Лекции по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:59, курс лекций

Описание

Лекция. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА КР. НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
1. Понятие, цели и задачи уголовного права КР.
2. Предмет и метод уголовного права.
3. Задачи и функции уголовного права.
4. Принципы уголовного права.
5. Соотношение науки уголовного права со смежными отраслями права.

Работа состоит из  16 файлов

тема 1. Понятие, цели и задачи Уголовного права.doc

— 299.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тема 10. Обстоятельства исключающие преступность.doc

— 133.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тема 11. Множественностть преступлений.doc

— 129.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тема 12. Понятие и цели наказания.doc

— 186.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тема 13. Система и виды наказаний.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

     В городах общественные работы могут  быть связаны с подсобными работами по прокладке тротуаров, ремонтом и покраской школ, больниц, ремонтом водопроводно-канализационных сооружений, погрузочно-разгрузочных работ. Могут быть также работы по доставке почты, курьерская работа и т.д.

      Характер  работы определяется местными органами исполнительной власти, которые ведут учет качества работ и время общественных работ.

      В соответствии с ч.2 ст. 43 УК КР  общественные работы назначаются продолжительностью от сорока до трехсот шестидесяти часов.

     Отбываются  осужденным бесплатно в свободное  от основной работы и учебы время  не свыше четырех часов в день, а неработающим – не свыше восьми часов в день.

     Такой порядок не дает возможности концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это существенно повышает репрессивность наказания, делает его весьма эффективным в достижении целей восстановления социальной справедливости, предупреждения новых преступлений и исправления осужденных (ч. 2 ст. 49 УК). 

      Законодатель  четко прописал о  том, что наказание  виде привлечения  к общественным работам назначается, как правило:

  • с согласия осужденного;
  • с учетом состояния его здоровья;
  • с учетом его профессии, квалификации и уровня образования.
 

     Лицо, осужденное к общественным работам, не позднее 15- дневного срока, т.е. со дня поступления  приговора суда в инспекцию, должен быть привлечен к труду (ч.2 ст.28 УИК).

     При отбытии наказания  виде общественных работ, в случае злостного уклонения осужденные подлежат ответственности.  

     Уклоняющимся  от отбывания этого  вида наказания признается осужденный:

  • более двух раз в течение месяца не вышедший на общественные работы без уважительных причин;
  • более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
  • скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания (ч.1 ст. 33 УИК КР).
 

      Кроме вышеназванных причин основанием замены общественных работ может быть:

  • привлечение к административной ответственности за нарушение общественного порядка;
  • появление на работе в нетрезвом состоянии.
 

     В случае подтверждения  факта злостного  уклонения судья  по ходатайству или представлению уголовно-исполнительной  инспекции и других органов, определяющих работу, может заменить общественные работы на:

  • исправительные работы;
  • ограничение свободы, или
  • лишение свободы.
 

     Пределы сроков предусматриваются соответственно статьями 46 прим.3 и 49 УК КР.

  При этом время, в течение которого осужденный отбывал общественные работы, учитывается из расчета один день исправительных работ, ограничения свободы или лишения свободы за восемь часов общественных работ.

     Общественные  работы могут быть заменены исправительными  работами, ограничением свободы или лишением свободы также в случае, если в санкции статьи, по которой лицо признано виновным, не предусмотрены данные виды наказаний. При этом срок исправительных работ, ограничения свободы или лишения свободы устанавливается на срок не более одного года.

     Время в течение, которого осужденный работал, учитывается как смягчающее ответственность обстоятельство. Уголовный закон определил перечень лиц, которым наказание в виде общественных работ не может быть применено.

      

     Согласно  ч.4 ст. 43 УК Кыргызской Республики общественные работы не могут назначаться:

  1. военнослужащим;
  2. женщинам в возрасте свыше 55 лет и мужчинам свыше 60 лет;
  3. беременным  женщинам;
  4. женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  5. инвалидам 1 и 2 группы;
  6. лицам, не имеющие постоянного места жительства.
 

     Если  после вступления приговора в  законную силу осужденный признается инвалидом 1 или 2 группы, а также в случае наступления беременности осужденной, суд освобождает их от наказания.

    Хочется отметить, что наказание в виде привлечения к общественным работам  в Кыргызстане пока применяется довольно редко и являются новым видом уголовного наказания. Не выработанными остаются также практика его назначения и механизм реализации.  
 

    Б) ШТРАФ.

    Следующим за общественными работами, в системе  наказания идет штраф, который представляет собой денежное взыскание, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных Уголовным кодексом (ч.1 ст. 44 УК КР).

    В соответствии с принципом справедливости размер штрафа определяется судом с  учетом характера и тяжести совершенного преступления, а также  имущественного положения лица, виновного в его совершении, и его семьи, а также возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

    Представляется, что этот вид наказания целесообразно  назначать в тех случаях, когда  ущемление имущественных интересов  виновного обеспечивает карательное воздействие и достаточно для достижения цели исправления осужденного.

    Штраф может быть назначен как основное, так и дополнительное наказание в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом. 

    Приведем  несколько примеров назначения штрафа в качестве основного либо дополнительного наказания.

    Важно отметить, что ч.4 ст. 44 УК КР четко  оговаривает, что штраф в качестве дополнительного наказания назначается судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

    Хотелось  бы обратить внимание на то, что наша система наказаний в отличие от системы наказаний УК Республики Казахстан и Российской Федерации начинается со штрафа. Законодатель этих государств посчитал, что штраф является наиболее мягким наказанием, чем общественные работы. Вопрос этот является очень спорным. И нам импонирует мнение Сыдыковой Л.Ч., которая отмечает, что слишком разные сферы прав осужденного затрагивают эти наказания.   Одной стороны, при общественных работах в течение достаточно длительного времени осужденный обязан работать в месте, указанном уголовно-исполнительной инспекцией, чаще всего не по специальности, на неквалифицированной работе, причем без оплаты, в свободное от основной работы время. Это резко ограничивает возможности проведения досуга по усмотрению осужденного, да и возможности каких-то дополнительных заработков, что немаловажно. Осужденные постоянно находятся под контролем соответствующих государственных органов, при уклонении от отбывания наказания оно может быть заменено значительно более тяжким наказанием.

    Видимо, это прежде всего учитывалось  законодателями Республики Казахстан  и Российской Федерации.

    Но  с другой стороны, невозможность  заниматься профессиональной деятельностью, в течение какого-то времени может  привести к дисквалификации. В ряде случаев, особенно когда речь идет о достаточно высокой квалификации осужденного, это может существенно повысить «карательный заряд» данного наказания. Таким образом, в пользу обоих законодательных решений есть свои достаточно весомые аргументы. Мы также солидарны с ней, считая, что подход, использованный законодателем Кыргызской Республики является наиболее предпочтительным. 

    Часть 3 ст. 44 УК КР устанавливает следующие  размеры штрафа:

  • штраф в качестве основного наказания устанавливается в размере от двадцати расчетных показателей до двадцати пяти тысяч расчетных показателей;
  • в качестве дополнительного наказания – в размере от двадцати расчетных показателей до пяти тысяч расчетных показателей на момент совершения преступления.
 

    Исполнение  наказания в виде штрафа в качестве основного или дополнительного наказания при условном осуждении производится судебным исполнителем по месту жительства или работы, либо по месту нахождения имущества осужденного.

    Осужденный  обязан уплатить сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в законную силу. В случаях, когда осужденный не имеет возможности единовременной уплаты штрафа, суд по ходатайству осужденного и органа, исполняющего наказание, может отсрочить или рассрочить уплату на срок до шести месяцев.

    В случае неуплаты штрафа его взыскание  производится принудительно, в том  числе путем обращения взыскания на имущество осужденного. 

    В случае злостного уклонения от уплаты штрафа по ч.5 ст. 44 УК КР он может быть заменен на другие виды наказаний, а именно:

  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы.
 

     Размер  наказания устанавливается в  пределах срока, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, по которой лицо признано виновным.

     Штраф может быть заменен исправительными работами, ограничением свободы также в случае, если статья Особенной части УК, по которой лицо признано виновным, не предусматривает данные виды наказаний.

     При этом сроки привлечения к исправительным работам, ограничения свободы или  лишения свободы устанавливаются от шести месяцев до одного года.

     Штраф как уголовное наказание следует  отличать от штрафа как меры административного воздействия. Штраф в виде наказания назначается только по приговору суда, ему характерны высокие размеры и его назначение влечет наличие судимости у осужденного. 

     В) ТРОЙНОЙ АЙЫП.

     Совершенно  новым, специфичным видом наказания  для уголовного законодательстве КР является тройной айып, представляющий собой взыскание, налагаемое судом в трехкратном размере причиненного ущерба в денежном или натуральном выражении (ч. 1 ст. 45 УК КР).

     Подобное  наказание было характерно для дореволюционного обычного кыргызского права. Айып назначался, главным образом, за имущественные преступления. Размеры айыпа были разными - от однократной стоимости ущерба до девятикратной и более. Источниками обычного, естественно, некодифицированного права кыргызов вплоть до начала прошлого века были ереже (постановления) съездов биев (судей).

     В основном они предусматривали наказания имущественного характера - кун и айып.

     Таким образом, система наказаний у  кыргызов резко отличалась от принятой, например, в Западной Европе, где в XVIII веке и первой половине XIX века преобладало отрицательное отношение к имущественным наказаниям. Впрочем, со второй половины прошлого века это положение стало меняться. (Правда, в Европе речь шла о денежных взысканиях, у кыргызов же применялись взыскания как в денежном, так и в натуральном виде, причем, последние даже чаще - преимущественно в виде определенного количества голов скота, поскольку скотоводство в то время было основным занятием населения. Взыскания применялись не только за имущественные преступления, но и, например, за нанесение побоев, оскорбления и т.п.)

     По  сути дела, введение такого наказания  в новое законодательство явилось восстановлением прерванной национальной традиции, разумеется, с учетом современных социальных реалий. Здесь правильнее говорить о заимствовании современным законодателем не столько формы, сколько самой идеи такого наказания и ее творческом развитии применительно к новым условиям.

     Другой  немаловажной причиной появления в УК КР наказания в виде тройного айыпа явилось следующее обстоятельство. В новом законодательстве впервые была сформулирована не известная ранее действовавшему законодательству цель наказания - восстановление социальной справедливости.

тема 14 Назначение наказания.doc

— 220.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 15. Освобожд. от у. ответ-ти.doc

— 172.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тема 16 Освоб. от наказания.doc

— 205.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 18. Принудительные меры.doc

— 171.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тема 2. Уголовный закон.doc

— 187.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 3. понятие преступления. Состава преступления.doc

— 220.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тема 4. Объект преступления.doc

— 123.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 5. Объективная сторона преступления.doc

— 221.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 6. СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА.doc

— 233.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тема 7. Субъект преступления.doc

— 212.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 8. Стадии совершения преступления.doc

— 200.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Уголовному праву"