Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;
анализ законодательной базы по управлению безработицей;
анализ проблем безработицы;
изучение практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы;
изучение социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета……………………………………………………………………..7
Законодательная база по урегулированию безработицы………………………………..17
Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода……………………24

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
Анализ законодательной базы по управлению безработицей…………………………..40
Анализ проблем безработицы……………………………………………………………..47

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Программа мероприятий…………………………………………………………………..54
Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМУ! ГОТОВО.docx

— 241.57 Кб (Скачать документ)

Проведенный анализ показывает, что в городе Лесосибирске с каждым годом увеличивается количество граждан, обращающихся за содействием в службу занятости. Также возрастает количество обращений в центры занятости населения пенсионеров по инвалидности. При этом уровень общей безработицы снизился от численности экономически активного населения.

Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.

Несмотря на различные  модификации структур служб занятости  в различных странах, все они  в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая  все «модификации» в соотношении  «центр-периферия». Управляющее воздействие  на сферу занятости и рынок  труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб  занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность  и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным  влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.

Важное значение имеет уровень образования и профессиональной подготовки населения. Почти половина безработных имеют среднее специальное или начальное профессиональное образование, что соответствует среднему уровню образования безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных рабочих кадров на российском рынке труда.

Полученные расчеты не дают оснований говорить и о существенном улучшении положения лиц с  высшим и средним специальным  образованием.

Вопросы обучения безработных  новым профессиям, специальностям, равно как и вопросы повышения их квалификации, становятся особенно актуальными, и в связи с ухудшением состояния экономики страны отчетливо выявляется тенденция сворачивания предприятиями системы профессионального обучения, упразднения образовательных структур, ведающих профессиональным обучением работников. Разумеется, такой подход ведет к резкому сокращению численности обучаемых и прежде всего молодежи. Количество рабочих, прошедших подготовку, переподготовку или обучение впервые, уменьшилось вдвое.

Дело в том, что люди, оказывающиеся безработными, часто  теряют работу потому, что работодателей  больше не устраивает уровень их квалификации, подготовки, а также по причине  невостребованности их профессий и специальностей на рынке труда.

Возникает проблема не только трудоустройства безработных, но и  резкого повышения потенциала их конкурентоспособности на рынке  рабочей силы.

Рынок профессий во многом зависит от уровня развития экономики, ее технической и технологической  оснащенности, экономичного положения  страны в тот или иной отрезок  времени. Он в сущности своей подвижен, возникают и исчезают определенные профессии, но остается тенденция, присущая группе развитых экономик, тенденция исчезновения и роста определенных профессий, которая при достаточной научной проработке может помочь составить картину рынка профессий на ближайшее будущее, а тем самым способствовать его формированию в нужном направлении.

Вынужденная смена профессии  – явление весьма болезненное  и сложное. Переход от одной деятельности к другой осложняется тем, что  имевшиеся навыки и оказываются  ненужными, что весьма нерационально, ибо ведет к значительным потерям, которые болезненно переживаются человеком. К смене профессии человек  должен быть психологически подготовлен. Психологическая готовность к смене  профессии должна базироваться на информационности о потребностях в кадрах и специалистах на местном рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда  и о проблемах трудоустройства  различных сферах деятельности, о  перспективности выбранной профессии  на рынке труда. Важным компонентом  психологической готовности к смене  профессии является освоение техники  самоопределения (определение целей  поиска работы, создание собственного позитивного имиджа, обучение способам саморекламы для успешного трудоустройства и так далее).

Приобретение профессионально-квалификационных характеристик и их повышение  представляет собой эффективный  способ повышения производительности труда, но требующих значительных затрат времени и средств. Социально-экономического развития города образовательная программа  выполняет не только социальную задачу повышения культурно-образовательного уровня народа, но и экономическую  – создание роста производительности труда и снижения дефицита рабочей  силы.

Такая программа помогла  бы расширить возможности трудоустройства, повысить мобильность и производительность трудовых ресурсов, для чего необходимо организовать более широкое привлечение  предприятий при финансовой поддержке  муниципального образования к обучению и переобучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» от 28 августа 1995 г.  № 154-ФЗ.

2 Закон о занятости  населения в Российской Федерации  от 25.07.2002 №116-ФЗ.

3 Трудовой кодекс Российской  Федерации. – М. : Омега-Л, 2005. – с. 183

4 Авраамова, Е.М. Правовое регулирование на российском рынке труда / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Вернаховская // Вопросы экономики. – 2006. – № 4. – с. 37-41.

5 Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости : учебное пособие для вузов / Р. Л. Агабекян, Г.А. Авагян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 190 с.

6 Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокин. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 407 с.

7 Барсукова, С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство, парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – с. 129-131.

8 Боровик, В.С. Занятость  населения : учебное пособие / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. – Ростов-на-Дону: «Феликс», 2001. – 320 с.

9 Бочарова, И. Программы содействия занятости // Экономист. – 2005. - №5. – с. 77-84.

10 Бреев, Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. – 2005. - №7-8. – с. 305-325.

11 Буланов, В.С. Рынок  труда : учебник / Под ред. проф В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М. : «Экзамен», 2000. – 448 с.

12 Вертешев, С.М. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / под рук. д.т.н. проф. С.М. Вертешева, проф. Рохчина В.Е. – СПб : Издательство СПб ГПУ, 2003. – 320 с.

13 Винокуров, М.А. Экономика  труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. – СПб. : Питер, 2004. – 656 с.

14 Вишневская, Н. Реформа  законодательства о защите занятости  и рынок труда // Мировая экономика  и международные отношения. –  2006. - №10. – с.34-42.

15 Волгин, Н.А. Социальная  политика : учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. – М. : Издательство «Экзамен», 2002. – 736 с.

16 Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации : учебник / И.Е. Ворожейкин. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 176 с.

17 Выборнова, В.В. Муниципалитеты управляют занятостью / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Трудовое право. – 2006. – № 4. – с. 54.

18 Генкин, Б.М. Экономика  и социология труда: учебник  для вузов / Б.М. Генкин. – 2-е  изд., испр. и доп. – М. : Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 412 с.

19 Зотов, В.Б. Муниципальное  управление : учебник для вузов / В.Б. Зотова, З.М. Макашева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 279 с.

20 Иванова, В.Н. Управление  занятостью населения на местном  уровне: учебное пособие / В.Н.  Ивановой, Т.И. Безденежных. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с.

21 Ильин, С.П. Рынок рабочих  мест для социально не защищенных  категорий населения // ЭКО. –  2005. - №12. – с. 128-135.

22 Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления : учебник / В.И. Кнорринг. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416 с.

23 Морозова, Т.Г. Региональная  экономика : учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.П. Поляк и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 519 с.

24 Рофе, А. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / А. Рофе, Б. Зобченко, В. Ильин. – М. : Наука, 1997. – 85 с.

25 Семенов, А. Принципы  и механизмы создания рабочих  мест // Экономист. – 2002. -№2. –  с.40-47.

26 Скутнева, С.В. Социально-правовые аспекты проблем занятости // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – с. 88-90.

27 Старовойтова, Л.Н. Занятость  населения и ее регулирование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Н. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М.: Изд. центр Академия, 2001. – 192 с.

28 Официальный сайт спикера парламента Миронова С.М. www.mironov.ru

29 Министерство региональной политики www.minregion.ru

30 Общероссийская общественная организация «Всероссийский совет местного самоуправления» www.vsmsinfo.ru

31  Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И. Плакся. - М: Наука, 2006. - 262 с.

 

32 Зиброва, Е.  Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/.

 

33 Макаров, Н. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране / Н. Макаров. - 2010 г. - [Электронный ресурс]. - URL: www.abird.ru.

 

 

 

 

Приложение 1.

Г. Лесосибирск

 

2010 год 

2009 год

1.Обратилось в поиске  работы-всего, чел. 

3907 

5750

2.Признано безработными, чел. 

2571 

3772

3.Трудоустроено службой  занятости  граждан, чел 

2700 

2924

из них:

   

трудоустроено безработных, чел. 

1536 

1573

4.Трудоустроено безработных  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы , чел 

70 

47

5.Трудоустройство безработных  граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из числа выпускников учреждений  начального и  среднего образования,  чел 

18 

18

6.Трудоустроено подростков  в возрасте от 14 до 18 лет, чел 

457 

450

7.Направлено на обучение  и переобучение, чел. 

660 

663

8.Социальная адаптация  безработных на рынке труда  (клубы «Навыки эффективного поиска  работы» и «Активный поиск  работы»), чел 

115 

90

9.Психологическая поддержка  безработных граждан, чел 

370 

363

10.Участвовало в общественных  и временных работах, чел.  

586 

513

11.Получили профориентационные услуги, чел 

3254 

3200

12.Получили услуги по  содействию самозанятости безработным гражданам , чел.

В том числе получили финансовую помощь

274

 

156

225

 

137

13.Адресная поддержка  при переезде в другую местность  для замещения    рабочих  мест , чел 

43 

180

14.Трудоустроено выпускников  образовательных учреждений на  стажировку в целях приобретения  опыта работы 

46 

4

15.Количество оснащенных  специальных рабочих мест для  трудоустройства инвалидов, (единиц) 

-

16.Количество вакансий, заявленных  в службу занятости (единиц) 

4667 

4216

На конец отчетного  периода

17.Численность ищущих  работу граждан, состоящих на  учете

837 

1283

из них:

   

лица, не занятые трудовой деятельностью в трудоспособном возрасте

837 

1283

Численность безработных: 

814 

1245

из них лица, которые  получают пособие по безработице 

735 

1099

18.Уровень безработицы (%) 

1,95 

2,9

19.Наличие вакантных мест  на конец периода 

90 

14


 

Приложение 2

 

Профессиональный состав безработных граждан по г. Лесосибирску

 

Наименование профессии, квалификации

2009 год

2010 год

1

2

3

Бухгалтер

58

67

Воспитатель детского сада

25

17

Главный бухгалтер

13

23

Делопроизводитель

13

6

Инженер

26

23

Инспектор по кадрам

21

19

Кассир

18

13

Менеджер

24

17

Сестра медицинская

21

22

Техник

40

45

Учитель

26

33

Экономист

41

41

Юрист

27

32

Кладовщик

14

24

Оператор ЭВМ

64

51

Повар

32

34

Портной

28

31

Продавец

37

57

Швея

16

14

Штукатур маляр

36

40

Бульдозеристы

52

52

Вальщики, раскряжевщики, чикировщики

14

18

Водитель на вездеход, лесовоз

10

16

Пилорамщик на вудмайзер

18

13

Инженер мастер леса

4

9

Рабочий на лесозаготовке 

19

16


 

Приложение 3.

 

Распределение безработных  по причинам увольнения по г. Лесосибирску

 

 

2009 год

2010 год

1

2

3

-уволившиеся по собственному желанию

554

515

-уволенные за нарушения  трудовой дисциплины

1

1

-уволенные в связи  с ликвидацией организации, либо  сокращением численности или  штата работников

118

121

-лица, освобожденные из  мест лишения свободы

1

2

-выпускники общеобразовательных  учреждений

14

9

-выпускники учреждений  высшего профессионального образования

61

81

-выпускники учреждений  среднего профессионального образования

148

162

-выпускники учреждений  начального профессионального образования

36

81

-граждане, уволенные с  военной службы

6

10

-другие причины

285

215

Информация о работе Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения