Судебная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
В Конституции Российской Федерации в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в главе 7 “Судебная власть”.

Содержание

1. Ведение2
2. Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в Российской Федерации.3
3. Федеральные суды.
3.1. Конституционный Суд Российской Федерации.6
3.2. Верховный Суд Российской Федерации.
3.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.14
3.4 Дисциплинарное судебное присутствие.16
4. Суды субъектов Российской Федерации.
4.1 Конституционные (уставные) суды. 17
4.2 Мировые судьи.18
5. Правовой статус судей в Российской Федерации.19
6. Прокуратура Российской Федерации.21
7. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.22
8. Заключение.25
9. Литература.26

Работа состоит из  1 файл

Конституционное право. Судебная система в РФ.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)


Содержание.

 

Наименование

Стр.

1. Ведение

2

2. Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в Российской Федерации.

3

3. Федеральные суды.

3.1. Конституционный Суд Российской Федерации.

6

3.2. Верховный Суд Российской Федерации.

 

3.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

14

3.4 Дисциплинарное судебное присутствие.

16

4. Суды субъектов Российской Федерации.

4.1 Конституционные (уставные) суды.   

17

4.2 Мировые судьи.

18

5. Правовой статус судей в Российской Федерации.

19

6. Прокуратура Российской Федерации.

21

7. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.

22

8. Заключение.

25

9. Литература.

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Ведение.

 

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.

В Конституции Российской Федерации в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в главе 7 “Судебная власть”.

Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц.

Согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному Конституционному закону “О судебной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 года судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России.

В настоящее время в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в Российской Федерации.

 

“С античности до наших дней вопросы судебной власти неизменно занимали видное место в исследованиях юристов, философов, позднее социологов и представителей других общественных и гуманитарных наук”1.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в статье 10 Конституции Российской Федерации.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Федеральным Конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации” и Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, то есть производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

“Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом”

[1, гл. 7, ст. 118, п. 1].

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Само понятие “судебной власти” возродилось еще в начале 90-х годов, а при “советском режиме судебной власти как таковой  не было: ведь совокупность судов – это еще не судебная власть”2.

Судебная власть выступает как:

- совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном соответствующим процессуальным законом.

 

1 Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2009, С. 7.

2 Петрухин И. Л. Проблема судебной власти в современной Росси // Государство и право. 2000. № 7. С. 15, 42-46.

Сюда относятся также и иные полномочия: по обязательному толкованию норм права (Конституционный Суд Российской Федерации), контрольные полномочия, некоторые другие второстепенные полномочия;

- система государственных органов, осуществляющих вышеупомянутые полномочия.

Судебная власть обладает рядом признаков:

1) исключительность судебной власти;

Она осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Суды учреждаются только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

2) независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти;

Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Взаимоотношения судов с органами законодательной и исполнительной власти осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия и подчинение их только Конституции Российской Федерации и закону.

3) судебная власть осуществляет полномочия только посредством судопроизводства в строгом соответствии с процессуальным законом;

Судопроизводство есть форма реализации судебной власти, определённый порядок рассмотрения дел судами. Закон регламентирует всю деятельность судов, а также устанавливает правила принятия судами решений при рассмотрении конкретных дел.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия.

4) обязательность судебных постановлений;

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

5) подзаконность судебной власти;

Компетентность судов определяется действующим законодательством и прежде всего Конституцией Российской Федерации. Законодательная власть не вправе вмешивается в деятельность судов. При этом реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты.

“Под принципами организации и деятельности судебной власти понимают основополагающие начала, исходные положения и руководящие идеи, на основе которых возникает, функционирует и развивается как сама судебная власть, так и ее носитель, механизм ее реализации – судебная система” [3].

Между судебной властью и судебной системой существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, т.е. одна не может существовать без другой. Вместе они образую единую систему принципов.

Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Фе­дерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

- “установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установлен­ных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм междуна­родного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Фе­дерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования фе­деральных судов и мировых судей из федерального бюджета” [2, ст. 3].

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды созда­ются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесен­ные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В настоящее время согласно Федеральному Конституционному закону Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд Российской Федерации;

2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

4.Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

- Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации” [2, ст. 4, п. 3, 4].

В Конституции Российской Федерации установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что таки­ми судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответ­ствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с по­рядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, которая со­стоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов (зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий и т. д.) взяли на себя субъекты Российской Федерации, то суды неизбежно попали бы под местное влияние и ут­ратили свою самостоятельность. Чтобы этого не произошло, а суды действи­тельно являлись звеньями единой федеральной судебной системы, Конституция Российской Федерации установила, что финансирование судов производится только из федерально­го бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным за­коном "О судебной системе Российской Федерации".

 

3. Федеральные суды.

 

3.1. Конституционный Суд Российской Федерации.

 

Информация о работе Судебная система в Российской Федерации