Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность бюджетного процесса как составной части бюджетного планирования………………………………………………………………………...5
1.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………...5
1.2. Принципы бюджетного процесса……………………………………….8
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………………...12
2.1. Составление проекта бюджета………………………………………...12
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета………………………………..18
2.3. Исполнение бюджета…………………………………………………...23
2.4. Отчет об исполнении бюджета………………………………………...31
Глава 3. Бюджетная классификация………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курс_Бюджет_процесс.doc

— 282.23 Кб (Скачать документ)

    В настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской. Первоначально на эту систему переводится федеральный бюджет, затем бюджеты следующих уровней. Исполнительные органы власти организуют исполнение и исполняют бюджеты, управляют счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют  платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определенна Федеральному казначейству Министерства финансов РФ. Этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, т. е. зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Проведение бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести полный реестр бюджетополучателей.

    Единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Органы Казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций. Казначейство подчиняется Министру финансов РФ. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, положением о Федеральном казначействе РФ; приказами и распоряжениями министра финансов РФ. Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

    Главное управление Федерального казначейства:

    ♦ организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

    ♦ доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета РФ по обслуживаемым этими органами территория РФ;

    ♦ ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета РФ и государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

    ♦ организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

    ♦ осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета РФ и иными централизованными финансовыми ресурсами, как в рублях, так и в иностранной валюте;

    ♦ регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием средств;

    ♦ организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению бюджета.

    Территориальные органы Федерального казначейства на местах осуществляют на соответствующей территории функции по исполнению своих бюджетов.

    Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

    ♦ перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

    ♦ распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

    ♦ возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

    ♦ учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

    Исполнить бюджет по доходам -- это значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.

    Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

    Основные этапы санкционирования следующие: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета); утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей; утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей; принятие денежных обязательств бюджетополучателями; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

    Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

    Исполнить бюджет по расходам -- это значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. Бюджетные ассигнования направляются распорядителям кредитов. Распорядителем бюджетных средств является государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между нижестоящими распорядителями средств и бюджетополучателями.

    По объему предоставленных прав они подразделяются на главных и нижестоящих. Главные - это руководители соответствующих министерств, ведомств, управлений, департаментов. Они расходуют средства на осуществление централизованных мероприятий и соответствующих целевых программ, распределяют предоставленные средства между нижестоящими распорядителями кредитов. На уровне учреждения, организации, предприятия, получающих бюджетные ассигнования, ответственность за правильное, целевое, эффективное использование средств возложена на руководителя. Российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (за исключением предприятий с иностранными инвестициями), могут получать из федерального бюджета средства на возвратной основе. Эти займы могут предоставляться через федеральные органы исполнительной власти; администрацию субъектов Федерации; банки и другие российские юридические лица, являющиеся агентами Правительства РФ.

    При предоставлении средств федерального бюджета может быть использована вексельная форма оформления задолженности. Плата за пользование средствами федерального! бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет.

    В процессе исполнения бюджета устанавливается строгий контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе. В частности, в действующем законодательстве предусмотрено, что: 

    ♦ за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и безвозвратной основе, взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в! течение срока использования бюджетных средств не по целевому назначению. Средства, использованные не по целевому назначению в 2004г., подлежат изъятию в федеральный бюджет;

    ♦ за несвоевременный возврат средств федерального бюджета и использование не по целевому назначению сокращается или прекращается предоставление всех видов финансовой помощи, в том числе отсрочек и (или) рассрочек по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет;

    ♦ за просрочку уплаты основной суммы, долга, а также процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате суммы долга и процентов за пользование средствами федерального бюджета;

    ♦ возврат предоставленных на возвратной основе предприятиям и организациям средств федерального бюджета, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к обязательным платежам в бюджет.

    Государственная финансовая поддержка досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов осуществляется за счет средств региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов и субсидий, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР).

    В ст. 42 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" утверждены субсидии, выделяемые из ФФПР органам исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения государственной финансовой поддержки закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) по перечню и в порядке, утверждаемых Правительством РФ, для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

    Средства региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов отражаются в бюджетах субъектов РФ и используются для закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива, продовольственных товаров, медикаментов и лекарственных средств, продукции материально-технического назначения и непродовольственных товаров народного потребления первой необходимости в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

    Порядок использования средств региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов утверждается законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

    Рекомендуется субъектам Федерации предоставлять средства указанных региональных фондов на возвратной основе с уплатой процентов за пользование ими в размере одной трети действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    В случае снижения объемов поступлений доходов федерального бюджета или источников покрытия дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращений расходов бюджета. При этом сокращение ассигнований не должно составлять более 10%, годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в федеральную 200 инвестиционную программу, федеральные целевые программы. В случае снижения объемов поступлений доходов или источников покрытия дефицита федерального бюджета более чем на 10% годовых назначений Правительство РФ представляет в Государственную Думу проект федерального закона "Об изменениях и дополнениях в Закон о федеральном бюджете".

    Средства, израсходованные получателями средств федерального бюджета незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от пользования ими, подлежат возмещению по предписаниям Счетной палаты РФ в течение одного месяца со дня выявления указанных нарушений.

 

    2.4. Отчет об исполнении бюджета 

    Правительство РФ в соответствии с действующим законодательством представляет в Государственную Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года отчет об исполнении федерального бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляется в Государственную Думу в соответствии со структурой закона и одновременно в структуре бюджетной классификации, утвержденной Федеральным законом от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (для обеспечения сопоставимости показателей).

    Конкретная работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, государственную налоговую службу и ее налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы.

    Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Советом Федерации и Государственной Думой образована Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определен законом.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации