Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность бюджетного процесса как составной части бюджетного планирования………………………………………………………………………...5
1.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………...5
1.2. Принципы бюджетного процесса……………………………………….8
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………………...12
2.1. Составление проекта бюджета………………………………………...12
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета………………………………..18
2.3. Исполнение бюджета…………………………………………………...23
2.4. Отчет об исполнении бюджета………………………………………...31
Глава 3. Бюджетная классификация………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курс_Бюджет_процесс.doc

— 282.23 Кб (Скачать документ)

    В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

    Кроме того, решения представительных органов по бюджету публикуются в специальных статистических сборниках, в течение года со дня принятия решения об их утверждении.

    Органы представительной и исполнительной власти постоянно отчитываются перед широкой общественностью о ходе исполнения бюджета.

    4. Принцип ежегодности бюджета имеет большое экономическое и политическое значение. Ежегодность дает возможность выявить ближайшие тенденции рыночного развития, обеспечить повседневный контроль за рациональным использованием государственных финансовых ресурсов в условиях развития рынка.

    Экономическое значение состоит в том, что в годовых бюджетах представляется возможным более полно учесть и конкретизировать происходящие под влиянием научно-технического прогресса изменения в темпах роста производительности труда, промышленного производства, национального дохода и т. д.

    5. Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Он проявляется в конкретизации сумм доходов бюджета по источникам, а расходов - по целевому назначению. Этим целям служит бюджетная классификация - специальный юридический акт, лежащий в основе бюджетной деятельности финансовых органов.

    6. Самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.

    7. Балансовый метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и стоимостными показателями, что должно создать устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами экономической деятельности, экономическими регионами. Важное его условие - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип - главная цель всей финансовой политики.

    8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

    9. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования' дефицита бюджета и осуществления всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по использованию федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ.

    10. Участие в бюджетном процессе органов государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание (парламент) РФ, представительные органы государственной власти субъектов Федерации, местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты на предстоящий год и отчеты об их исполнении. Составление проекта бюджета и его исполнение являются функцией исполнительных органов: Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местных исполнительных органов. Правительство РФ организует разработку прогнозов экономического и социального развития страны, важнейших федеральных программ. Под его руководством осуществляются составление проекта федерального бюджета РФ, рассмотрение, контроль и анализ отчета о его исполнении. Исполнительные органы субъектов Федерации и местные исполнительные органы составляют, рассматривают и контролируют исполнение соответствующих бюджетов.

    Министерство финансов РФ и его финансовые органы проводят организационную, методическую и практическую работу по составлению и исполнению федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также консолидированного бюджета РФ, который включает все бюджеты.

    Федеральная налоговая служба, налоговые инспекции осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных налоговым законодательством, а также представляют в Министерство финансов РФ необходимую информацию о налоговых поступлениях в бюджеты. Государственный таможенный комитет выполняет те же функции, что и налоговые структуры, в отношении таможенных пошлин. 

 

Глава 2. Стадии бюджетного процесса 

2.1.  Составление проекта бюджета 

      Составление проектов бюджетов осуществляется, как отмечалось, исполнительными органами власти. Ему предшествует разработка планов (государственного и муниципального секторов) и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, целевых программ, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основе которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджета. Сводные финансовые балансы (СФБ) выражают в денежной форме масштабы социально-экономического развития страны и ее территорий, позволяют полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать все финансовые ресурсы, определяя их объем и направление использования.

    Между СФБ и бюджетами существует тесная связь: СФБ выражают финансовую программу в общем виде, а бюджет - конкретно, развернуто; СФБ отражают требование финансовой политики, а бюджет обеспечивает проведение ее в жизнь; структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету.

    СФБ дает возможность органам исполнительной власти - Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления разрабатывать постатейно бюджетные расходы и составлять расчеты для определения доходов бюджетов.

    За основу составления бюджетов; на очередной финансовый год берется бюджетное послание Президента Российской Федерации, в котором определяется бюджетная политика Российской Федерации на финансовый год (направляется в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего финансовому); прогнозы социально-экономического развития РФ и соответствующих территорий; прогноз свободного финансового баланса; планы развития государственного и муниципального секторов экономики.

    Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормативами, установленными законодательствами Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

    При составлении бюджетов на предстоящий год используются разные методы: нормативный, экстраполяции экономического анализа, экономико-математического моделирования.

    Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год разрабатывается перспективный финансовый план по укрупненным показателям бюджетной классификации на 3 года, из которых: первый год - это год, на который составляется бюджет, а следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год, среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Этот план законодательством не утверждается и служит целям информирования законодательных органов о предполагаемых тенденциях развития экономики и 184 социальной сферы; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законоположений; выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременности принятия, соответствующих мер.

    Порядок и сроки разработки проектов бюджетов взаимосвязаны. Организует эту работу Правительство Российской Федерации. Оно начинает работу над проектом федерального бюджета не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года, определяет порядок и сроки составления проектов федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета.

    На первом этапе формирования федерального бюджета осуществляется выбор Правительством РФ плана-прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработка федеральными органами проекта федерального бюджета. Министерство экономического развития и торговли РФ организует и разрабатывает проект прогноза социально-экономического развития России на очередной финансовый год и уточняет параметры среднесрочного прогноза, который кладется в основу разработки перспективного финансового плана.

    На основе выбранного Правительством РФ варианта плана-прогноза функционирования экономики Министерство финансов РФ организует и разрабатывает проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    После принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределения его расходов в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Министерство финансов РФ в двухнедельный срок: направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительно власти для распределения по конкретным получателя средств федерального бюджета; уведомляет органы исполнительной власти субъектов Федерации 6 методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов Федерации на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

    Второй этап формирования федерального бюджета включает распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов по получателям бюджетных средств, а также разработку указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, приостановлении или отмене нормативных актов, исполнение которых влечет расходование средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году.

    Одновременно Министерство экономического развития и торговли РФ формирует перечень федеральных программ, подлежащих финансированию, согласовывает их объемы на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

    Вся указанная работа второго этапа должна быть завершена не позднее 15 июля года, предшествующего финансовому году. С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает: прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров этого прогноза на среднесрочный период; проект федерального бюджета на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана и другие документы и материалы, характеризующие бюджетную финансовую политику, представленные Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством финансов РФ, другими федеральными органами исполнительной власти; утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете.

    Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ не позднее 26 августа текущего года вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы и материалы:

    ♦ предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

    ♦ прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

    ♦ основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; 

    ♦ план развития государственного и муниципальных секторов экономики;

    ♦ прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

    ♦ прогноз консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

    ♦ основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации в очередном финансовом году;

    ♦ проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;

    ♦ проект федеральной адресной инвестиционной программы;

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации