Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;
анализ законодательной базы по управлению безработицей;
анализ проблем безработицы;
изучение практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы;
изучение социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета……………………………………………………………………..7
Законодательная база по урегулированию безработицы………………………………..17
Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода……………………24

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
Анализ законодательной базы по управлению безработицей…………………………..40
Анализ проблем безработицы……………………………………………………………..47

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Программа мероприятий…………………………………………………………………..54
Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМУ! ГОТОВО.docx

— 241.57 Кб (Скачать документ)

С учетом сказанного, к городским  поселениям с критической ситуацией  в сфере занятости были отнесены следующие населенные пункты:

– с уровнем официально зарегистрированной безработицы более 7 %;

– с уровнем официально зарегистрированной безработицы от 5,0 % до 7,0 % и (одновременно) с уровнем  скрытой безработицы (неполной занятости) более 20,0 %;

– с уровнем скрытой  безработицы (неполной занятости) более 50 %.

В соответствии с уточненными  критериями в состав общероссийского  перечня было отобрано 330 населенных мест, в которых проживает более 5 миллионов человек.

По официальному статусу  эти поселения разбиваются следующим  образом: 111 городов (в том числе, 92 малых города с населением до 50 тыс. жителей), 101 поселок городского типа и 118 сельских поселений, связанных  преимущественно с лесной промышленностью.

Помимо того, что населенные пункты, включенные в Перечень, отличаются по размеру и категории, они имеют  и различную хозяйственную специализацию. Условно их можно разделить на пять больших групп:

– поселения, связанные с  природно-ресурсным потенциалом  страны. Они, как правило, возникли в  связи с разработкой и промышленным освоением тех или иных природных  ресурсов (нефтяных, газовых, угольных, лесных и др.). Проблемы  в  сфере  занятости  таких  городов  возникают  по  следующим причинам: исчерпание добываемых ресурсных запасов; нерентабельностью  дальнейшей эксплуатации месторождений; неконкурентоспособностью или не востребованностью продукции на внутреннем и внешнем рынках (что может носить временный характер). В вышеупомянутый Перечень было включено 203 поселения этого типа;

– поселения, монопрофильность которых обусловлена узкоспециализированными предприятиями обрабатывающей промышленности (в том числе и по первичной переработки сырья). В связи с разнообразием отраслевой специализации этого типа городов проблемы в сфере занятости в них также многообразны и сложны. Причинами их возникновения, как правило, служат: общеэкономический кризис в стране, несовершенная государственная налоговая система, разрыв ранее действующих экономических связей (по поставкам сырья и реализации продукции), отсталость применяемых технологий, изношенность основных фондов, не конкурентоспособность и невостребованность продукции, отсутствие квалифицированного управления. В Перечень монопрофильных городов с критической ситуацией в сфере занятости вошло 77 поселений рассматриваемой специализации;

– поселения, в которых  в качестве основных градообразующих  предприятий являются объекты промышленного  комплекса. По характеру специализации  и проблемам эти поселения  примыкают к предыдущей группе, однако, одной из главных причин кризисного состояния этих городов стало  обвальное сокращение государственных  заказов на оборонную продукцию. Кроме того, ситуация в таких городах  усугубляется, как правило, полной неопределенностью  перспектив развития основного производства, а также крайней ограниченностью  свободы действий руководителей предприятий промышленного комплекса. В состав этой группы входит 11 городов;

– поселения, специализация  которых обусловлена размещением  наукоемких предприятий и организаций (научные центры и близкие к  ним по профилю города и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Специфика проблем экономической деятельности (а, следовательно, и занятости населения) в этих муниципальных образования обусловлена резким сокращением государственного заказа и объемов финансирования научной деятельности (как фундаментального, так и прикладного характера). Что касается ЗАТО, то здесь проблемы те же, что и в городах с объектами промышленного комплекса. Вместе с тем, острота проблем в ЗАТО несколько сглаживается особым порядком их финансирования через федеральный бюджет. В вышеупомянутый Перечень было включено 4 таких поселений;

– поселения, связанные с  обслуживанием различных видов  транспорта (главным образом, железнодорожного). Проблемы занятости в этого рода населенных пунктах связаны с  падением объема перевозок, разгрузочно-погрузочных  и других работ на транспорте. В  Перечень было включено 19 транспортных поселений.

К регионам с преобладанием  монопрофильных городов отнесены 4 области, 2 республики и один автономный округ. В этих регионах России доля моногородов колеблется от 68% в Нижегородской области до 100% в Чукотском АО.

Одной из главных проблем монопрофильных городов является безработица. Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержанию занятости населения» Минтруду России, Минэкономики России и ряду других министерств и ведомств поручено разработать поэтапно по городам с монопрофильной структурой хозяйства и высоким уровнем безработицы специальные программы создания и сохранения рабочих мест. Для реализации данного постановления в настоящее время по заказу Минтруда России при Минэкономики России («Города России») выполняется работа по подготовке методических рекомендаций по составлению территориальных специальных программ содействия развития занятости в монопрофильных городах. Цель разработки рекомендаций - методическая помощь муниципальным органам в обосновании путей выхода из кризисного состояния и повышения занятости населения, а также в обосновании финансового обеспечения соответствующих мероприятий программы, в том числе и за счет оказания государственной помощи .

Одной из главных задач  программы является стабилизация и  совершенствование экономической  базы города путем ее диверсификации и проведения селективной политики (активизация работы действующих  предприятий, отвечающих требованием  рынка и стратегическим интересам  страны, перепрофилирование и реструктуризация предприятий, теряющих сырьевую базу и  устойчивый спрос на продукцию). Преобразование монопрофильного города в многофункциональный одновременно будет способствовать формированию более гармоничной структуры занятости, что в конечном счете окажет благотворное влияние на социально-демографический состав населения в целом. При определении основных направлений развития монопрофильных городов, необходимы:

– объективная оценка сложившейся  ситуации, анализ и постановка диагноза, установление причин, приведших город  к кризисной ситуации;

– оценка благоприятных  и лимитирующих факторов дальнейшего  развития города;

– подход к городу не как  к автономному, изолированному образованию, а как части региона и страны, а во многих случаях – как к  фокусной точке территории («малой столице»);

– особое внимание уделить  формированию в городе среды благоприятной  для привлечения инвестиций, функционирования субъектов хозяйственной деятельности и, что особенно важно, – для жизнедеятельности  проживающего населения;

– обеспечение информационно-психологического сопровождения, учет и формирование общественного мнения, т.е. обеспечить учет интересов населения, адекватное восприятие жителями замысла разработчиков  и городских органов власти, его  поддержку и, главное – его  заинтересованное, конкретное участие в реализации программы .

Важное значение для осуществления программных материалов имеет правильный отбор мероприятий для их поэтапной реализации.

В качестве основных критериев  для обоснования этапов и соответствующих  мероприятий могут служить: повышенная актуальность, определяемая, прежде всего, уровнем социальной напряженности; возможность финансового обеспечения  мероприятий, степень обоснованности и готовности к их реализации (например, обеспеченность проектной документацией).

Применительно к первому  этапу (в условиях дефицита финансовых возможностей) целесообразно:

– максимально использовать (с учетом потребностей рынка) возможности  существующих предприятий, во многих случаях  для их «оживления» достаточно скромных ресурсов для пополнения оборотных  средств;

– развитие малого и среднего предпринимательства, особенно сфер деятельности, ориентированных на использование  местных возможностей и предпосылок, дающих быстрый оборот капитала и  рост мест приложения труда;

– налаживание внутригородской  и внутрирайонной межотраслевой  кооперации, расширение сферы межселенного обслуживания;

– формирование  системы  прогнозно-проектных  материалов,  обеспечивающих проектное сопровождение  мероприятий следующего этапа;

– заблаговременная  подготовка и переподготовка кадров для предприятий  и организаций, намечаемых к развитию (размещению) в городе;

– осуществление  не капиталоемких  мер  по  повышению  привлекательности  городской среды;

– проведение комплекса  традиционных мероприятий по улучшению  занятости населения и его  социальной защите.

Применительно к последующему этапу (в условиях расширения инвестиционных возможностей) приоритетное внимание может быть отдано мероприятиям, обеспечивающих проведение диверсификации, перепрофилированию и реструктуризации экономической базы, а также существенному повышению качества и привлекательности городской среды.

Духовный мир современного горожанина характеризуется сложным  переплетением различных идеологий, мировоззрений, ценностных систем. Разнобой ценностных ориентации имеет своим  следствием исключительную пестроту типов  поведения, образов жизни, качественную дифференциацию ценностных позиций  по отношению к труду, учебе, семье, политике, городу, что позволяет  выделить в городском сообществе множество разных систем ценностей. Именно они, в конечном итоге, определяют вектор развития общества. В этом контексте  представляет интерес монопромышленный город, являющийся своеобразной социокультурной и социотерриториальной общностью. Для монопромышленных городов характерны в основном те же проблемы, что и для других категорий городов, однако в условиях односторонней направленности хозяйства эти проблемы приобретают наибольшую остроту. Сложность заключается в том, что градообразующее предприятие несёт на себе социальную нагрузку, то есть его нельзя рассматривать в отрыве от города, без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих.

Специфическая социокультурная среда монопромышленного города играет значительную роль в иерархизации ценностных ориентации населения. Градообразующее предприятие преднамеренно направляет, культивирует определённую систему ценностей и жизненные приоритеты.

В заключение следует отметить, что формирование общероссийского  перечня монопрофильных городов и других населенных мест с кризисной ситуацией, а также разработка конкретных программ и мер государственной поддержке позволит обеспечить существенное снижение социальной напряженности и повышение роли этих населенных мест в подъеме экономики России .

  1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
    1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда

 

Рынок труда представляет собой  совокупный спрос и предложение  рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного  населения по сферам хозяйственной  деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально - квалификационных разрезах относительно рабочих мест. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется  потребность первых в труде, а  вторых в заработной плате.

Можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда:

  • внешние - кризисный спад общественного производства, структурная перестройка производства, сокращение вооруженных сил, изменение отношений собственности, денежно – кредитная и финансовая политика государства;
  • внутренние (они являются систематизирующими и воздействуют на предложение труда, а не на его спрос) – демографическая ситуация, образование, подготовка и переподготовка кадров, миграция.

Исследование всех этих факторов позволяет  определить взаимосвязи между ними и ситуацией на рынке труда:

  • рост безработицы – сокращение инвестиций и потребительского спроса – сокращение совокупного спроса – уменьшение объема производства – дальнейший рост безработицы;
  • кризис производства - снижение производительности труда – усиление спада производства; 
  • безработица – перераспределение национального дохода в пользу элитных слоев – рост бедности – падение производства – дальнейший рост безработицы;
  • высокая производительность труда – рост уровня благосостояния – дополнительная покупательная способность населения – дополнительные новые потребности – рост производства – рост занятости;
  • неполная занятость – низкая зарплата – низкая производительность труда – дальнейшее уменьшение занятости.

Все эти факторы и «порождаемые»  ими тенденции в совокупности определили достаточно быстрый «скачок» безработицы в условиях формирования рынка труда.

Коротко рассмотрим, деятельность города Лесосибирска и предприятия являющиеся градообразующим для данного моногорода. Город Лесосибирск Красноярского края находится в 300 километрах севернее Красноярска на берегу реки Енисей, чуть ниже впадения в него Ангары, входя в состав региона, называемого Нижним Приангарьем.

Лесосибирск, в силу ряда факторов, является ключевым звеном, плацдармом для развития Нижнего Приангарья:

Через Лесосибирск проходит направленная на север края автомобильная трасса республиканского значения, он является конечным пунктом железной дороги (пропускная способность станции 2,5 млн.тн. в год), имеет на территории мощный речной порт, способный перерабатывать в год более миллиона тонн грузов. Енисеем город связан с Северным Морским путем, Ангарой - с районами Приангарья.

Промышленный потенциал  города выражается наличием нескольких лесопильных предприятий, два из которых входят в число крупнейших лесоэкспортных предприятий России:

Информация о работе Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения