Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:47, доклад

Описание

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях.

Работа состоит из  1 файл

Понятие судебной власти.docx

— 66.29 Кб (Скачать документ)

6 имеет внешнее выражение,  т. е. закрепляется в определенных  формах-источниках.

 

Критерии (основания) деления  права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной  правовой базы.

 

Основные цели административного права можно  определить так:

 

•   создание условий  для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

 

•   обеспечение демократической  организации государственной администрации;

 

•   создание условий  для реализации гражданами, их объединениями  прав и свобод;

 

•   создание условий  для развития экономики;

 

•   создание условий  для реализации социальных программ;

 

•   обеспечение защиты граждан и общества от административного  произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия государственной  администрации

Предмет административного  права

Общественные отношения  в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности  общества, составляют предмет административного  права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного  права:

По субъектному  признаку:

между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии  соподчинения (горизонтальные отношения);

между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

между субъектами исполнительной власти и гражданами;

между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов  Федерации;

между органами исполнительной власти субъектов Федерации;

между органами исполнительной власти субъектов Федерации и  исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости  от направления воздействия:

внешние отношения, отношения  в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные  отношения.

Предмет административного  права отличается динамичностью. Отдельные  отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом  правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено  формированием новых отраслей российского  права. Некоторые группы отношений  на данном этапе составляют предмет  административного права, что явилось  результатом систематизации норм, устанавливающих  административную ответственность, в  КоАП.

Метод административного  права

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств  воздействия на управленческие отношения  составляет метод административного  права.

Характеристика  административно-правового метода:

1 представляет собой определенное  соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2 наиболее присущи правовые  средства распорядительного типа;

3 чаще всего представляет  собой одностороннее волеизъявление  одного из участников регулируемого  отношения;

4 не исключает использования  диспозитивных средств;

5 отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих  отношений.

Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

 

Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение - метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

 

В настоящее время диспозитивные  средства правового регулирования  начали применяться все более  широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

Система административного  права

Система административного  права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы  административного права:

1 обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

2 представляет собой объективное  правовое явление;

3 характеризуется взаимосвязанностью  и взаимообусловленностью административно-правовых  норм и институтов;

4 включает определенные  элементы;

5 изменяется с учетом  изменения предмета правового  регулирования (управленческих отношений).

Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.

 Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.

Отрасль административного  права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

 Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

 

     а) «Органы  исполнительной власти» с выделением  институтов «Федеральные органы  исполнительной власти (общие вопросы)»,  «Федеральные министерства», «Иные  федеральные органы государственной  власти», «Органы исполнительной  власти субъектов РФ (общие вопросы)»,  «Виды исполнительных органов  субъектов РФ». Заметим, что  в соответствующих классификаторах  республик, областей и др. возможны  более дробные классификации их органов;

 

     б) «Государственная  служба (общие вопросы)» с выделением  институтов «Государственная служба  в федеральных государственных   органах»,   «Государственная  служба   в   государственных  органах субъектов РФ»,  «Государственная  служба  в государственных учреждениях  и предприятиях»;

 

     в) «Административно-правовые  режимы» с институтами «Чрезвычайное  положение», «Военное положение», «Таможенный  режим», «Функциональные режимы»;

 

     г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная   регистрация»,   «Лицензирование»,   «Стандартизация» и т.п.

 

     д) «Государственное  управление  в  сферах  государственной  жизни» с институтами «Разграничение  функций между органами РФ  и органами ее субъектов», «Компетенция  органов исполнительной власти»,  «Принятие решений» и т.п. Институты  данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

 

     е) «Контрольно-надзорная  деятельность» с институтами  «Учет», «Контроль», «Надзор».

 Институт  права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

 

   Систему административного  права принято делить на две  части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах от­дельных сфер деятельности исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

 

= устанавливающие административно-правовой  статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

 

= регулирующие основы  организации и деятельности исполнительной  власти (аппарата государственного  управления);

 

= обеспечивающие законность  деятельности исполнительной власти;

 

= регламентирующие принуждение по административному праву.

 

     Особенная  часть включает институты, регулирующие:

 

- обеспечение безопасности  граждан, общества, государства,  а также административно-политическую  деятельность;

 

- организационно-хозяйственную  деятельность;

 

- социально-культурную деятельность;

 

- деятельность государственной  администрации по организации  и осу­ществлению политических, экономических и иных внешних связей.

.

Источники (формы) административного права

Источники (формы) административного  права это внешнее выражение  и закрепление содержания норм административного  права.

Виды юридических  источников административного права:

1 нормативный правовой  акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами  правотворчества и содержащий  нормы административного права;

2 административно-правовой  договор нормативного содержания  – двустороннее или многостороннее  соглашение между субъектами  правотворчества, содержащее нормы  административного права;

3 административный прецедент  – решение по конкретному управленческому  делу, которое становится обязательным  для всех аналогичных дел, возникающих  в будущем;

4 правовой обычай –  санкционированное государством  исторически сложившееся правило  поведения в сфере управления;

5 административно-правовая  наука (доктрина) – научные труды  (монографии, статьи, положения и  т. д.) по вопросам административного  права, на основании которых  вырабатываются новые административно-правовые  нормы и принимаются решения  по конкретным управленческим  делам

.

Источники административного  права - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-пра­вовые нормы. Основными источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов управления, в которых получают свое внешнее выражение и закрепление нормы административного права.

   В зависимости от юридической  силы нормативно-правовых актов,  их можно разделить на следующие  группы:

 

  1. Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

 

  1. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

 

  1. Акты органов местного самоуправления.

 

  1. Союзные акты (акты органов бывшего СССР).

 

  1. Международные акты.

 

     Ограниченным  по сфере действия источником  административного права являются  нормативные акты руководителей  государственных предприятий, учреждений.

 

  Источники административного права можно классифицировать по различным основаниям:

 

По уровню компетенции  или юридической силе: международные, общие (общероссийские), межотраслевые, отраслевые, региональные, местные и корпоративные.

 

По государственному устройству: федеральные, субъектов федерации, региональные и МСУ.

 

По форме и  виду: конвенция, соглашение, договор,  конституции, законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, ГОСТ, СНиП.

 

По субъектному  составу: коллегиальные и единоначальные.

 

По направленности действия: внутренние (внутрисистемные или организационные) и внешние – (регулятивные, направленные на регулирование общественных  отношений).

Информация о работе Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации