Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;
анализ законодательной базы по управлению безработицей;
анализ проблем безработицы;
изучение практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы;
изучение социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета……………………………………………………………………..7
Законодательная база по урегулированию безработицы………………………………..17
Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода……………………24

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
Анализ законодательной базы по управлению безработицей…………………………..40
Анализ проблем безработицы……………………………………………………………..47

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Программа мероприятий…………………………………………………………………..54
Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМУ! ГОТОВО.docx

— 241.57 Кб (Скачать документ)

На развитие нелегальной  практики трудовых отношений в наибольшей степени влияют такие разделы  трудового законодательства, как  регулирование найма и увольнения, рабочего времени (в несколько меньшей  степени), положения, регулирующие права  и роль профессиональных союзов. В  то же время не секрет, что увод в "тень" трудовых отношений во многих случаях диктовался не столько трудовым, сколько налоговым законодательством, действовавшим в России на протяжении 1990-х годов.

Социально-экономические  преобразования в России в последнее  десятилетие, связанные с переходом  к рыночной экономике, привели к  существенным изменениям в общественных отношениях, в том числе и регулируемых трудовым законодательством. Появившиеся  проблемы в регулировании трудовых отношений требуют серьезного реформирования трудового законодательства с учетом того, что трудовое право особая форма реализации социальной политики государства и поэтому должно оставаться самостоятельной отраслью права, принципиально отличающейся от других отраслей (гражданского, административного) по предмету и методам регулирования. Следует также учитывать, что  трудовое законодательство призвано содействовать  взаимному усилению экономической  и социальной политики, созданию условий  для широкомасштабного и устойчивого  развития общества.

При регулировании любого вида общественных отношений основополагающим принципом является создание правовых условий для достижения оптимального баланса интересов их сторон. Сторонами  социально-трудовых отношений являются работодатель и работник. Отдельный  работник всегда заведомо слабая сторона, а достижение баланса интересов  сторон трудовых отношений возможно только при коллективной защите работниками  своих прав и интересов и при  законодательном наделении сторон определенными правами и возложении на них определенных обязанностей. Баланс интересов работодателя и  работника означает возможность  осуществления реальной защиты социально-трудовых прав и интересов работников при  учете интересов работодателя в  повышении эффективности производства. Вот основные начала и смысл, которыми должны руководствоваться законодатели при реформировании трудового законодательства, а не какими-либо посылками типа: действующее трудовое законодательство является советским, не соответствует  рыночным отношениям или зарубежным трудовым нормам права. Во-первых, в  советском трудовом праве содержалось  немало норм, которые с успехом  могут использоваться в условиях рынка. Во-вторых, действующее трудовое законодательство в настоящее время не является сдерживающим фактором в повышении эффективности производства (это другие факторы и они известны). В-третьих, использование зарубежного опыта не может и не должно являться определяющим признаком при формировании российского трудового права. Использовать зарубежный опыт необходимо с обязательным учетом российских особенностей.

Одной из важнейших национальных особенностей является наша правовая система, в которой определяющую роль играет государство. На ее формирование и функционирование большое влияние  оказывают состояние экономики, уровень культуры, исторические особенности, традиции и обычаи. Российская правовая система отличается от многих правовых систем западных стран, но близка к  французской. Многие аспекты трудовых отношений в обеих системах регулируются преимущественно законодательным методом.

Другая российская национальная особенность - патерналистская психология россиян, сформировавшаяся в процессе осуществления в России в течение  всего периода ее существования  жесткой государственной власти. Россияне обладают слаборазвитой способностью к самозащите своих прав и интересов. Им необходима государственная защита, то есть трудовое законодательство должно обеспечить работникам реальную защиту их прав и интересов. Оно должно способствовать самоорганизации работников. Работники  могут быть равной стороной в трудовых отношениях с работодателем только при своем объединении. Формой объединения  работников для защиты своих социально-трудовых прав и интересов, как правило, являются профсоюзы. В настоящее время в России, несмотря на формальное многочленство работников в профсоюзах, фактически сильных профсоюзных организаций, способных противостоять работодателям и быть равной стороной в трудовых отношениях, очень мало.

Уровень государственного вмешательства  в сферу законодательного регулирования  социально-трудовых отношений, жесткость  норм трудового законодательства зависит  от уровня развития способности работников к защите своих прав и интересов. По мере укрепления профсоюзов роль государственного регулирования должна снижаться, а  договорного — возрастать.

К реформированию трудовых отношений должен быть особый подход, так как от их состояния зависит  быть или не быть гражданскому и  социальному миру в обществе. Законодатели должны быть консерваторами, когда  затрагиваются интересы работников. Ослабление установленных государством прав и гарантий для работников и  их представителей должно отставать  от либерализации в сфере экономики. В настоящее время и, наверное, еще на долгий период, объективно необходимо законодательное усиление защищенности работников, как более слабой стороны  в трудовых отношениях. Это должно выразиться в совершенствовании как материальных норм трудового законодательства, так и процессуальных. Кроме того, при реформировании трудового законодательства необходимо провести его систематизацию.

Систематизация законодательства проводится с целью создания условий  для обеспечения его доступности  субъектам правореализации и удобства пользования законодательными актами. Такая систематизация в настоящее время должна производиться при использовании ее обоих видов: инкорпорации и кодификации. Основным нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим трудовые и связанные с ним отношения, должен стать Трудовой кодекс. В нем необходимо сосредоточить большинство трудовых правовых норм, сохранив при этом оправдавшие себя в современных условиях наиболее принципиальные положения действующих законодательных и подзаконных актов.

Во избежание коллизий в трудовом законодательстве в Трудовом кодексе следует закрепить общее  правило о недопустимости включения  норм, регулирующих трудовые отношения, в другие законы, кроме случаев, когда это непосредственно предусмотрено в самом Трудовом кодексе.

Трудовой кодекс должен включать нормы прямого действия. К компетенции  исполнительных органов власти может  быть отнесено решение лишь отдельных  вопросов, предусмотренных в Кодексе. На основе нормативных актов о  труде, не включенных в Трудовой кодекс, следует издать сборник нормативных  актов о труде.

Особо следует сказать  о международно-правовых актах о труде. Согласно Конституции РФ (ст. 15 п.4) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Т.е. с принятием Конституции РФ российское трудовое право получило новый важный свой источник. В настоящее время многие международные договоры и соглашения в сфере трудового законодательства Россией ратифицированы и даже применяются как в законотворческом процессе, так и в правоприменительном. Международные источники трудового права способствуют повышению защищенности работников, а также мировой унификации законодательства. В условиях рынка и глобализации экономики унификация трудового права приведет к оздоровлению на международной арене конкуренции между странами и предприятиями, т.к. способствует выравниванию расходов на социальные нужды. В настоящее время у законодателей и субъектов правоприменительного процесса существует проблема пользования международными правовыми актами о труде по причине их издательской разбросанности или отсутствия изданий вовсе.

Правовую основу деятельности местного самоуправления в сферах занятости  составляют нормативные и правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить на три группы.

К первой группе относятся правовые акты федерального уровня. Среди них можно выделить законодательные акты «общего плана», закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями. Это Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2265, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, постановления Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других государственных органов.

Конституция Российской Федерации  гарантирует каждому гражданину право на труд и защиту от безработицы, а также право на социальное обеспечение  по возрасту, болезни и инвалидности и социальную защиту определенных законодательством  категорий населения.

Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ к  предметам ведения органам местного самоуправления отнесены (п. 28 ст. 6) «обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения».

На федеральном уровне разрабатывается и принимается  также система специальных нормативных  актом, регулирующих деятельность органов  управления различных региональных уровней, специализированных государственных  и муниципальных служб и отдельных  учреждений, организации и предприятий  в сферах занятости. В первую очередь  по Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другие законодательные  акты.

Согласно существующему  законодательству, деятельность в сфере  занятости населения осуществляется специализированными государственными и муниципальными службами. Так, проблемами занятости занимается Федеративная государственная служба занятости населения, структуры которой не являются подразделениями соответствующих органов государственного и муниципального управления.

Вторую группу правовых актов образуют документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Это конституции (уставы) субъектов Федерации, законы и постановления администраций, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления

Третью группу образуют правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления - это уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц.

Взаимодействие между  уровнями управления и сфере занятости  регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими источники  и порядок формирования муниципальных  внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости и критерии отнесения муниципальных образований к категории «кризисных» по состоянию рынка труда.

 

1.3. Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода

 

Что такое моногорода? Этот термин совсем недавно стал появляться в выступлениях президента Дмитрия  Анатольевича Медведева и премьер-министра страны Владимира Владимировича  Путина. Почему необходимо решать проблемы таких территорий? Почему правительство  страны и президент озабочены  задачей их развития?

Моногорода - это те населённые пункты, которые экономически и социально  существуют за счёт одного-двух градообразующих  предприятий.  Или речь идёт о  нескольких технологически связанных  предприятиях, где работает не менее  четверти экономически активного населения, дающего более половины объёма промышленного  производства. Население таких территорий обычно не может самостоятельно бороться с внешними рисками — например, падением спроса на продукцию. В России 460 монгородов, и золотодобывающий Пласт вполне можно отнести к этой категории.

 Конечно, моноэкономика проблема всей страны. Города с одним предприятием, безусловно, экономически наиболее уязвимы. Особенно — в условиях кризиса. Контролирующим, инспектирующим организациям легче подчинить, «подстроить под себя» такой бизнес, а это чревато весьма негативными последствиями. Конечно, хочется, чтобы наше правительство остановило произвол некоторых контрольных или инспектирующих служб, рост этих пиявок на теле предприятий и бюджетников, которые живут за счёт организаций и их же буквально душат по всем направлениям.

Мировая история знает  разные примеры решения проблем  моногородов. Есть успешные: в Англии, например, город Бермингем, в Германии — Рур, в Чехии — Острава, где спад производства привёл в своё время к 20-процентной безработице, но за счёт развития других сфер производства или туризма, при поддержке государства территории выжили и развиваются.

Задача, поставленная в этом разделе – показать значимость социологических  исследований в выявлении такой  серьезной проблемы городов России как безработица.

Рассмотрим критерии, принятые по отношению к уровню занятости. В связи с необходимостью применения регулярно разрабатываемых, распространенных и доступных показателей занятости  населения был использован ограниченный состав показателей и критериев.

Информация о работе Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения