвиняемых в совершении преступления. Уголовное преследование распадается на досудебное и судебное - в форме поддержания государственного обвинения.

Очевидно, понимаемое в широком  смысле "обвинение" может трактоваться как обвинительная деятельность. Под термином "обвинительная деятельность" мы будем иметь ввиду все смысловые вариации термина "обвинение" применительно к современному уголовному процессу: деятельность по предъявлению и поддержанию уголовного иска, осуществляемую гражданами в состязательном уголовном суде, а также и досудебную деятельность по подготовке данного уголовного иска - уголовный розыск и досудебную подготовку материалов уголовного дела7.

Таким образом, обвинительная  деятельность, т.е. обвинение в широком смысле этого слова, совпадает с уголовным преследованием. Предъявление и поддержание уголовного иска в суде является продолжением того, что было начато в досудебный период. Поэтому, если в тесном смысле слово «обвинение» можно понимать, как уголовный иск, то в широком смысле обвинение охватывает деятельность обвинителя и до суда, и в суде. Для обозначения обвинительной деятельности, которая имела место до суда, причем как в процессуальной, так и в не процессуально и форме (оперативно-розыскная деятельность) следует использовать термин «досудебное уголовное преследование». Очевидно, можно сказать, что публичное досудебное уголовное преследование - это досудебная деятельность прокурора и иных органов уголовного преследования по подготовке уголовного иска.

Законодатель различает  досудебное уголовное преследование  и поддержание государственного обвинения в суде (ч.1, 2, 4 с'г.37 УПК РК). В то же время из ч-1 и ч.5 ст.37 УПК РК вытекает, что функция уголовного преследования является по существу единой для прокурора.

Следовательно, можно сказать, что обвинительная деятельность -это процессуальная и организационная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досу-дебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.

Субъекты обвинительной  деятельности и субъекты уголовного преследования - это, на наш взгляд, одни и те же государственные органы. Этого нельзя сказать о субъектах права на обвинение. Применительно к государственному обвинению очевидно различие в их правовом статусе. Прокурор в уголовном деле выступает как субъект материального права на уголовный иск. Он обладает диспозитивными полномочиями по распоряжению этим правом и другими своими процессуальными правами. Иные органы уголовного преследования выступают как помощники, процессуальные «слуги» прокурора. Это в полной мере относится и к должностным лицам органов дознания, наделяемых прокурором правом на поддержание государственного обвинения в суде. Прокурор обладает монополией на должностное официальное государственное обвинение. В то же время, полагаем не только допустимой, но и полезной конкуренцию прокурорского обвинения с частным обвинением (в виде дополнительного или субсиди-арного обвинения).

В состязательном уголовном  суде публичное уголовное преследование преобразуется в деятельность по поддержанию государственного обвинения - требования, предъявляемого обвинителем к суду о привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление[]8.

С понятием уголовное преследование  неразрывно связано понятие "обвинительная  власть". Термин "обвинительная  власть" появился в русской научной литературе в ходе проведения судебной реформы 1863 г. Он нашел закрепление в законодательстве - ст. 510, 511 Устава уголовного судопроизводства; статьи 3 и 4 Устава уголовного судоустройства. Н.А.Буиковский, Н.В.Муравьев, И.Г.Щегловитов, другие видные деятели царской прокуратуры и ученые определяли через понятие обвинительной власти концепцию пореформенного русского прокурорского надзора.

Так, Н.А.Буцковскнй отмечал, что поскольку власть обвинительная  должна быть отделена от судебной, постольку  обнаружение и преследование виновных необходимо предоставить прокурорам.

По мнению Н.В.Муравьева, прокуратура как судебное уголовное  учреждение облечена обвинительной властью, которая проявляется вообще в уголовном преследовании и, в частности, в обвинении на суде. Под "обвинительной властью" подразумевается сам институт прокуратуры и совокупность субъективных прав и обязанностей прокуратуры по уголовным делам. Понятием "обвинительная власть" охватывается и совокупность, облеченных этой властью деятелей, осуществляющих уголовное преследование.

Разделение уголовно-судебных функций (на судебную, защитную и обвинительную) в состязательном уголовном судопроизводстве и потребность в специальном государственном органе, полномочным на реализацию публичного уголовного преследования, делает прокуратуру органом обвинительной власти, а само уголовное преследование - важнейшим предметом ведения прокурорского надзора.

Функция уголовного преследования  должна быть преобладающей в деятельности прокуратуры, как органе, наделенном обвинительной властью.

На наш взгляд обвинительную  власть можно определить как систему  государственных органов, возглавляемых  прокуратурой, наделенных соответствующими процессуальными, а также иными властными полномочиями, и их деятельность по осуществлению уголовного преследования в уголовном судопроизводстве и в ходе доследственной проверки.

Обвинительная власть имеет  комплексный характер и осуществляется совокупностью разнообразных органов (большинство из них - это так называемые правоохранительные органы, органы правительства), имеющих общую цель: борьбу с преступностью, и выполняющих функцию уголовного преследования. Она распространяется исключительно на сферу уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности[].9

Судебная власть по законному  и обоснованному требованию обвинительной власти применяет уголовный закон в форме привлечения виновного к уголовной ответственности. Органы обвинительной власти, действуя в процессуальной и непроцессуальной форме, раскрывают преступления, изобличают лиц, их совершивших, предъявляют и поддерживают в суде обвинение. Таким образом, обвинительная власть призвана через посредство судов добиваться реализации уголовной репрессии, поддержания упорядоченности общественной структуры уголовно-правовыми средствами. Обвинительную власть следует рассматривать и как репрессивный аппарат, осуществляющий социальную защиту общества правовыми средствами от преступлений.

Обвинительная власть находит  свое организационное выражение  в прокуратуре. Прокуратура как  полномочный носитель обвинительной  власти должна дистанцироваться от органов остальных ветвей власти, быть независимой от них. Уполномоченными обвинительной властью являются органы дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскные органы. Их полномочия на проведение уголовного преследования следует рассматривать в качестве производных от власти прокурора. Таким образом, прокуратура должна рассматриваться как номинальный носитель обвинительной власти. Из этого вытекает ее полномочие на распоряжение уголовным преследованием. Прокурор является субъектом права на уголовный иск. Другие государственные органы, осуществляющие уголовное преследование, находятся в процессуальном подчинении у прокурора. Субъектами, осуществляющими уголовное преследование, помимо прокурора, являются следователь, дознаватель, орган дознания, должностное лицо органа дознания, уполномоченное прокурором на поддержание государственного обвинения, по делу, по которому предварительное расследование осуществлялось в форме дознания, начальник следственного отдела, а также органы, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия с целью изобличения на основе собранных данных лица в совершении преступления. Все они - агенты и орудия прокурора[]10.

Информация о работе Уголовное преследование по законодательству РК