Уголовно-исполнительное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:24, контрольная работа

Описание

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации. Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осуждённых и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Содержание

Введение 3


1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного

Законодательства 4


2. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства 5


3. Уголовно-исполнительные правоотношения и их структура 8


4. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права

в России 9


Заключение 13


Задача 14


Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Глава 2.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     2) юридический факт  со сложным фактическим  составом, т.е. те факты, которые влекут за собой изменение комплекса правоотношений, например, замена одного вида наказания другим, перевод осужденного из колонии в тюрьму и т. д.;

     3) это те юридические  факты, которые способствуют возникновению, изменению или прекращению конкретных правоотношений, например предоставление осужденному свидания, привлечение его к работе без оплаты труда и т. д.

     Таким образом, анализ показывает оценка правоотношений, возникающих на основании различных юридических фактов, даёт возможность правильно применять конкретные нормы, относящиеся к различным отраслям права. 

     4. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права в России 

     Формирование  положений пенитенциарного законодательства началось еще при становлении государства и права Древней Руси. Наиболее известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, - Русская Правда, древнейшей редакцией которой, была Краткая Правда. Объединенные в Русской Правде нормативные предписания основывались на существующих обычаях и сложившейся практике наказания за опасные для князя и общества деяния. Исходя из обычая, за убийство допускалась кровная месть, т.е. разновидность смертной казни, которую приводили в исполнение родственники убитого, а не представители власти, но кровная месть могла быть заменена штрафом. Таким образом, штраф служил альтернативой смертной казни, а также служил альтернативой и за нанесение телесных повреждений. Весьма сурово законодатель относился к воровству. Так, любому предоставлялось право убить застигнутого на месте преступления ночного вора.

     Правоположения об уголовных наказаниях и их исполнении получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления Русского централизованного государства. Важными источниками рассматриваемых норм стали общероссийские Судебники 1497 и 1550 гг., где были объединены предписания Русской Правды, обычного права и судебно-прецедентной практики. Публично исполнялись смертная казнь для устрашения присутствующих, чтобы вызвать у них устойчивый страх, препятствующий совершению новых преступлений. Широкое распространение получило телесное наказание и наказание в виде помещения в тюрьму.

     В сравнении с Русской Правдой  система наказаний и процесс  их исполнения по Судебникам 1497 и 1550 гг. приобретают более суровый характер, направленный на максимальное устрашение преступников и населения, в этой связи значительная часть применявшихся ранее в виде основного наказания вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями, лишением свободы.

     Соборное  Уложение 1649 г. пошло по пути дальнейшего  наращивания устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженной мести преступнику за совершенное деяние.

     Ведущими  видами наказания стали смертная казнь, телесные наказания, в том числе членовредительские меры, широко применялось тюремное заключение, которое назначалось на определенный срок (от трех дней до четырех лет) либо неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Был введен новый вид наказания - ссылка преступников. Помимо указанного в Соборном Уложении закреплялся принцип неопределенности наказания. Важным источником предписаний о системе наказаний и их исполнении стал Артикул воинский 1715 г. – произведенная Петром I при его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России.

     Существенный  вклад в идеологию создания пенитенциарного  права внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных, определение правового статуса администрации.

     При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

     Развитием идей демократии и гуманности стало  Уголовное Уложение, принятое 22 марта 1903 г.

     Подводя некоторые итоги, можно сказать, что к моменту октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили известное развитие, впитали ряд прогрессивных демократических идей.

     Советское исправительно-трудовое законодательство получило свое развитие из предшествующей пенитенциарной теории России, и стала самостоятельной отраслью науки и права. Теоретической основой преобразований стали передовые идеи зарубежных и отечественных пенитенциаристов, нашедшее отражение еще в проекте Екатерины II об устройствах тюрем, в уставе Российского Попечительского о тюрьмах общества, в трудах С.В.Фойницкого, Н.С.Таганцева, С.П.Мокринского и С.В.Познышева. Основными положениями были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования «исправительно-трудового права». Постановлением Народного Комиссариата юстиции от 24 января 1918г. «О тюремных рабочих командах» в тюрьмах вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных. Первым крупным советским нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого», утвержденная постановлением Наркомата юстиции от 23 июля 1918г. Заведование применением уголовных наказаний возлагалось на Карательный отдел Наркомата юстиции.

     В условиях развернувшейся в России гражданской  войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918г. «О красном терроре» определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях.

     Существование этих новых мест лишения свободы  было оформлено декретом ВЦИК от 15.04.1919г. и постановлением ВЦИК от 17.05.1919г. «О лагерях принудительных работ».

     Следующим крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Окончание гражданской войны позволило советской власти перейти к созданию законодательной базы применения уголовных наказаний.

     В 1922 году вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя их которого, начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса.

     Первый  в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят 16 октября 1924 года. Задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей (ст.1), целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений (ст.2).

     Исполнение  наказаний соединялось с применением  мер исправительно-трудового воздействия. На практике некоторые положения Кодекса оказались нежизнеспособными. В связи с чем, 30 октября 1924 года были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, которые оказали существенное влияние на уголовное и исполнительно-трудовое законодательство республик, в том числе РСФСР. 22 ноября 1926 года на базе Основных начал принимается новый Уголовный кодекс РСФСР, который воспринял и развил положения союзного закона.

     29 марта 1928 года было принято  постановление ВЦИК и СНК РСФСР  «О карательной политике и состоянии мест заключения», которое подвело определенные итоги в проведении советской карательной (уголовной) и исправительно-трудовой политики. Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 6 ноября 1929г. вводится лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР на срок от 3 до 10 лет. Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930г. объявляется Положение об исправительно-трудовых лагерях, которое ставило перед ними задачу охраны общества от особо социально опасных правонарушителей путем их изоляции (ст.1), соединенной с общественно-полезным трудом, и приспособление их к условиям социалистического общежития. Лагеря находились в ведении объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ). Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 года в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

     Задачей уголовной политики Кодекс провозглашал (ст.1) защиту диктатуры пролетариата от посягательств классово-враждебных элементов и нарушений.

     Цели  исправительно-трудовой политики (ст.2) были:

     1) ставить осужденных в условия,  преграждающие им возможность совершения действий, наносящих ущерб социалистическому строительству.

     2) перевоспитывать и приспособлять  к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели.

     Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типом мест лишения свободы -- трудовая колония.

     В 30-х годах начинает набирать силу тенденция к усилению строгости уголовных наказаний и отступлению от судебного порядка их применения. Так, 5 ноября 1934г. постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссаре внутренних дел СССР было создано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет, заключение в исправительно-трудовой лагерь. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935г. расширялась уголовная ответственность несовершеннолетних, за отдельные деяния, она устанавливалась с 12-летнего возраста. 8 августа 1936г. постановлением ЦИК и СНК СССР было восстановлено упраздненное ранее тюремное заключение. Максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет. В период с конца 30-х по начало 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс РСФСР фактически перестает действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытесняется закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами. В исправительно-трудовой политике и практике наступает период застоя и регресса.

     25 декабря 1958г. Верховный Совет  СССР утвердил Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними. 27 октября 1960г. на базе Основ был принят Уголовный кодекс РСФСР. 11 июля 1969г. законом СССР были введены в действие Основы исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, а 10 декабря 1970г. Принят Исправительно-трудовой кодекс (НТК) РСФСР.

     После распада СССР Законами РСФСР от 18 февраля, 29 февраля и 6 июля 1993г. были отменены наказания (и соответственно их исполнение) в виде ссылки, высылки, условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, упразднены колонии усиленного режима. С принятием 12 декабря 1993г. новой Конституции России советский период ее истории завершился.

     После принятия Конституции Российской Федерации 1993г. начался процесс проведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. Согласно ст.71 Конституция установила положение относительно того, что в ведении Российской Федерации находится уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход законодателя предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону.

     Введение  в действие новой Конституции  активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом приходящего на смену Исправительно-трудовому Уголовно-исполнительного кодекса. Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой области оказали конференции, семинары, дискуссии, в том числе в средствах массовой информации, направленные на выработку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполнение наказаний. Существенным шагом в реформировании рассматриваемой сферы стало принятие 15 июня 1995г. Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который отменил действующие ранее общесоюзные Положение о предварительном заключении под стражу и Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Федеральный закон отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных обязательств по демократизации системы уголовной юстиции.

     13 января 1996 г. Президент Российской  Федерации одобрил подготовленную учеными и практиками, прошедшую обсуждение на различных уровнях с привлечением населения и средств массовой информации, Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005г. Концепция содержала комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции РФ, потребностями надежно обеспечить права и законные интересы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По существу в ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнительной системы России на ближайшую и отдаленную перспективу. Между тем процедура прохождения представленного в Федеральное Собрание РФ проекта Уголовно-исполнительного кодекса затягивалась в силу наличия значительного количества спорных моментов, в то время как Уголовный кодекс был принят и введен в действие с 1 января 1997г. Новое уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, без которого невозможна реализация Уголовного кодекса, запаздывало. В этой связи законодатель в целях обеспечения применения уголовного закона принял решение о внесении в действующее уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое законодательство временных (до введения в действие нового Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов) корректив.

Информация о работе Уголовно-исполнительное законодательство