Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа состоит из  1 файл

Админ право - краткие ответы.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

Административный  надзор – это вид в правоохранительной деятельности ряда органов управления.

1) органы федерального  надзора (Федеральный горный надзор, промышленный надзор).

2) государственные комитеты (по стандартам, литерологии, сертификации).

3) государственная инспекция  (в федеральном министерстве и  иных органах исполнительной  власти санитарно-эпидемиологического,  ветеринарного, рыбного, пожарного и геодезического надзора).

Компетенция органов  административного надзора определяется соответствующими положениями о них:

1) полномочия по предупреждению  правонарушений позволяют органам обнаружить и устранить правонарушения, принять меры по предупреждению и предотвращению правонарушений. Органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетентность, получать необходимые материалы, заслушивать руководителей.

1) полномочия по пресечению  правонарушений применяют для  принудительного прекращения правонарушения, предотвращения или уменьшения вредных последствий. Орган административного надзора выносит в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений.

3) полномочия по привлечению  виновных лиц к административной ответственности

Органы административного  надзора возбуждают и рассматривают  дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания.

4) полномочия по нормотворчеству

Органы административного  надзора самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы и правила, а также подготавливают проекты нормативных актов, которые принимаются другими органами.

Административный надзор представляет собой специфическую  разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Субъектами административного  надзора являются федеральные службы, государственные инспекции (Государственная инспекция по безопасности дорожного движения и др.).

Особенности административного  надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами  надзора отсутствует организационная  соподчиненность, т.е. деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.

Во-вторых, субъекты надзора  вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения.

 

26. Понятие  и назначение адм-правового договора

Административный  договор - это соглашение двух или  более субъектов административного  права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

 

27. Понятие  и виды адм-й опеки в РФ

 

28. Адм-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Административно-правовой  статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Особенности  правосубъектности иностранных  граждан и лиц без гражданства.

1. Правовое положение  иностранных граждан регламентируется  Конституцией Российской Федерации,  международными договорами, Правилами  пребывания иностранных граждан в СССР.

Согласно Конституции  РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные  граждане и лица без гражданства  подлежат административной ответственности  на общих основаниях с гражданами РФ. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешаются дипломатическим путем.

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию РФ транзитом. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на иных законных основаниях, - временно пребывающие.

Особенности правосубъектности  лиц, находящихся на территории Российской Федерации и не являющихся ее гражданами:

иностранные граждане и лица без гражданства не могут  быть государственными служащими, занимать некоторые должности, работать в  органах внутренних дел;

иностранные граждане и лица без гражданства не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

на иностранных  граждан и лиц без гражданства  не распространяется воинская обязанность;

за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства;

только к  иностранным гражданам и лицам  без гражданства применяется  такое административное наказание, как выдворение;

•   иностранные  граждане и лица без гражданства  могут въезжать на территорию РФ при  наличии разрешения;

 иностранные граждане  и лица без гражданства проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;

 для иностранных граждан  могут быть установлены ограничения  в передвижении и выборе места  жительства (например, Постановлением  Правительства РФ от 4 июля 1992 года № 470, в ред. от 30 октября 2001 года, утвержден Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан);

•   по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться при условии уведомления  об этом органов внутренних дел. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание;

•   при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из России может быть не разрешен.

 

29. Лицензирование  и регистрация как метод управления. Органы, осуществляющие лицензирование

Лицензирование отдельных  видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем  или иным видом деятельности, а  также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.

С позиции государственных  интересов, такой инструмент как  лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид  деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.

С 10 февраля 2002 года вступил  в силу новый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, который устанавливает новый перечень лицензируемых видов деятельности, а также вводит более упорядоченный и упрощенный порядок лицензирования на территории Российской Федерации.

Государственная регистрация представляет собой деятельность государства, направленную на учет регистрируемых объектов и сбор публично-достоверных данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

 

30. Адм-е принуждение:  понятие и виды принуждения

Методы деятельности исполнительной власти – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н).

Методы осуществления  исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях упрвленческого процесса.

В качестве общих методов управления выделяют методы убеждения, принуждения и поощрения.

Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.

Средствами убеждения  являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод  убеждения должен быть основным.

Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, которые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел.

Поощрительное воздействие  способствует возникновению интереса, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения.

Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность),

- материальным (премия, ценный подарок).

- статусным, изменяющим  правовой статус гражданина.

Например, присвоение почетного  звания "Заслуженный юрист РФ" – смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощрение знака Герой РФ.

Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

(штраф)

По характеру воздействия  на волю и сознание людей различаются  экономические и административные меры.

Экономические – это методы косвенного воздействия на объект управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д.

К методам административного  прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, контроль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления.

По целевому назначению меры административного принуждения подразделяются:

•   на административно-предупредительные  меры. Меры административного предупреждения используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;

•   административно-пресекательные меры - способы и средства принудительного  воздействия, применяемые в целях  прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно  опасных последствий;

•   меры административной ответственности (административные наказания). Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

По субъекту принуждения различают:

•   государственно-правовое принуждение;

•   общественно-правовое принуждение.

 

31. Понятие  и основные черты адм-й ответственности

1. Административная ответственность – это применение уполномоченного органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное пр-ние.

В РФ действует большое  количество административных правил. Правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, таможенные, правила пограничного режима, ЧП и т.д. Нарушения административных правил могут повлечь АО, УО и МО.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"