Уголовно-исполнительное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:24, контрольная работа

Описание

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации. Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осуждённых и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Содержание

Введение 3


1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного

Законодательства 4


2. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства 5


3. Уголовно-исполнительные правоотношения и их структура 8


4. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права

в России 9


Заключение 13


Задача 14


Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Глава 2.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 

     Введение            3 

    1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного

    Законодательства           4 

     2. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства  5 

     3. Уголовно-исполнительные правоотношения и их структура     8 

    4. История  развития уголовно-исполнительного законодательства и права

     в  России            9 

     Заключение            13 

     Задача             14 

     Список  использованной литературы        15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Уголовно-исполнительное законодательство — совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления осуждённых, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а также иные тесно связанные с ними общественные отношения.

     Уголовно-исполнительное законодательство является основным источником правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет уголовно-исполнительного права. Термин «уголовно-исполнительное законодательство» используется в основном в странах Содружества Независимых Государств, в то время как в других странах используется понятие «пенитенциарное законодательство». В СССР отрасль, регулирующая общественные отношения в области регулирования порядка и условий исполнения наказаний называлась исправительно-трудовым правом, и, следовательно, существовало исправительно-трудовое законодательство.

     Базовым актом в системе уголовно-исполнительного  законодательства является Конституция Российской Федерации 1993 года, которая содержит ряд норм уголовно-исполнительного права, в том числе, нормы, закрепляющие основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма, а также норму, которая относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

     Важнейшим законодательным актом в сфере  регулирования исполнения наказаний  является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 года и вступивший в силу с 8 января 1997 года №1-ФЗ. В нём устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 года; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осуждённых; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия субъектов права в исправлении осуждённых; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации установил цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Его целями являются исправление осуждённых и предупреждение совершения новых преступлений, как осуждёнными, так и иными лицами, а задачами — регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым помощи в социальной адаптации.

     Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации  применяется на всей территории Российской Федерации. Исполнение наказаний, а  также применение средств исправления  осуждённых и оказание помощи освобождаемым  лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного

     законодательства. 

     Под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения, относящихся к предмету его регулирования. Поэтому под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

     Согласно  п. «о» ст. 71 Конституции РФ принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральной компетенции.

     Принятый  УИК 18 декабря 1996г. стал основным законом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний, а также в ч.I ст. 2 УИК указывается, что уголовно-исполнительное законодательство состоит из настоящего Кодекса и других Федеральных законов.

     В более широком смысле под отраслью уголовно-исполнительного законодательства понимается вся совокупность нормативных актов, которые регламентируют общественные отношения и относятся к предмету их регулирования, возникающих в процессе исполнения наказания и применения средств исправления.

     Эти подзаконные акты можно разделить на две группы:

     а) Постановления Правительства РФ;

     б) Ведомственные акты.

     В связи, с чем Правительством РФ принято  ряд нормативных актов:

     Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах, об исправительных центрах, минимальные нормы питания и материально - бытовое обеспечение осужденных ч.3 ст.99 УИК, перечень технических средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования (ч.III ст. 83 УИК), о форме одежды осужденных к лишению свободы (ч.IV ст. 82 УИК).

     Уголовно-исполнительный кодекс делегирует полномочия Минюста и Минобороны принятие самостоятельно или совместно с другими ведомствами нормативно-правовых актов по вопросам исполнения наказания: «Правила внутреннего распорядка исправительных центров» ч.II ст.50 УИК, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений ч.III ст.82 УИК.

     Согласно  ч.IV ст.88 УИК органам государственной  власти субъектов Федерации даны полномочия по расширению прав и законных интересов осужденных, что не противоречит ст.72 Конституции РФ.

     Таким образом под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле необходимо понимать систему правовых актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия. Исходя из вышеизложенного следует источниками уголовно-исполнительного права являются: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, а также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными им Уголовно-исполнительным кодексом.

     Согласно  ч.II ст. 3 УИК устанавливается, если международным  договором установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, которые не предусмотрены законодательством РФ, то применяются Международные нормативные акты. В этом усматривается приоритет Международного права перед уголовно-исполнительным законодательством.

     Уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает рекомендации (декларации) международных организаций и международных договоров, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Впервые в законодательстве выделены в самостоятельные категории цели и задачи данной отрасли права. 

     Цель  уголовно-исполнительного  законодательства заключается в исправлении и предупреждении совершения новых преступлений как осужденными, так иными лицами ч.I ст.1 УИК.

     Исправлениеформирование у осужденных уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам общежития и правопослушание (ч.I ст. 9 УИК).

     Предупреждение – это профилактические мероприятия - охрана и надзор за осужденными ч.I ст. 82, оперативно-розыскные мероприятия ст. 84, применение мер поощрения и взыскания ст. 113, 115, а также проведения воспитательной работы.

     Но  данные цели осуществляются посредством поставленных задач перед уголовно-исполнительным законодательством, которые состоят в следующем:

     - регулирование порядка и условия  отбывания наказания осужденных;

     - определение средств исправления  (ч.II ст. 9 режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное воздействие).

     В особенной части УИК регулируется механизм реализации этих средств:

     - охрана прав, свобод и законных  интересов осужденных, которые законодательно закреплены в ст. 19 УИК - контроль органов государственной власти за исполнением наказаний; ст. 20 УИК – судебный контроль; ст. 21 УИК – ведомственный контроль; ст. 22 УИК – прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией ИУ и т.д.

     - оказания осужденным помощи в социальной адаптации направлена на предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания.

     Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач этой отрасли, их взаимосвязь между собою. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах УИК и других нормативно-правовых актах. 

     2. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного

     законодательства 

     Под нормой уголовно-исполнительного  права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан).

     Норма права представляет собой три уровня:

     1. норма представляет собой основной  элемент отрасли права – это его первый уровень

     2. комплекс норм, регулирующий определенную  группу общественных отношений (исполнение лишения свободы, исправительные работы, освобождение от наказания) – образует второй уровень.

     3. сама отрасль права образует  третий, высший уровень его структуры.

     Регулируя общественные отношения, возникающие  при исполнении наказания нормы уголовно-исполнительного права устанавливают права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказания, регулируют их деятельность в двух направлениях: процесс исполнения (отбывания) наказания и применение исправительного воздействия.

     Особенность норм уголовно-исполнительного права  состоит в том, что некоторые из них реципированы из других отраслей права. Это, прежде всего, нормы регулирующие: труд осужденных к лишению свободы (ст.103-107 УИК); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст.98 УИК); профессиональное образование (ст.108 УИК); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст.99-101 УИК) и т.д. Однако в уголовно-исполнительном праве существуют и социальные нормы, которые реализуются в форме:

     - норм-задач – к которым относятся  ст. 1 УИК – определяет цели  и задачи; ч.V ст. 103 УИК устанавливает, что производственная деятельность не должна препятствовать исправлению осужденных;

     - нормы принципы отражены в  ст. 8 УИК;

     - нормы дефиниции в ч.I ст. 9 УИК дается понятие исправлению осужденных, а в ч.I ст. 82 УИК понятие режима в исправительном учреждении.

     В уголовно-исполнительном кодексе выделяется большая группа бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду согласно законодательству РФ о труде (ч.II ст.103 УИК). Кроме того, бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства и более четко определяют предмет правового регулирования. Отсылочные нормы облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования и имеют внутриотраслевое назначение.

Информация о работе Уголовно-исполнительное законодательство