Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание

Одно из центральных мест в деятельности государства и его органов занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Содержание

Введение
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России.
Глава 1. Таможенные преступления. Применение уголовного законодательства. Теория и практика.
2.1. Контрабанда
2.2. Незаконный экспорт технологий
2.3. Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей
2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей
Глава 2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации
Заключение
Библиографический материал

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по УПР-Риб Андрей Александрович-2GJ000950.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч. 1 ст. 188 УК, поскольку согласно п. 2 ст. 30 оно уголовно ненаказуемо) и покушения. Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств, свидетельства на вывоз культурных ценностей, оборудование тайников, склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления.

     В соответствии с примечанием к  ст. 188 УК РФ контрабанда признается совершенной в крупном размере (ч. 1), если стоимость перемещенных товаров  превышает 200 минимальных размеров оплаты труда.

     Субъектами  контрабанды могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

     Субъективная  сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел - лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу РФ соответствующие предметы, предвидит опасность своих действий и желает такого результата. В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч. 3 и 4 ст. 188 УК), стадию осуществления преступного намерения (ст. 30 УК), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст. 33 УК).

     Контрабанда предметов при наличии косвенного умысла не может служить основанием для признания в содеянном наличия всех признаков состава преступления.

     Мотивы  и цель при контрабанде правового  значения для квалификации преступления не имеют, однако выяснение подлинных  мотивов и целей контрабанды имеет большое значение, так как они должны учитываться судом при назначении наказания. Чаще всего, мотив и цель при контрабанде носят корыстный характер, желание и стремление обогатиться незаконным путем.

     Квалифицируется контрабанда по двум видам. Первый вид квалифицированной контрабанды (ч.3 ст.188 УК) включает такие признаки, как совершение ее неоднократно  или должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Второй вид квалифицированной контрабанды включает более тяжкий признак – совершение преступления организованной группой.

     Неоднократность означает - совершение лицом, единолично или совместно с другими лицами, противоправных действий два раза или  более, если за ранее совершенное преступление оно не было, в установленном законом порядке, освобождено от уголовной ответственности, либо судимость за ранее совершенное лицом преступление не была погашена или снята.

     Совершение  контрабанды должностным лицом  с использованием своего служебного положения означает, что исполнителями преступления могут быть служащие государственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представителями власти, либо выполняющие исполнительно-распорядительные или административно-хозяйственные функции постоянно, временно или по специальному поручению. Следовательно, субъектами квалифицированного вида контрабанды могут быть должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства. Прежде всего, это должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, а также должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров, транспортных средств, иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники железнодорожных поездов, директора международных выставок и т.п.), должностные лица – представители высших органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации), пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей.

       Для квалификации контрабанды  по признаку применения насилия  к лицу, осуществляющему таможенный  контроль, важно установить наличие  не только самого факта насилия  и его вида (физического или  психического), но и степень насилия. Физическое насилие может заключаться в нанесении одного удара или множества ударов – побоев, а также может повлечь за собой причинение разной степени тяжести вреда здоровью потерпевшего, что охватывается составом контрабанды. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия, независимо от степени его тяжести.

     Совершение  контрабанды организованной группой  признается наиболее опасным видом  данного преступления, влекущего  самое суровое наказание. Указанное обстоятельство имеет место, когда в совершении контрабанды участвуют два или более лица, которые заранее договорились о месте, времени, способе совершения преступления, условились выполнять одинаковые роли – были соисполнителями преступления либо распределили между собой преступные функции. Несмотря на наличие в таких случаях исполнителей преступления, пособников, организаторов – действия каждого из них квалифицируются по ч.4 ст. 188 УК РФ.

     Признаком организованной группы при контрабанде, наряду с распределением ролей между ее  участниками, является также ее устойчивость, то есть, наличие у всех участников группы единого умысла на совершение ряда преступлений либо одного, но требующего длительной подготовки.

     Наказание за контрабанду по статье 188 УК РФ предусмотрено:

        - по части первой – в виде  лишения свободы на срок до  пяти лет;

        - по части второй – в виде  лишения свободы на срок от  трех до семи лет с конфискацией  имущества или без таковой.

     Более строгое наказание может быть назначено за квалифицированные виды преступления:

        - по части третьей – лишение  свободы на срок от пяти  до десяти лет с конфискацией  имущества или без таковой;

        - по части четвертой - лишение  свободы на срок от семи  до двенадцати лет с конфискацией  имущества. 
 

     2.2. Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)6 

     Статьей 189 действующего УК РФ предусмотрена  ответственность за незаконный экспорт  технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

     Согласно  охраняемому уголовным законом  РФ, незаконный экспорт - экспорт, осуществляемый с нарушением законов и иных нормативных  актов РФ. Незаконным будет, например, экспорт, осуществляемый с нарушением требований, содержащихся в Перечне отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также, в Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.

     Регулируется  экспорт технологий двойного назначения за рубеж Федеральными Законами РФ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ, «Об экспортном контроле» от 19 июля 1999 г. № 183-ФЗ, «Об основах регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, и другими нормативными актами.

     Из  их содержания усматривается, что законным экспортом признается разрешенный  компетентными государственными органами вывоз товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной  деятельности, а  также исключительных прав на них  с таможенной территории РФ без обязательства их обратного ввоза на эту территорию.

     Практически, экспорт товаров, технологий двойного назначения, включенных в соответствующие  списки, осуществляется только по разовым  лицензиям, выдаваемым уполномоченным государственным органом исполнительной власти РФ о возможности экспорта по каждой конкретной сделке со страной-импортером на поставку каждого предмета экспорта.

     Причем, экспортируемые товары двойного назначения  подлежат обязательному таможенному  оформлению в установленном порядке.

     Характерно, что в международных договорах, установивших порядок  передачи  в зарубежные страны товаров двойного назначения, предусмотрено письменное обязательство импортера о том, что предмет экспорта будет использоваться исключительно в мирных целях, не будет реэкспортироваться или передаваться в любых целях другому субъекту без письменного разрешения экспортера.

     Кроме того, в указанных договорах предусматривается  право проверки и контроля российской стороной использования предмета экспорта строго по прямому назначению и документального подтверждения выполнения этого условия.

     Таким образом, законный экспорт товаров, технологий                                           двойного назначения за рубеж заключается в предоставлении таможенным органам для контроля: во-первых, самих предметов экспорта двойного назначения; во-вторых, соответствующих документов, дающих право на вывоз этих предметов за границу, а именно: договора с иностранным партнером о поставке ему предметов двойного назначения для использования их в не военных целях, заключения уполномоченного государственного органа исполнительной власти о возможности такого вывоза оговоренных предметов экспорта, лицензии на их вывоз за рубеж конкретному иностранному партнеру.

     Если  экспортер представляет таможенным органам вышеуказанные документы, то они служат основанием беспрепятственного пропуска через таможенную границу за пределы РФ товаров, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использования при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

     Экспорт становится незаконным, когда он совершается в обход экспортного контроля, т.е. с нарушением вышеуказанных требований.

     Свое  конкретное выражение незаконный экспорт  находит в предоставлении экспортером  таможенным органам Российской Федерации соответствующих документов, полученных незаконным путем, дающим формальное право лицу, являющемуся субъектом ВЭД, на вывоз товаров двойного назначения в страну, не включенную в список государств, в которые разрешен экспорт такой продукции, либо ненадлежащему иностранному партнеру, либо товаров, не предусмотренных международным договором об их экспорте из Российской Федерации за рубеж и т.п.

     Объектом  преступления является  установленный порядок осуществления ВЭД, включающий в себя государственную монополию на экспорт отдельных видов товаров и порядок перемещения их через таможенную границу России.

     Предметом преступления  являются технологии, научно-техническая информация и  услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

     Объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, то есть, в совершении действий по вывозу в одно или несколько государств технологий, научно-технической информации и услуг вышеназванного характера с таможенной территории России за границу. Незаконными в соответствии с данной нормой признаются действия лица, совершенные с нарушением установленного специального экспортного контроля.

     Следовательно, способы совершения преступления находятся в прямой зависимости как от характера предмета посягательства (его материального носителя), так и от особенностей нарушения специального экспортного контроля.

     Преступление  признается оконченным с момента  фактического вывоза с нарушением специального экспортного контроля (включающего и таможенное оформление) хотя бы одного из названных предметов за пределы таможенной территории России, либо с момента  предоставления услуги  за пределами России.

     Признаки  возможности использования технологий, научно-технической информации и услуг при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и наличия в отношении указанных технологий, научно-технической информации и услуг специального экспортного контроля являются взаимодополняющими, что означает – отсутствие одного из них - значит отсутствие состава рассматриваемого преступления в целом.

Информация о работе Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела