Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:59, курс лекций
Лекция. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА КР. НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
1. Понятие, цели и задачи уголовного права КР.
2. Предмет и метод уголовного права.
3. Задачи и функции уголовного права.
4. Принципы уголовного права.
5. Соотношение науки уголовного права со смежными отраслями права.
Публичное извинение с возмещением материального ущерба представляет собой новый вид наказания, сочетающий в себе признание своей вины в совершенном деянии и принесение в этой связи извинения потерпевшей стороне. При этом законодатель вводит дополнительное условие, связанное с возмещением нанесенного материального ущерба.
Данное наказание применяется лишь при совершении преступлений небольшой тяжести или менее тяжких преступлений.
Публичное
извинение с возмещением
При этом в части 3 статьи 53 УК Кыргызской Республики устанавливается, что наказание в виде лишения свободы за совершение преступления небольшой тяжести и менее тяжкого преступления, предусмотренное частями 1 и 2 статей 164-166, 171, статьей 177, частью 1 статьи 181, статьей 183, частями 1 и 2 статьи 184, статьями 185-187, частью 1 статьи 203, статьями 209, 210, 276, 278, частью 1 статьи 280, частью 1 статьи 282, статьей 284, частью 1 статьи 290, частью 1 статьи 306 настоящего Кодекса, может быть назначено лишь в том случае, если у подсудимого нет возможности частично или полностью возместить нанесенный ущерб или устранить причиненный вред.
Суть
такого наказания, как публичное
извинение с возмещением
При принесении извинения перед потерпевшим обязаны присутствовать органы местного самоуправления, либо отдельные жители населенного пункта, где было совершено преступное деяние, либо трудовой коллектив.
При назначении рассматриваемого наказания в качестве дополнительного, публичное извинение приносится в суде. Суд при этом может установить срок, в течение которого должен быть возмещен ущерб.
Данное наказание заставляет виновного прочувствовать характер совершенного преступления. В то же время изолирует осужденного от общества и дает ему возможность исправиться в обычных условиях жизни.
Однако
практическому исполнению наказания
может препятствовать то, что законодатель
не определил порядок исполнения данного
наказания в Уголовно-исполнительном
кодексе Кыргызской Республики.
Е) ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Исправительные работы - это новый «старый» вид наказания, известный нам еще со времен советского уголовного права. Данное наказание было связано с мерами исправительно-трудового воздействия.
Первоначально в законе предусматривалось два вида наказания - ссылка, соединенная с принудительными работами, и исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного. В последующем в процессе совершенствования этого вида наказания исправительные работы стали подразделяться на исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного, и исправительные работы, отбываемые в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но обязательно в районе места жительства осужденного (ст. 27 УК РСФСР 1960 г.).
В соответствии со статьей 46-2 УК Кыргызской Республики исправительные работы назначаются осужденному, исправление и перевоспитание которого возможно без изоляции от общества и без удаления из той местности, в которой он проживал и работал до совершения преступления.
Цель исправительных работ - трудовое воспитание осужденного без изоляции его от общества.
Исправительные работы назначаются за совершение преступлений небольшой тяжести и менее тяжкие преступления сроком от трех месяцев до трех .лет и отбываются по основному месту работы осужденного либо в иных местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Таким образом, можно выделить два вида исправительных работ.
Из ежемесячного заработка осужденного к исправительным работам по решению суда производится удержание в доход государства в пределах от 5% до 20%.
Таким образом, в соответствии с УК КР срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работает и из его заработной платы производятся удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, то отбывание исправительных работ продлевается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.
Исправительные работы должны назначаться, когда цели наказания могут быть достигнуты без изоляции осужденного от внешнего мира. Нельзя применять исправительные работы, если по характеру и тяжести совершенного преступления степени опасности личности осужденного и обстоятельствам дела требуется более тяжкое наказание.
Контроль за исполнением исправительных работ осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.
При этом закон предусматривает право сотрудника уголовно-исполнительной инспекции привлекать к осуществлению контроля за осужденными к исправительным работам общественные объединения, благотворительные организации и частных лиц, в порядке, предусмотренном нормативными актами Министерства юстиции Кыргызской Республики (ч. 4 ст. 39-1 УИК).
Привлечение к осуществлению контроля за осужденными к альтернативным наказаниям различных общественных и неправительственных организаций, а также других заинтересованных лиц; очень важно и позволяет решить сразу несколько вопросов.
Во-первых, таким образом, осуществляется общественный контроль, за исполнением наказания уголовно-исполнительной системой и обеспечивается участие общественности в сфере предупреждения преступности.
Во-вторых,
институт добровольных помощников, кстати,
активно развивающийся в западных странах,
позволяет существенно снизить нагрузку
уголовно-исполнительных инспекторов,
а в перспективе - финансовую нагрузку
на систему исполнения альтернативных
наказаний.
Исправительные работы не назначаются:
В
случае злостного уклонения от отбывания
исправительных работ лицом, осужденным
к исправительным работам, суд по представлению
органа, ведающего исполнением наказания
может заменить исправительные
работы лишением свободы
на срок до одного года.
Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде исправительных работ признается лицо:
Несмотря на то, что исправительные работы выполняются осужденным по месту его работы, его труд является принудительным, о чем свидетельствуют соответствующие нормы УИК КР, предусматривающие ряд ограничений в процессе трудовой деятельности осужденного. Так, в период отбывания исправительных работ осужденный не может уволиться по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения, на увольнение должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством, если осужденный официально является безработным, он не вправе отказаться от предложенной ему оплачиваемой работы.
Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция, учитывая характер и степень общественной опасности преступления, личность осужденного, его поведение и прочее, вправе устанавливать дополнительные запреты и ограничения. Например, инспекция может запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, обязать его являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Такие дополнительные запреты и обязанности предусмотрены законодателем с целью предупреждения новых правонарушений.
Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и жительства в пятидневный срок.
Во
время отбывания наказания
В теории российского уголовного права исправительные работы оценивались неоднозначно. Так, М.М.Исаев считал исправительные работы, отбываемые по месту работы, имущественным взысканием, замаскированным штрафом.
В.Д.Меньшагин также называл исправительные работы замаскированным штрафом, взимаемым в рассрочку. Он пришел к выводу, что исправительные работы - более мягкое наказание, чем собственно штраф, так как соответствующая сумма уплачивается осужденным не сразу.
Вместе с тем исправительные работы отличаются от штрафа следующими признаками:
Ж) ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ.
Ограничение свободы в качестве наказания было рекомендовано в модельном уголовном кодексе стран СНГ. Однако в Уголовном кодексе КР данный вид наказания не был предусмотрен. Кыргызстан, в отличие от своих соседей, не спешил с его введением в жизнь. Вероятно, это было связано с предположением, что осужденные к общественным работам будут отбывать наказание в исправительных центрах уголовно-исполнительной системы. Строительство таких центров было бы затруднительным по причине (как и с арестными домами) проблем по финансированию строительства подобных учреждений.
Данное наказание было введено в систему наказаний Законом КР от 25 июня 2007 года. Следует отметить, что в некоторых государствах - странах СНГ, данный вид наказания уже существовал несколько лет. Поэтому было интересным предложение казахских законодателей в 2002 году, когда они видоизменили суть ограничения свободы. Вместо отбывания общественных работ в исправительных центрах, было предложено осужденным отбывать его по месту жительства под контролем уголовно-исполнительных инспекций.
Рациональное зерно заключалось в том, чтобы вместо высокозатратного процесса строительства исправительных центров направить финансовые средства на укрепление уголовно-исполнительных инспекций, призванных контролировать исполнение альтернативных наказаний. В этой связи законодатель посчитал необходимым ограничение свободы исполнять по месту жительства самого осужденного без изоляции его от общества. Таким образом, суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного судом определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывании наказания по месту его жительства без изоляции от общества под надзором специализированного государственного органа.