Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 19:53, дипломная работа

Описание

На всем протяжении существования нашего государства миграционные процессы играли исключительно важную роль в социально-экономической и общественно-политической жизни страны и регионов. Миграция населения – позитивное явление, способствующее перераспределению населения и трудовых ресурсов по территории страны, росту производительных сил. Однако она порой приобретает остропроблемный характер.
С началом проведения политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Новым социально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1.Понятие и типы миграции населения
1.2. Организационно-правовое регулирование миграционных процессов
1.3.Трудовая миграция
1.4.Вынужденные мигранты
1.5.Нелегальная миграция
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация и деятельность Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
2.2. Миграционные потоки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
2.3. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
2.4. Вопросы нового миграционного законодательства в сфере трудовой миграции
2.5. Оценка влияния пребывания иностранных граждан на криминогенную ситуацию в регионе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

0496844_9EB8C_diplomnaya_rabota_gosudarstvennoe_regulirovanie_migracionnyh.doc

— 728.50 Кб (Скачать документ)

Самая большая проблема в реализации переселения – жилищная. Один из принципов программы заключается в том, что государство не может дать участнику Государственной программы больше, чем оно может дать российскому гражданину. На первое время будут представляться как рабочие общежития, так и съемные квартиры. Планируется создание центров временного размещения переселенцев, решение жилищной проблемы путем ипотечного кредитования, выделение субсидий для строительства индивидуального жилья.

Главная задача программы  заключается в том, чтобы в  наших регионах осознали, что есть новый канал миграции и возможность  получения кадрового и демографического потенциала, необходимого для реализации региональных программ развития, федеральных целевых и ведомственных программ, а также национальных проектов.

С момента вступления в силу Указа Президента РФ УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принимало активное участие в разработке проектов региональных программ переселения в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Были внесены предложения в проекты региональных программ, на заседаниях рабочих групп велось активное обсуждение проблемных вопросов.

В конце 2006 года проект региональной Программы Санкт-Петербурга был направлен на рассмотрение и согласование в Правительство Российской Федерации. В рамках Программы Санкт-Петербург в 2007 году планирует принять 100 семей из расчета по 4 человека в семье или 400 человек, в последующие годы планируется принимать до 500 семей ежегодно, т.е. в среднем по 2000 человек или до 2012г. – 2100 семей, т.е. 8400 человек, что значительно меньше ранее заявленного количества переселенцев.

В УФМС ведется активная подготовительная работа по реализации Программы. Разработан и утвержден План основных мероприятий УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по реализации Государственной программы «По оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2006-2007 годы.

На вэб-сайте УФМС с  целью своевременного информирования граждан о получении участниками  государственной программы и  членами их семей государственных  гарантий и социальной поддержки  размещены материалы, освещающие данные вопросы. С целью прогнозирования ситуации ведется учет обратившихся граждан с разбивкой по странам постоянного проживания, гражданской принадлежности. Всего за текущий период поступили письменные и устные обращения с просьбой разъяснить порядок участия в Программе от 46 семей/107 человек, из них: 9/28-Узбекистан, 1/1-Кыргызстан, 1/4-Куба, 6/12-Казахстан, 2/2-Литва, 1/1-Армения, 10/19-Украина, 1/3-Эстония, 3/5-Таджикистан, 9/25-Молдова, 1/1–Туркменистан, 1/3-ФРГ, 1/2-другие субъекты РФ.

Поэтому принятие Государственной  программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, позволяет надеяться на пополнение как людских, так и трудовых ресурсов. Программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. Государственной программой дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации.

 

 

2.4. Вопросы нового миграционного законодательства в сфере трудовой миграции

 

Общая неблагоприятная  демографическая ситуация в регионе  вызвала нехватку рабочей силы. В  результате трудовой потенциал используется на 80-85 %, в связи с этим работодатели ежегодно привлекают иностранных рабочих. По данным региональных департаментов федеральной государственной службы занятости, наличие свободных мест и вакансий на рынке труда гораздо больше, чем состоящих на учете в службе занятости и ищущих работу. Основные причины таких диспропорций – это непопулярность предлагаемых профессий и недостаточный размер оплаты труда. В сложившейся ситуации решение проблемы стало возможно за счет привлечения иностранной рабочей силы.

Для работы на территории России иностранные граждане должны иметь разрешение на работу, выданное Управлением Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Иностранцы, получившие разрешения на работу в Ленинградской области, не вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Петербурга, и наоборот. Ведь для каждого субъекта федерации на календарный год утверждается квота на привлечение иностранной рабочей силы, превышать которую нельзя.

В июле 2006 года в России был принят Федеральный закон39, направленный на либерализацию миграционного законодательства, и признанный способствовать созданию благоприятных условий для привлечения на законном основании иностранных работников, в первую очередь из государств с безвизовым порядком въезда в Российскую Федерацию.

Порядок приема на работу иностранных граждан из стран  СНГ для работодателей из разрешительного  стал уведомительным. Это значит, что  организации и индивидуальные предприниматели  вправе привлекать граждан стран  СНГ без получения соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Если работодатель принял решение взять на работу такого иностранца, следует уведомить об этом УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Сделать это необходимо в течение десяти дней с момента заключения соответствующего трудового и (или) гражданско-правового договора. Кроме того, работодатель должен сообщить о трудоустройстве нового работника в Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга или Управление занятости населения Ленинградской области. Очевидно, что процедура получения разрешения на трудоустройство персонала стала проще.

В отношении граждан, прибывающих из стран дальнего зарубежья, сохраняется прежний порядок  привлечения. Разрешения обязаны иметь  и работодатель (разрешение на привлечение иностранной рабочей силы), и иностранный гражданин (разрешение на работу).


Рис.2. Динамика привлечения трудовых мигрантов в Санкт-Петербург и Ленинградскую область

В связи с вступлением  в силу с 15.01.2007 нового миграционного  законодательства, упростившего оформление разрешения на работу иностранным гражданам, за 7 месяцев 2007 года выдано 142 537 разрешений на работу, что в 9 раз больше аналогичного периода прошлого года (АППГ – 16614) (рис.2). Это позитивный шаг, позволяющий усилить контроль за нелегальной миграцией, ведущий к легализации так называемых «гастарбайтеров».

Распределение иностранных  работников по странам исхода в Санкт-Петербурге составляет: Узбекистан - 36%, Таджикистан - 21%, Украина- 15%, Молдова - 10%, Азербайджан - 4%, Кыргызстан - 4%, Армения – 3% (приложение 5).

Из группы стран с  визовым режимом въезда наибольший процент разрешений на работу выдан  гражданам КНР (1,9% от общего числа  разрешений и 44% от числа разрешений гражданам стран с визовым  режимом въезда), Турции (1,2% и 28% соответственно), Финляндии (0,2% и 5%), Вьетнама (0,1% и 4%).

Распределение иностранных  работников по странам исхода в Ленинградской  области составляет: Узбекистан - 33%, Украина - 27%, Таджикистан - 16%, Молдова - 9%, Кыргызстан - 4%, Армения – 3%, Азербайджан - 3% (приложение 6).

Из группы стран с  визовым режимом въезда наибольший процент разрешений на работу выдан гражданам Турции (3% от общего числа разрешений и 68% от числа разрешений гражданам стран с визовым режимом въезда), Финляндии (0,3% и 9% соответственно). Остальные страны представлены 1-10 чел.

В Санкт-Петербурге наибольшее число трудовых мигрантов занято в строительстве (48 %), торговле и общественном питании (25%), транспорте и связи (24%)и прочих (3%). В Ленинградской области - в строительстве (49 %), лесном хозяйстве (26%), торговле и общественном питании (18%), сельском хозяйстве (4%), прочих (3%).

Контроль за привлечением и использованием иностранной рабочей  силы на территории Санкт-Петербурга и  Ленинградской области является неотъемлемой составной частью государственной  политики региона в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы и заключается в осуществлении правовых, иммиграционных, организационных и иных мер по соблюдению установленного порядка ее привлечения и использования. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области контроль осуществляется отделом контроля за исполнением иммиграционного законодательства Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Иммиграционный контроль – это осуществляемая ФМС России и её территориальными органами деятельность по регулированию миграции и осуществлению в пределах своей компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основные усилия иммиграционного  контроля направлены на перестройку направлений деятельности в связи с необходимостью практического претворения в жизнь положений ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», изменений в ФЗ РФ «О выезде из РФ и въезде в РФ», КоАП, других правовых актов вытекающих из данных Законов, направленных на совершенствование законодательной базы в области миграционной политики.

В целом иммиграционный контроль на государственной границе  осуществляется семи постами иммиграционного  контроля: – «Пулково – аэропорт», «Морской порт – Санкт-Петербург», «Ивангород», «Выборг – ж/д.», «Торфяновка – авто.», «Брусничное – авто.», «Светогорск» в 16-ти международных пунктах пропуска.

В первом полугодии 2007 года во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Роспотребнадзором города и области, Государственной инспекцией труда в г. Санкт-Петербурге, УФНС РФ по Санкт-Петербургу и по Ленинградской области, проводились профилактические мероприятия «Розыск», «Рынок», «Нелегальный мигрант», «Автобус» и др.

В целях предупреждения нарушений иммиграционного законодательства, сотрудниками территориальных органов  ФМС России в СЗФО во взаимодействии с другими заинтересованными  ведомствами на плановой основе проводятся проверки гостиниц, общежитий, квартирного сектора, организаций, принимающих иностранных граждан, и других мест возможного нахождения нарушителей.

За 6 месяцев 2007 года в  ходе проведения мероприятий, УФМС проверено 21442 объекта, из них: строек – 575, бытового обслуживания – 468, жилого сектора – 11367, промышленных предприятий – 251, сельхозпредприятий – 68, торговых объектов – 4685. В результате проведенных мероприятий установлено 919 преступников и лиц, находящихся в розыске, в том числе преступников - 206. Выявлено 72 лица, имеющих на руках документы, с признаками подделки40.

За 6 месяцев 2007 года к  административной ответственности  за нарушения в сфере миграции (ст.18.8-18.10, ст.18.15-18.17, ст.19.15-19.18, ст.19.27 КоАП РФ) привлечено на 35,5% меньше (55989), чем  АППГ (86913). Это связано с вступлением в силу с 15 января 2007 года Федеральных законов №109-ФЗ и 110-ФЗ от 18.07.2006, в соответствии с которыми упростились правила и порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет, а также получение ими разрешений на трудовую деятельность.

Вынесено 48833 решений  о наложении административных штрафов (АППГ – 74387) на сумму 83 308 696 руб. (АППГ – 71 324 800 руб.).

Всего взыскано 62% от общей  суммы наложенных административных штрафов (52 363 280 руб.).

С целью повышения эффективности работы по взысканию штрафов, в части принудительного исполнения судебных решений и постановлений по делам об административных правонарушениях, заключено Соглашение «О порядке взаимодействия между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу и Управлением Федеральной миграционной службы по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области».

С целью достижения наиболее эффективного результата проверки проводятся с использованием оперативной информации. Выезд на объект осуществляется во взаимодействии с привлечением заинтересованных ведомств и служб.

Так, например, в период операции «Нелегальный мигрант» УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской  области совместно с сотрудниками ГУВД проведена проверка ООО «Квин» - кондитерского производства организованного гражданами России – выходцами из Армении. Выявлено 128 иностранных граждан, часть из которых работала без разрешения на работу, не стояла на миграционном учете, а в отношении законно находящихся не были направлены в УФМС уведомления о приеме на работу. Причем у большей части этих граждан работодателями были изъяты национальные паспорта и граждане удерживались ими принудительно. По результатам проверки вынесено решений о наложении административных штрафов на общую сумму 158млн.400тыс. рублей.

По экспертным оценкам  в последнее десятилетие Санкт-Петербург  и Ленинградская область являлись регионами со значительной долей  нелегальных мигрантов, более 140 тысяч. Но в связи с вступившими в  силу с 15.01.2007 Федеральными законами №109-ФЗ и 110-ФЗ, по которым упростились правила и порядок миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядок трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, можно предполагать, что количество нелегальных мигрантов снизилось.

 

2.5. Оценка влияния пребывания иностранных граждан на криминогенную ситуацию в регионе

 

Санкт-Петербург, как  крупнейший европейский исторический и культурный центр, а также транзитный центр на путях сообщения из европейских стран в восточные регионы страны и государства Азии, является притягательным не только для туристического бизнеса, но и «привлекательным» для криминальных интересов. Помимо этого, в учебных заведениях города проходят обучение более 15 тысяч иностранных студентов.

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)