Судебная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
В Конституции Российской Федерации в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в главе 7 “Судебная власть”.

Содержание

1. Ведение2
2. Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в Российской Федерации.3
3. Федеральные суды.
3.1. Конституционный Суд Российской Федерации.6
3.2. Верховный Суд Российской Федерации.
3.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.14
3.4 Дисциплинарное судебное присутствие.16
4. Суды субъектов Российской Федерации.
4.1 Конституционные (уставные) суды. 17
4.2 Мировые судьи.18
5. Правовой статус судей в Российской Федерации.19
6. Прокуратура Российской Федерации.21
7. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.22
8. Заключение.25
9. Литература.26

Работа состоит из  1 файл

Конституционное право. Судебная система в РФ.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Итак, как ранее было указано, Конституционный Суд Российской Федерации относится к федеральным судам.

Конституционный Суд Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации занимает особое место, организация и деятельность которого реализуется нормами конституционного права.

“Конституционный Суд обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции на всей территории государства и приме­нительно ко всем субъектам права. Решения Конституционного Суда выносятся от имени государства, действуют на всей терри­тории государства, имеют общеобязательную юридическую силу и могут быть преодолены только путем принятия новой консти­туции или внесением изменений и дополнений в действующую”1.

 

1 Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 1998. С. 77.

Конституционный Суд Российской Федерации – является специализированным органом правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется, прежде всего, тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов прошлого столетия. Именно в 1920 году первый конституционный суд был создан в Австрии.

В СССР долгие годы основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик Президиумам Верховных Советов республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.

В мае 1990 г. в СССР начал действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторскому, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в ней создается Конституционный Суд. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР от 6 мая 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР". Принятая в декабре 1993 г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т.д. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа. Летом 21 июля 1994 г. был принят новый Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность.

Статья 1 нового Закона гласит: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства"1.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по предоставлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд в праве осуществлять свою деятельность, если в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на двенадцать лет. Предельный возраст судьи для пребывания в должности – 70 лет.

Часть вторая статьи 125 Конституции Российской Федерации регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда. Это контроль за соответствием Конституции Российской Федерации иных правовых актов.

Прежде всего, дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде. К их числу относятся: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации,

 

1 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ

"О Конституционном Суде Российской Федерации"

(с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.)

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории России Конституционный Суд Российской Федерации:

1. Решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации;

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определялся с помощью жеребьевки.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

“Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно” [5, раздел 2, гл. 4, ст. 32].

“Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика” [5, раздел 2, гл. 4, ст. 33].

“Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания” [5, раздел 2, гл. 4, ст. 34].

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям конституционного закона.

         Закон дал возможность обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации всем гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам, утверждающим, что их основные права и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.                                  

         Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

3.2. Верховный Суд Российской Федерации.

 

“ Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции ” [2, гл. 3, ст. 19].

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Верховного суда Российской Федерации;

2. Президиума Верховного суда Российской Федерации;

3. Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (с 1 января 2012 года);

4. Судебной коллегии по административным делам;

5. Судебной коллегии по гражданским делам;

6. Судебной коллегии по уголовным делам;

7. Военной коллегии.

Кроме того, действуют Аппарат Верховного Суда Российской Федерации и Научно-консультативный совет Верховного Суда России. Также существует Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - ведомство для обеспечения деятельности нижестоящих судов общей юрисдикции, подчиняющееся Председателю Верховного Суда России и Совету судей России.

 

Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда является общим собранием судей Верховного Суда (125 человек - численность устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете и в последнее десятилетие неизменно составляет такое количество судей).

Пленум издаёт разъяснения по судебной практике и практике применения судами законодательства, неофициально являющиеся обязательными для всех судов общей юрисдикции в России.

Пленум Верховного Суда России может проводить совместные заседания с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

 

Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда в соответствии с Федеральным Конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" состоит из 13 судей, часть из которых входит в него по должности, а часть - утверждается из числа судей Верховного Суда Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда. По должности в состав Президиума входят Председатель, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда (по должности). Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Президиум возглавляется Председателем Верховного Суда Российской Федерации (или заместителем Председателя - в случае временного исполнения им обязанностей Председателя).

Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

- в пределах своих полномочий рассматривает по надзорным жалобам и представлениям судебные дела в порядке надзора, а уже рассматривавшиеся в порядке надзора - рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам;

- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

- оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

 

Апелляционная коллегия.

"Апелляционная коллегия" Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. При этом часть членов Апелляционной коллегии являются в Верховном Суде только членами данной коллегии, а часть - входят наряду с этим в судебные коллегии Верховного Суда России. Судьи, относящиеся ко второй группе, в период между её заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

- рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;

- рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела, уже рассмотренные в вышеуказанном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение судебных дел Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Судебная система в Российской Федерации