Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность бюджетного процесса как составной части бюджетного планирования………………………………………………………………………...5
1.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………...5
1.2. Принципы бюджетного процесса……………………………………….8
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………………...12
2.1. Составление проекта бюджета………………………………………...12
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета………………………………..18
2.3. Исполнение бюджета…………………………………………………...23
2.4. Отчет об исполнении бюджета………………………………………...31
Глава 3. Бюджетная классификация………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курс_Бюджет_процесс.doc

— 282.23 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность бюджетного процесса как составной части бюджетного планирования………………………………………………………………………...5

    1.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………...5

    1.2. Принципы бюджетного процесса……………………………………….8

Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………………...12

    2.1.  Составление проекта бюджета………………………………………...12

    2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета………………………………..18

    2.3. Исполнение бюджета…………………………………………………...23

    2.4. Отчет об исполнении бюджета………………………………………...31

Глава 3. Бюджетная классификация………………………………………………32

Заключение………………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………………………...37 

 

    Введение 

       Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной  жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

    Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

 

Глава 1. Сущность бюджетного процесса как составной части бюджетного планирования 

1.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации  

    Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

    Бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. Бюджетное планирование как органическая часть финансового планирования подчинено требованиям финансовой политики государства. В ходе бюджетного планирования обеспечиваются централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы, достигается воздействие финансов на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны, выявление резервов эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

    Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов государственной власти органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и контролю за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройство страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

    Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

    ♦ составление проектов бюджетов;

    ♦ рассмотрение и утверждение бюджетов;

    ♦ исполнение бюджетов;

    ♦ составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

    Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только; экономической жизни общества, но и политической культуры.

    Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разных уровней в России, а также контроль за их исполнением регулируются Конституцией Российской; Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.

    Участниками бюджетного процесса являются:

    ♦ Президент Российской Федерации;

    ♦ органы законодательной (представительной) власти;

    ♦ органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие полномочные органы);

    ♦ органы денежно-кредитного регулирования;

    ♦ органы государственного и муниципального финансового контроля;

    ♦ государственные внебюджетные фонды;

    ♦ главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

    ♦ иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

    ♦ бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

    Основные задачи бюджетного процесса:

    ♦ выявление материальных и финансовых резервов государства;

    ♦ максимально приближенный к реальности расчет расходов бюджетов;

    ♦ обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

    ♦ согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

    ♦ осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

    Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл подразделяется на стадии бюджетного процесса.

    Стадия составления, рассмотрения и утверждения бюджета охватывает период от начала составления (за 10 месяцев до начала финансового (бюджетного) года) до его утверждения (15 декабря текущего года). Стадия исполнения бюджета длится в течение финансового (бюджетного) года. Отчетная стадия об исполнении бюджета охватывает период составления правительством отчета и рассмотрения его в законодательном органе. Правительство представляет отчет в Государственную Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года; Счетная палата проводит проверку отчета и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев (проверка отчета об исполнении бюджета за 1999 год осуществлялась Счетной палатой в течение 6 месяцев); Государственная Дума рассматривает отчет в срок 1,5 месяца после представления Счетной палатой заключения по нему.

    Бюджет действует в течение одного года - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

    Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период. Ежегодно изменяются потребности каждой республики в составе РФ, национально-государственных образований, административно-территориальных единиц, органов местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.

    На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, проблемы бюджетного регулирования за счет процентных отчислений от федеральных налогов и налогов республик в составе РФ решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается сбалансированность показателей бюджета на стадии принятия закона о бюджете. Вопросы открытия бюджетных кредитов решаются финансовыми органами и банками только после утверждения соответствующего бюджета и т. д.

 

1.2. Принципы бюджетного процесса 

    В основе бюджетного процесса лежат принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет с максимальной пользой для развития общества. Рассмотрим их подробнее.

    1. Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета состоят в том, что бюджетная система РФ должна объединить все бюджетные доходы и расходы государства в федеральном бюджете РФ, бюджетах национально-государственных образований, административно-территориальных единиц и в бюджетах органов местного самоуправления. Нормами процессуального бюджетного права подробно регламентируется, когда и в какую именно часть бюджетной системы должен поступить соответствующий доход, и произведен соответствующий бюджетный расход.

    2. Принцип реальности запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что формирование бюджетной системы основано на возможности в течение времени, отведенного на составление бюджетов всех уровней, в полном объеме устанавливать на планируемый год все источники и размеры бюджетных доходов, выявлять внутрихозяйственные резервы и источники накопления, что дает возможность определять оптимальные размеры средств, направляемых на развитие экономики и социальных процессов на всей территории государства.

    3. Гласность и публичность в бюджетном процессе выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса происходит широкое и всестороннее обсуждение содержания бюджета на предстоящий год и итогов бюджета прошедшего года.

    Федеральный бюджет в целом и во всех его составных частях обсуждается комитетами и комиссиями представительных органов власти и на заседаниях представительных органов. Закон о федеральном бюджете и бюджетах республик в составе РФ, решения о бюджетах субъектов Федерации и о местных бюджетах принимаются только представительными органами власти и публикуются для всеобщего сведения. Решения представительных органов власти об утверждении бюджета, отчета об исполнении бюджета, а также решения по иным вопросам, касающимся бюджета, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом, исходя из возможности соответствующего представительного органа власти.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации