Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание

Одно из центральных мест в деятельности государства и его органов занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Содержание

Введение
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России.
Глава 1. Таможенные преступления. Применение уголовного законодательства. Теория и практика.
2.1. Контрабанда
2.2. Незаконный экспорт технологий
2.3. Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей
2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей
Глава 2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации
Заключение
Библиографический материал

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по УПР-Риб Андрей Александрович-2GJ000950.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования ВЭД, в части совершения валютных операций.

     Предметом преступления является иностранная  валюта (иностранные денежные знаки  – банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении, а также  изъятые из обращения, но подлежащие обмену), средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах, ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, облигации) и другие долговые обязательства, а также средства в иностранной валюте, поступающие в пользу резидентов в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иные поступления неторгового характера, поскольку они подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.     

     В соответствии с действующим валютным законодательством РФ, перевод иностранной валюты на счета уполномоченных банков должен быть осуществлен в течение 180 дней с даты осуществления платежа по текущим валютным операциям, в любой форме в пользу резидента.

     Валютный  контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров осуществляется органами валютного контроля (Центральный банк РФ, Правительство РФ) и агентами валютного контроля (Федеральная Таможенная Служба РФ (ФТС), уполномоченные банки).

     Основными документами такого контроля являются паспорт сделки (ПС), оформляемый экспортером в уполномоченном банке по каждому заключенному им контракту, и учетная карточка (УК), составляемая ФТС РФ по каждой из произведенных отгрузок.

     Объективная сторона  преступления выражается в  невозвращении в крупном размере средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

     Конкретизировано  объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в сокрытии в крупных размерах валютных средств, подлежащих обязательному зачислению на валютные счета предприятий (организаций, учреждений) – резидентов в уполномоченных банках. Сокрытие может выражаться в любых преднамеренных действиях (бездействии), в том числе, например: в неотражении в документах операций с валютой, в занижении валютных средств, подлежащих зачислению, в утаивании валютной выручки от инкассации, в том числе в сейфах и иных местах, в незаконном переводе валютных средств или выплате их по фиктивным договорам, в незаконном размещении валютных средств за границей и т.д.   

     Состав  преступления – формальный, а это  означает, что он признается оконченным с момента незачисления валютных средств в крупном размере  на счет предприятия (организации, учреждения) в уполномоченном банке РФ.  Разумеется, уважительные причины такого незачисления могут свидетельствовать об отсутствии состава рассматриваемого преступления.

     Субъект преступления – специальный, а именно: руководители их заместители (наделенные соответствующими полномочиями) предприятий (организаций, учреждений), независимо от форм собственности. В случае, если виновный является должностным лицом государственного предприятия (учреждения, организации), то возможна квалификация содеянного дополнительно по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями).

     Субъективная  сторона характеризуется виной  в форме прямого умысла, то есть, лицо сознает, что совершает действия (бездействие), направленные на сокрытие валютных средств, и желает этого. Мотивы и цели могут быть при этом различными. На квалификацию содеянного они не влияют, но могут учитываться при назначении наказания, которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок до трех лет. 

     2.5. Уклонение от уплаты  таможенных платежей (ст. 194 УК РФ)12 

     Можно утверждать, что именно с отменой тотальной монополии государства на внешнюю торговлю и переходом Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности на рыночные отношения, широчайшее распространение, наряду с контрабандой, получило уклонение от уплаты таможенных платежей, экономический ущерб от которого, по оценкам международных экспертов и таможенных органов, составляет от 14 до 20 млрд. долларов в год.

     Поэтому вполне оправданными явились усиление государственных мер противодействия  уклонению от уплаты таможенных платежей и установление за его совершение уголовной ответственности.

     Характерно, что, несмотря на кажущуюся простоту, в уголовно-правовой науке нет  единого понимания сущности этого  состава преступления и однозначно не определено его место в сфере  экономической деятельности РФ, что и вызывает в юридической литературе оживленные дискуссии и споры.

     Одни  ученые относят уклонение от уплаты таможенных платежей к налоговым  преступлениям, поскольку эти платежи  являются разновидностью налогов, в  конечном счете, его финансовой деятельности13.

     Другие, в том числе и автор данной работы, полагают, что это деяние следует относить к группе таможенных преступлений, так как речь в данном случае идет об уклонении именно и  только таможенных платежей в сфере  его ВЭД14.

     Вторая  точка зрения предпочтительнее, поскольку она связывает уклонение от уплаты различных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.) исключительно с таможенной деятельностью, и в частности, с перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

     В соответствии с ТК РФ к числу таможенных платежей относятся:

     -  таможенные налоги: таможенная пошлина15, налог на добавленную стоимость, акцизы;

     - таможенные сборы: за таможенное  оформление, за хранение товаров,  за таможенное сопровождение  товаров, за выдачу лицензий и возобновление действия лицензий, за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

     - другие таможенные платежи: за  информирование и консультирование, за принятие предварительного решения, за участие в таможенных аукционах.

     Перечисленные выше, неуплаченные таможенные платежи  признаются предметом преступления, если их сумма превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

     Конкретные  размеры (ставки), а также порядок  начисления каждого из названных видов таможенных платежей определяется законом РФ «О таможенном тарифе», Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного союза и другими нормативными актами.    

     Статьей 194 действующего УК РФ установлена дифференцированная ответственность:

     - за уклонение от уплаты таможенных  платежей в крупном размере  (ч. 1 ст.194);

     - за то же деяние, совершенное  неоднократно (ч. 2 ст. 194).

     Объектом  данного преступления признается установленный  порядок взимания налогов как  составной части финансовой системы.

     Предметом преступления являются таможенные платежи, которые взимаются в установленном порядке при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу РФ, и в иных случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом РФ.

     Объективная сторона преступления выражается как в действиях, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, так и в бездействии – неуплате платежей в установленные сроки. Поскольку диспозиция ст.194 бланкетная, то для уяснения конкретных способов осуществления преступления необходимо обратиться к статьям Таможенного кодекса, в которых содержится их описание.

     Такие действия могут быть совершены следующими способами:

  1. Заявлением в таможенной декларации или иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений: о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, их цене; иных сведениях, дающих основания для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размеров.
  2. Предоставление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о произведенной оплате либо об обеспечении уплаты таможенных платежей.
  3. Отзывом плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов.
  4. Сокрытием плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных  платежей, и т.п.

     Для ответственности по ст. 194 УК РФ не имеет  значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось лицо. Важно, однако, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера, что соответствует критерию превышения одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Если же эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для уголовной ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов платежей охватывалась единым умыслом виновного.

     Момент  окончания рассматриваемого преступления обусловлен характером деяния, направленного  на уклонение от уплаты таможенных платежей, и способом его осуществления. В зависимости от этого преступление признается оконченным либо с момента истечения срока, отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, либо с момента фактического пользования и распоряжения товаром в иных целях, чем те, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо с момента принятия таможенным органом решения об отсрочке, рассрочке либо освобождении от уплаты таможенных платежей в полном объеме или частично, а равно, о возврате уплаченных таможенных платежей, основанного на предоставлении ему плательщиком недостоверных сведений, документов, содержащих недостоверные сведения, либо после совершения им других незаконных действий по уклонению от уплаты таможенных платежей. 

     Субъектом данного преступления может быть достигшее 16-летнего возраста, вменяемое  частное либо должностное лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее для таможенного оформления товары или иные предметы от своего имени либо представляющее интересы других лиц. В соответствии с Таможенным кодексом РФ к числу субъектов данного преступления могут быть отнесены: декларант, брокер, специалисты по таможенному оформлению, владелец таможенного склада или склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли либо руководители юридических лиц16.

     Лица, которые приобрели в собственность  или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства, если им было известно об этом в момент приобретения, подлежат ответственности за соучастие в данном преступлении.

     Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  умышленной формой вины: лицо осознает, что уклоняется  от уплаты таможенных платежей в крупном размере и желает этого, то есть направляет свои усилия на осуществление осознанного им общественного опасного деяния.

     Неуплата  таможенных платежей в установленные  сроки по неосторожности, преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность наступает и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

     Установлена ответственность за квалифицированный  вид уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, если оно совершено неоднократно. Неоднократность, имеет место, во-первых, если каждый из вменяемых субъекту эпизодов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере представляет самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом, и, во-вторых, если за ранее совершенное преступление лицо не было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное им преступление не была погашена или снята.

     Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

     За  неоднократное совершение данного преступления размер штрафа может составлять от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или заработка или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, а также альтернативно предусмотрен арест на срок до шести месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет.

       Глава 3. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по сентябрь 2010 года, в сравнении с аналогичным периодом 2009 года17 
 

     I. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания

Информация о работе Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела