Судебная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
В Конституции Российской Федерации в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в главе 7 “Судебная власть”.

Содержание

1. Ведение2
2. Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в Российской Федерации.3
3. Федеральные суды.
3.1. Конституционный Суд Российской Федерации.6
3.2. Верховный Суд Российской Федерации.
3.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.14
3.4 Дисциплинарное судебное присутствие.16
4. Суды субъектов Российской Федерации.
4.1 Конституционные (уставные) суды. 17
4.2 Мировые судьи.18
5. Правовой статус судей в Российской Федерации.19
6. Прокуратура Российской Федерации.21
7. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.22
8. Заключение.25
9. Литература.26

Работа состоит из  1 файл

Конституционное право. Судебная система в РФ.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие принципы правосудия:

1. Принцип законности.

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции Российской Федерации, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ст.15, п. 2.

Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

2. Принцип осуществления правосудия только судом.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Это принцип изложен в статье. 118. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

3. Доступность судебной защиты.

Данный принцип изложен в статье 46, п. 1. Право граждан на защиту своих интересов в суде.

4. Принцип равенства всех перед судом и законом.

В соответствии со ст. 19, п. 1 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. В п. 2 указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

5. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: “Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия”

[ст. 32, п. 5]. В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах. Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

6. Принцип состязательности и равноправие сторон.

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в   ст. 123, п. 3 Конституции Российской Федерации. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

7. Обеспечение права обвиняемого на защиту - ст. 48

Данный принцип отражен в ряде положений Конституции Российской Федерации. В широком смысле речь идет о государственных гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции Российской Федерации). Конституция РФ специально выделяет право граждан на защиту, когда это связано с правосудием. В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

8. Презумпция невиновности.

“Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. [1, cт. 49, п.1].

В соответствии с принципом презумпции невиновности суду предписывается обязательная проверка выводов органов предварительного расследования о предполагаемой вине того или иного лица в совершении преступления и запрещается отождествлять эти предположения с достоверно установленной судом виной данного лица.

9. Независимость судей и подчинение их только закону.

Независимость судей и подчинение их только закону. Конституция Российской Федерации устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120). Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществление правосудия и деятельности судов: в Федеральных конституционных законах “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, “О военных судах Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти.

10. Гласность в деятельности суда.

Согласно Конституции Российской Федерации разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 123, п.1). Конституционный принцип означает, что в отличие от деятельности других государственных органов во всех судах судебной системы РФ: общей юрисдикции (включая военные) и в арбитражных судах - рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях. На судебные заседания допускаются все граждане, а по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они - обвиняемые, потерпевшие или свидетели по делу.

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой - свидетельствуя о демократических началах судопроизводства, служит своего рода контролем населения за правосудием, дисциплинирует суд, обязывает носителей судебной власти строго относиться к выполнению установленных законом процедур.

11. Государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах.

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа:

- участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном Уголовным Процессуальным Кодексом;

- следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой.

 

8. Заключение.

 

Подводя итог работе, видно, что судебная система – это сложная организованная система судебных органов, совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

Существующая судебная система основана на Конституции Российской Федерации и Федеральных Конституционных Законах, с помощью этой системы Российская Федерация как правовое государство осуществляет свою судебную власть.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.

 

 

6

 



9. Литература.

 

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Федеральный Конституционный закон о судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996 г.

3.      Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судейское право. Москва, 2009 г.

4.      Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. Москва, 1998 г.

5.      Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде
Российской Федерации” от 21 июля 1994 г.

6.      Федеральный Конституционный закон “О Военных судах Российской Федерации” от 23 июня 1999 г.

7.      Уголовный Процессуальный Кодекс Российской Федерации.

8.      Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г.

9.      Петрухин И. Л. Проблема судебной власти в современной России.// Государство и право, 2000 г.

10. Е.В. Шувалов Конституционное право. Учебно-практическое пособие, Москва, 2005 г.

11. Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г.

 

26

 



Информация о работе Судебная система в Российской Федерации