Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:47, доклад

Описание

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях.

Работа состоит из  1 файл

Понятие судебной власти.docx

— 66.29 Кб (Скачать документ)

Понятие судебной власти. Судебная система  Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей  в Российской Федерации действует  самостоятельная и независимая  судебная власть, представленная совокупностью  органов - судов, образующих судебную систему  Российской Федерации.

 

Термин «судебная власть»  употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть  -  это  деятельность судебных органов по осуществлению  возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль  государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области  разрешения правовых конфликтов.

. Судебная власть: основные признаки.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   1) исключительностью. Она реализуется только специальными государственными органами - судами в лице профессиональных судей и привлекаемых в соответствующих судах к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Суды учреждаются только в соот­ветствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»;

 

2.)независимостью, самостоятельностью, обособленностью. Она

осуществляется независимо от законодательной (представительной) и исполнительной власти. Суды подчиняются  только Конституции Российской

Федерации и закону. Решения  суда не требуют какого-либо утверждения.

Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные  структуры;

 

3.) судопроизводством как  средством ее реализации. Она  осуществляется только посредством  установленного Конституцией и  законами процессуального порядка  по соответствующим категориям  дел. Детальная регламентация  деятельности судов и точное  исполнение судами всех процессуальных  требований при рассмотрении  и разрешении дел предусмотрены  в интересах установления всех  фактических обстоятельств дел  и вынесения по ним обоснованных  и законных решений. 

 

4.)подзаконностью. Компетентность судов определяется действующим законодательством, и прежде всего Конституцией РФ. Законодательная и исполнительная власть не вмешиваются в деятельность судов.

 

5)обязательностью судебных  решений. Все законные и обоснованные  требования и распоряжения суда  обязательны для исполнения всеми  без исключения государственными  органами, организациями, должностными  лицами и гражданами. Вступившее  в силу решение суда носит  характер закона и действует  на всей территории России.

 

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные  правовые конфликты между членами  общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется  особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации  в совокупности образуют судебную  систему;

2) судебная власть, согласно  ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется  в соответствии с четко установленной  процессуальной формой (надлежащей  правовой процедурой);

4) решения органов судебной  власти не могут быть пересмотрены  органами других ветвей власти.

Сфера осуществления  судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.   В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Основополагающим  принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе)

 Единство судебной  системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной  системы Российской Федерации  Конституцией РФ и Законом  о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными  судами и мировыми судьями  установленных федеральными законами  правил судопроизводства;

3) применения всеми судами  Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  общепризнанных принципов и норм  международного права и международных  договоров Российской Федерации,  а также конституций (уставов)  и других законов субъектов  Федерации;

4) признания обязательности  исполнения на всей территории  Российской Федерации судебных  постановлений, вступивших в законную  силу;

5) законодательного закрепления  единства статуса судей;

6) финансирования федеральных  судов и мировых судей из  федерального бюджета.

 

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные  суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые  судьи субъектов Российской Федерации.

 

Система федеральных  судов выглядит следующим образом:

 

1) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские  и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств  закрепленного в Конституции  РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов  учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное  укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан  в духе точного и неуклонного  исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

 

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой  централизованную систему, возглавляемую  Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие  обычные уголовные, гражданские  и административные дела. Другую - военные  суды, осуществляющие правосудие в  Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных  судов республик в составе  РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено  составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов  общей юрисдикции включены также  и мировые судьи.

 

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные  и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный  Суд РФ и суды, относящиеся к  среднему звену, выполняют также  функции кассационной и надзорной  инстанций.

 

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных  судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными  органами соответствующих субъектов  Российской Федерации.

Закон о судебной системе  РФ фиксирует указанное положение  названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными  инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

федеральные суды общей юрисдикции бывают

а) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции. Верховный  Суд является непосредственно вышестоящей  инстанцией по отношению к верховным  судам республик, судам иных субъектов  Федерации, военным судам;

  • Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.
  • Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
  • Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.
  • Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
  • Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным  конституционным законом.

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд  является непосредственно вышестоящей  инстанцией по отношению к мировым  судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются  по территориальному принципу по месту  дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах  формированиях, где предусмотрена  военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем  внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

Арбитражные суды осуществляют правосудие по гражданским делам. Им подведомственны дела по экономическим  спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

1) между юридическими  лицами, гражданами, имеющими статус  индивидуального предпринимателя,  приобретенный в установленном  законом порядке;

2) между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации,  между субъектами Российской  Федерации.

 

К экономическим  спорам, разрешаемым арбитражным  судом, в частности, относятся споры:

 

  • о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

 

  • об изменении условий или о расторжении договоров;

 

  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

 

  • о признании права собственности;

 

  • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

 

  • о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

 

  • о возмещении убытков;

 

  • о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, если эти акты не соответствуют законам (иным нормативным правовым актам) и нарушают права и законные интересы юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя;

 

  • о защите чести, достоинства и деловой репутации;

 

  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

 

Информация о работе Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации