Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа состоит из  1 файл

Админ право - краткие ответы.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

• производство, связанное  с административным надзором;

• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

К числу обстоятельств, исключающих административное производство, законодатель относит:

1  — отсутствие  события и состава административного  правонарушения;

2  — недостижение  лицом на момент совершения  административного правонарушения 16-ти летнего возраста;

3  — невменяемость  лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;

4  — действие лица  в состоянии крайней необходимости или необходимости обороны;

5—  издание акта  амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

6— отмена акта, устанавливающего  административную ответственность;

7 — истечение к  моменту рассмотрения дела об  административном правоотношении  сроков, предусмотренных законом  (два месяца);

8 — наличие по тому  же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного наказания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы на законном основании, а также наличие по этому факту уголовного дела;

9  — смерть лица, в отношении которого было  начато производство по делу.

Административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ).

 

22. Акты гос-го  управления: понятие и сущность

Под правовыми актами органов исполнительной власти и  местной администрации понимаются односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению. Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления).

Понятие акта государственного управления можно определить с различных  точек зрения. Рассмотрим некоторые  из них.

1. Правовые акты управления  — это важнейшая форма управленческой  деятельности (форма управления).

2. Правовые акты управления  — это управленческие решения (термин "решение" имеет универсальный характер и устанавливает необходимость выполнения конкретных действий лицами и органами, которым адресовано данное решение).

3. Правовые акты управления  — это правовые акты; тогда  к последним можно отнести правовые акты представительных органов государственной власти, судов, прокуратуры.

4. Правовые акты управления  — это действия (или волеизъявления), поскольку они могут рассматриваться  как правоустановление или правоприменение  (или то и другое одновременно) в сфере государственного управления, что, как известно, осуществляется путем волевых действий, т. е. волеизъявления соответствующих субъектов управления. Акты управления — это и реализация властных полномочий, результатом которой является властное волеизъявление субъекта публичного управления по принятию управленческого решения.

5. Правовые акты управления  — это "предписания", так  как реальное юридическое содержание  правовых актов управления составляют  правоустановительные и правоприменительные предписания.

6. Правовые акты управления  — это разновидность документов (юридических документов, служебных  документов: протоколов, докладных  записок, справок, статистических  материалов и пр.), так как содержащиеся  в нем предписания (необходимость  совершения действия, волеизъявление и пр.) имеют свое документальное (как правило, письменное) оформление.

Анализ определений  правового акта управления, встречающихся  в специальной литературе, позволяет  выявить следующие характерные  его черты:

1) акт управления — это особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

2) акт управления —  это официальное решение, принятое  органом публичного управления  по тому или иному вопросу  исполнительно-распорядительной деятельности;

3) акт управления — это предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

 

23. Классификация  актов гос-го управления

Акты государственного управления классифицируются по разным критериям. Это позволяет лучше  понять их юридические особенности. Универсальным является разделение актов управления в зависимости от их юридических свойств на виды: нормальные, индивидуальные (ненормативные) и смешанные.

Нормальные акты –основной  вид актов управления. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы; определяют правила поведения, носят общий характер, регламентируют общественные отношения в определённых сферах, не имеют конкретного адресата, предназначены для многоразового использования. Им присуща стабильность, в их предписаниях могут содержаться нормы административного, гражданского, трудового, земельного, экологического и других отраслей права (кроме конституционного, уголовного и уголовно-процесуального). Нормативные акты, принятые органами исполнительной власти, являются наиболее распространёнными источниками права.

Индивидуальные акты издаются для решения конкретных управленческих дел, касаются конкретных действий, фактов, адресуются конкретным лицам, основываются на нормативных  актах и являются единовременными, поскольку исчерпываются единовременным применением.

Смешанные акты управления –это те, в которых наряду с нормативными есть и не нормативные предписания. Это разделение актов управления в зависимости от их юридических  свойств.

Действует классификация актов управления по издавшим их субъектам. По данному критерию различают три группы актов управления:

1. изданные Президентом  и Кабинетом Министров; 

2. другими центральными  органами исполнительной власти;

3. местными органами исполнительной власти.

Президент издаёт указы и распоряжения, Кабинет Министров –постановления и распоряжения. Эти акты управления являются обязательными для исполнения на всей территории гос-ва. Постановления по наиболее принципиальным вопросам принимаются коллегиально, подписываются премьер-министром и публикуются в официальных изданиях. Распоряжения по вопросам, не требующим коллегиального обсуждения, издаются единолично премьер-министром. Другие центральные органы власти: министры, государственные комитеты, ведомства. Министры издают приказы, инструкции, делают распоряжения в рамках своей компетенции. Приказы могут быть нормальными (по организационным, производственно-техническим вопросам). Ими утверждаются правила, инструкции и т. п. Инструкция нормативный акт, которым разъясняется порядок применения закона, другого нормативного акта, создаётся механизм их реализации, рассчитан на многократное применения. Распоряжения издаются по конкретным вопросам. Нормативного характера не имеют. Государственные комитеты принимают распоряжения в коллегиальном порядке. Председатель комитетов издаёт приказы и распоряжения. Приказы могут быть нормативными и не нормативными. Распоряжения нормативного характера не имеют. Ведомства издают приказы, постановления, инструкции, правила, положения (три последних утверждаются приказом). Местные государственные администрации (точнее их главы) издают решения, которые могут носить как нормативный так и не нормативный характер. Руководитель отделов, управлений и других подразделений органов исполнительной власти издают приказы и распоряжения, являющиеся актами не нормативными, инструкции которых являются нормативными предписаниями. Есть кроме этих двух критериев и другие критерии, по которым разделяют акты управления. Они не столь значимы в жизни и имеют специальный характер; по порядку применения –коллегиальные или единоличные; по адресату –внешние и внутренние; по форме –письменные, устные и конклюдентные (от латинского –делаю, заключаю –выражающие волю установить правоотношения: к примеру, сделку).

 

24. Требования, предъявляемые к  правовым актам управления

Главным требованием, относящимся  к акту управления, является его  законность, причем имеется в виду соблюдение не только материальных, но и процессуальных административно-правовых норм в процессе подготовки, принятия и исполнения акта управления. Однако требования к правовому акту управления могут и не носить юридического характера, а касаться формальной стороны акта управления как юридического документа (например, соблюдение правил русского языка). Законность правовых актов управления должна обеспечиваться, т. е. на всех этапах их подготовки и принятия должны создаваться условия для их действия и достижения соответствующих целей управления. Иными словами, акт управления должен издаваться на основе закона и во исполнение требований законодательных актов. Если акт управления не соответствует закону, то он должен быть отменен в рамках существующих процедур. Понятие "законность правовых актов управления" конкретизируется следующими требованиями.

1. Правовой акт должен соответствовать положениям законов и быть направлен на достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель, принимая тот или иной закон. Административный акт не может противоречить Конституции РФ, международным договорам, конституциям и уставам субъектов Федерации, действующему законодательству, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, законодательным актам субъектов Федерации.

2. Правовой акт управления  должен основываться на конституционном  и дополнительном договорном  разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления также должны издаваться в рамках установленных предметов ведения и полномочий.

3. Правовой акт управления  должен учитывать также положения  нормативных актов вышестоящих  органов исполнительной власти, т. е. он не должен им противоречить,  а, наоборот, развивать и обеспечивать  их реальное действие.

4. Акт управления должен  издаваться при соблюдении нормативно  установленного порядка его подготовки, издания, государственной регистрации  (если это требуется), вступления  в силу и опубликования; в  данном случае речь идет о  соблюдении условий, положений и требований управленческого процесса.

5. Правовой акт управления  издается уполномоченным органом  исполнительной власти или должностным  лицом только в пределах предоставленной  им компетенции; правовой акт  управления не должен ограничивать  либо нарушать предусмотренную в законодательных и иных нормативных актах компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы публичного управления; в случае нарушения требования юридической обоснованности административного акта возникает формальное несоответствие положений законов и самого акта управления, а также опасность нарушения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

6. Правовой акт управления  должен быть юридически обоснованным, т. е. иметь четкие основания  для его издания, а также цели и задачи, которые нужно выполнить, средства, которые необходимы для реализации актов управления; следует предусматривать и последствия принятия акта управления, а также возможные сложности в его осуществлении. При необходимости проекты правовых актов управления должны рассматриваться специалистами, экспертами, специальными коллегиальными образованиями.

7. Правовой акт управления  не должен ограничивать либо  нарушать гарантированные действующим  законодательством права и законные  интересы граждан, общественных объединений, негосударственных коммерческих организаций.

8. Должна соблюдаться  установленная форма акта управления  со всеми его реквизитами (разумная  структура акта и его грамотная  разбивка на конкретные части,  разделы, главы, параграфы, пункты и т. п.)

9. В случае если  это необходимо, нормативные акты  управления должны пройти государственную  регистрацию. 

10. Должен соблюдаться  порядок опубликования и вступления  в силу правовых актов управления, который устанавливается соответствующими органами в различных положениях.

 

25. Понятие  и виды надзора в РФ. Адм-й  надзор

Надзор как способ обеспечения законности в сфере  исполнительной власти заключается  в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре  в отличие от контроля вмешательство  в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

- прокурорский

- административный

В соответствии с законом "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995г. предметом прокурорского надзора  являются:

1) исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

2) соответствие актов,  издаваемых этими органами, Конституция  РФ, федеральный закон.

3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (или законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"