Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 19:53, дипломная работа

Описание

На всем протяжении существования нашего государства миграционные процессы играли исключительно важную роль в социально-экономической и общественно-политической жизни страны и регионов. Миграция населения – позитивное явление, способствующее перераспределению населения и трудовых ресурсов по территории страны, росту производительных сил. Однако она порой приобретает остропроблемный характер.
С началом проведения политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Новым социально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1.Понятие и типы миграции населения
1.2. Организационно-правовое регулирование миграционных процессов
1.3.Трудовая миграция
1.4.Вынужденные мигранты
1.5.Нелегальная миграция
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация и деятельность Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
2.2. Миграционные потоки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
2.3. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
2.4. Вопросы нового миграционного законодательства в сфере трудовой миграции
2.5. Оценка влияния пребывания иностранных граждан на криминогенную ситуацию в регионе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

0496844_9EB8C_diplomnaya_rabota_gosudarstvennoe_regulirovanie_migracionnyh.doc

— 728.50 Кб (Скачать документ)

В числе причин, негативно  влияющих на криминальный фон, следует  отметить пребывание в Санкт-Петербурге значительного числа так называемых нелегальных мигрантов, прежде всего, из Таджикистана, Азербайджана, Молдавии.

По экспертным оценкам  Санкт-Петербург и Ленинградская  область является регионом со значительной долей нелегальных мигрантов, более 140 тысяч.

С целью выявления  лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, проводилась  операция «Нелегальный мигрант».

Наиболее криминализированными местами города, где иностранцы чаще всего становятся жертвами преступлений, являются Центральный (51), Адмиралтейский (39) и Невский (45) районы, а также  Санкт-Петербургский Метрополитен (39).

Большинство преступлений совершается в отношении иностранных туристов (26%) и студентов(5%).

В отношении иностранных  граждан в 1 полугодии 2007 года совершено 471 (-21 к АППГ) преступлений (388 (-43) - по Санкт-Петербургу, 83(+22) по Ленинградской  области), удельный вес в общей структуре преступности составил 0,7%41(таблица 2).

Таблица 2

Динамика преступности, связанной с иностранными гражданами

за период 2000 – 2006 г.г.и 1 полугодие 2007 г.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

1

п/годие 2007

Совершено в отношении иностранных граждан

550

550

557

376

638

1193

1073

471


 

В отношении иностранных  граждан чаще всего совершаются  имущественные преступления (279), 59% от всех совершенных в отношении  лиц данной категории. В 1 полугодии  наибольшее количество преступлений зарегистрировано:

- в отношении граждан дальнего зарубежья: Финляндии (25), Китая (19), Германии (15), Латвии (11);

- в отношении граждан СНГ: Узбекистана (52), Таджикистана (51), Беларуси (46), Украины (50), Азербайджана (38).

Иностранные туристы  в силу отсутствия адаптации к реалиям страны пребывания наиболее подвержены к совершению в отношении их «уличных» преступлений (карманных краж, грабежей и разбойных нападений).

Наиболее часто преступления совершаются в исторической части  города и местах экскурсионного обслуживания. В 1 полугодии 2007 года в отношении иностранных граждан совершено 197 краж, 82 грабежа.

Преступления, как правило, совершаются устойчивыми преступными  группами, которые, специализируясь  в основном на карманных кражах, в случае неудачной попытки, переходят на открытые хищения в форме грабежей и разбойных нападений.

Повышенный общественный резонанс вызывают особо тяжкие преступления против личности. За истекший период в  отношении иностранных граждан  было совершено 19 убийств и 19 причинений тяжкого вреда здоровью.

Анализ преступлений, совершаемых на территории региона  иностранными гражданами, показывает, что подавляющее большинство  из них совершается гражданами государств-участников СНГ. За истекший период 2007 года ими  совершено 445 преступление (88,1% от общего количества совершенных иностранными гражданами)42. При этом необходимо отметить, что наибольшее количество преступлений совершено гражданами: Украины (149), Узбекистана (79), Беларуси (60), Таджикистана (41).

 

Таблица 3

Динамика преступности, связанной с иностранными гражданами

за период 2000 – 2006 г.г.и 1 полугодие 2007 г.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

1

п/годие 2007

Совершено преступлений иностранными гражданами

2032

2486

1578

1122

1304

1147

1168

505


 

Так, иностранцами совершено 137 краж, 65 грабежей, 41 разбойных нападений. За 6 месяцев 2007 года 60 иностранных граждан были задержаны за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Основными отличительными признаками, характеризующими иностранную  преступность, являются: объединение по этническому принципу на экономической основе; внутренняя структура организованных преступных групп иностранцев создана строго по принципу землячества ее членов.

В целом этнические группировки  можно разделить на 2 группы:

  • этнические группировки стран СНГ (приложение 7);
  • этнические группировки стран Центральной и Юго-Восточной Азии (приложение 8).

Противодействие нелегальной  миграции и борьба с преступностью  должны осуществляться в рамках соблюдения прав человека и основных гарантированных демократических свобод. В этих целях необходимо активное сотрудничество с другими странами и организациями гражданского общества внутри страны. В выработке и реализации такой политики должны принять участие Министерства иностранных дел, внутренних дел, юстиции, ФМС России, Пограничная служба ФСБ России, научная общественность страны.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

В последние годы в  условиях глобализации мировой экономики  миграционные процессы стали оказывать  все более существенное влияние  на политическую, социальную и экономическую жизнь мирового сообщества.

Миграция превратилась в реальность современного мира, а  ее масштабы имеют постоянную тенденцию  к увеличению. Потребности экономического роста целого ряда государств, в  том числе Российской Федерации, требуют постоянного притока все новых рабочих рук.

Россия из страны с  исключительно внутренним миграционным обменом превратилась в одного из крупнейших потребителей трудовых ресурсов и полноправного участника международного рынка труда.

К важнейшим задачам  в сфере миграции следует отнести регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации.

Эффективное управление миграционными процессами в интересах  устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина стало одним из основных приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Благодаря внешней миграции можно в долгосрочной перспективе компенсировать демографические проблемы, которые стоят острее, чем в странах Западной Европы. Россия может получить квалифицированных мигрантов трудоспособного возраста из бывших советских республик, большинство из которых имеют те же культурные установки и говорят на русском языке.

Безусловно, трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические  выгоды и способствует формированию и развитию общего рынка труда  стран СНГ, замещению вакансий, которые  не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях. Немаловажным фактором является развития интеграционных процессов в Содружестве, поддержание экономических и трудовых связей между странами и народами.

Развитие процессов внешней трудовой миграции в Российской Федерации представляет собой обширное поле деятельности, которую необходимо направить на разработку и реализацию механизмов, способствующих ее превращению в неотъемлемую отрасль экономики, базирующуюся на международных нормах.

Вместе с тем, с введением  нового миграционного законодательства, регулирующего трудовую миграцию, в  Россию хлынуло огромное число иностранных  граждан ближнего зарубежья. Необходимо жестко отслеживать и контролировать сложившуюся ситуацию.

В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной  форме, имеет и отрицательные  последствия.

Нелегальная миграция является питательной средой для роста  преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.

Внутренняя миграция также способна обеспечить значительные выгоды, особенно благодаря сглаживанию существенных региональных различий и эффективному размещению ресурсов в экономике. На протяжении почти десяти лет переходного периода показатели внутренней миграции оставались низкими, а конвергенция между регионами практически отсутствовала. Несмотря на то, что в течение пяти лет имел место быстрый экономический рост, сохраняются регионы с низким доходом и высокой безработицей.

Исходя из анализа  современной миграционной ситуации и перспектив ее развития основными направлениями действий в решении миграционных проблем являются обеспечение контроля за иммиграционными процессами, сокращение нелегальной иммиграции. Необходимо совершенствовать деятельность государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, обеспечить координацию и взаимодействие с органами пограничного и таможенного контроля.

Введение практики обмена опытом, информацией с иммиграционными  органами иностранных государств по проблемам, связанным, прежде всего с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов, будет положительным моментом контроля миграционной ситуации.

Необходимо добиться того, чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности страны. Поскольку возможности по оказанию помощи мигрантам ограничены, следует сосредоточить усилия государства на устранении препятствий для самообустройства мигрантов, на всемерной поддержке их инициативы и самостоятельности.

В заключении следует  отметить, вопросы миграции еще долго  будут оставаться актуальными. Российская Федерация только сейчас переходит в новую стадию регулирования миграционных вопросов. От успешного решения рассмотренных в данной работе вопросов в значительной степени будут зависеть перспективы экономического и социального развития страны.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года)

 

  1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 г. (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

 

  1. Конвенция о статусе беженца. Женева, 28 июля 1951 г.

 

  1. Протокол, касающийся статуса беженцев 18 ноября 1966 г.

 

  1. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.

 

  1. Конвенция Международной Организации Труда № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения». Женева, 4 июня 1975 г.

 

  1. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.

 

  1. Меморандум о сотрудничестве в охране государственных границ Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Москва, 15 апреля 1994 г.

 

  1. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. №4528-1 (в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 № 95-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ)
  2. О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. №4530-1 (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от 07.08.2000  № 122-ФЗ)

 

  1. О внесении изменений в Федеральный Закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и «О признании утратившими силу отдельных положений Федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”: Закон РФ от 18.07.2006 N110-ФЗ

 

  1. Положение о Федеральной миграционной службе: Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928

 

  1. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637

 

  1. О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681

 

  1. Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 683

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)