Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:47, доклад

Описание

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях.

Работа состоит из  1 файл

Понятие судебной власти.docx

— 66.29 Кб (Скачать документ)

 

По содержанию: материальные и процессуальные.

 

Одним из источников административного  права в постсоветский период стал административный договор. По своей  правовой природе это вид нормативно-правового  акта, который граничит с конституционными нормами.

  Административный договор  - это соглашение двух или более  субъектов административного права,  влекущее установление, изменение  и прекращение административных  прав и обязанностей. Органы испол­нительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

 

     По предмету  различают договоры:

 

~ о компетенции (разграничение  и делегирование полномочий и  предметов ведения);

 

~ в сфере управления  государственной собственностью;

 

~ обеспечивающие государственные  нужды;

 

~ контракты с государственными  служащими, студентами;

 

~ финансовые и налоговые  соглашения;

 

~ о взаимодействии и  сотрудничестве;

 

~ различного рода концессии  и инвестиционные соглашения;

 

~ об оказании некоторых  услуг частным лицам (содействия  занятости населения, коммунальные  услуги, перевозка в общественном  транспорте).

 Многообразная система  источников административного права  для упорядочивания требует систематизации  и кодификации административно-правовых  норм.

Правосознание - совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающий источник административного права – нормативный  правовой акт, что обусловлено принадлежностью  российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

Виды нормативных  правовых актов - источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Источники административного  права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее  время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

Административное  право в системе российского  права

Административное право  наиболее тесно взаимодействует  со следующими отраслями российского  права:

конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

земельным и экологическим  правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании  вопросов государственной службы, которая  является комплексным правовым институтом;

уголовно-процессуальным и  гражданско-процессуальным правом. В  рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального  и гражданско-процессуального права.

 

Административное  правонарушение: признаки, состав

Административное правонарушение представляет собой общественно  опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные  правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного  проступка образуют четыре элемента:

объект правонарушения,

 объективная сторона,

 субъект,

 субъективная сторона. 

Объект административного  проступка - это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

1 причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);

2 воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);

3 устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения

4 это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

О наличии объективной  стороны можно говорить только в  том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

Неоднократность - это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость — это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

В зависимости  от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

1 посягающие на права граждан и здоровье населения;

2 посягающие на собственность;

3 в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;

4 в области промышленности;

5 в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;

6 в области финансов и торговли;

7 посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Содержание административной ответственности

Административная ответственность  представляет собой применение административных взысканий за совершение административного  правонарушения. Она выражается в  применении государственными органами и их должностными лицами власти мер  административного воздействия  к гражданам, а в соответствующих  случаях -и к организациям за нарушение законности.

Административная  ответственность имеет специфические  особенности:

1. Устанавливать административную  ответственность могут только  органы законодательной, а в  пределах своей компетенции - и органы исполнительной власти.

2. Если при дисциплинарной  ответственности между начальником,  применяющим м:еры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

3. Большинство составов  административных проступков можно  назвать формальными: административная  ответственность наступает, как  правило, независимо от того, есть  ли непосредственные отрицательные  последствия от данного правонарушения  или нет, - достаточно самого факта  нарушения правил, охраняемых нормами  административно-правовых актов. 

4. Основанием административной  ответственности является совершение  административного проступка. Таким  проступком признается посягающее  на государственный или общественный  порядок, собственность, права  и свободы граждан, на установленный  порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена  административная ответственность.  Правонарушитель должен претерпеть  нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф)  и физического (административный  арест) характера. 

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности  присущ всеобщий характер, который  проявляется в следующем: 1) во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность; 2) ответственность  возникает перед государством, которое  устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел  об этих правонарушениях и наложению  взысканий.

Административную  ответственность характеризует  множественность органов, полномочных  ее устанавливать - это и законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы исполнительной власти Федерации и субъектов, органы местного самоуправления по вопросам стихийных бедствий и эпидемий. Разнообразны органы, применяющие административную ответственность: административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность  не влечет судимости и не является основанием увольнения с работы.

 

Кодекс об административных правонарушениях содержит общие  правила наложения взысканий  за административные правонарушения. Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, его последствий, личности правонарушителя и других обстоятельств.

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев после  совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Информация о работе Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации