Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 19:53, дипломная работа

Описание

На всем протяжении существования нашего государства миграционные процессы играли исключительно важную роль в социально-экономической и общественно-политической жизни страны и регионов. Миграция населения – позитивное явление, способствующее перераспределению населения и трудовых ресурсов по территории страны, росту производительных сил. Однако она порой приобретает остропроблемный характер.
С началом проведения политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Новым социально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1.Понятие и типы миграции населения
1.2. Организационно-правовое регулирование миграционных процессов
1.3.Трудовая миграция
1.4.Вынужденные мигранты
1.5.Нелегальная миграция
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация и деятельность Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
2.2. Миграционные потоки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
2.3. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
2.4. Вопросы нового миграционного законодательства в сфере трудовой миграции
2.5. Оценка влияния пребывания иностранных граждан на криминогенную ситуацию в регионе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

0496844_9EB8C_diplomnaya_rabota_gosudarstvennoe_regulirovanie_migracionnyh.doc

— 728.50 Кб (Скачать документ)

Продолжается тенденция  сокращения количества лиц, признанных вынужденными переселенцами, начатая ранее (рис.2). По состоянию на 01.07.2007 на учете в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области состоит 2000 вынужденных переселенцев (приложение 2). Наибольшее количество вынужденных переселенцев состояло на учете в 1998 году – 24796 человек.

 

Рис. 2. Динамика изменения численности вынужденных переселенцев

 в 1993 - 2 кв.2007 гг. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, чел.

 

По состоянию на 2007 год в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) состоит по Санкт-Петербургу - 470 семей (828 человек), по Ленинградской области - 398 семей (840 человек)32. В единых списках вынужденных переселенцев на получение жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев состоит по Санкт-Петербургу - 50 семей (101 человек), по Ленинградской области - 4 семьи (16 человек). С целью решения данных вопросов проведено 8 заседаний Комиссии по распределению жилья вынужденным переселенцам, на которых рассмотрено 63 заявления по очереди на жилье, в отношении 106 человек. В результате, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) было включено 28 семей (53 человека) по Санкт-Петербургу, 19 семей (40 человек) по Ленинградской области, во временном жилье – 3 семьи/8человек33.

За 9 месяцев 2007 год в рамках реализации федеральной программы «Дети России» (подпрограмма «Дети семей вынужденных переселенцев и беженцев») по решению Комиссии по оказанию социальной помощи вынужденным переселенцам 14 детям вынужденных переселенцев были выделены путевки  для лечения и отдыха в детском оздоровительном лагере «Морская волна» в период с 28.06.07 по 18.07.07.

Для организации отдыха детей и подростков из семей вынужденных  переселенцев на период осенних каникул  УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заключен договор с детским оздоровительным санаторием «Комарово» на приобретение путевок на сумму 30800 руб.

С целью оказания социальной помощи вынужденным переселенцам по решениям Комиссии (за 9 месяцев 2007 года состоялось 20 заседаний) на отдых и лечение в Центры медико-психологической реабилитации «Ватутинки» (Московская область) и «Магри» (Краснодарский край) на 01.10.2007 года были направлено 25 человек (АППГ-23 человека).

Налажено взаимодействие с Санкт-Петербургским отделением «Красного Креста». Для оказания гуманитарной помощи лицам, имеющим статус вынужденных переселенцев, сформированы и в «Красный Крест» направлены списки на 102 человека34.

Основными причинами  иммиграции иностранных граждан  ищущих убежище на территории РФ являются:

для граждан Афганистана – непрекращающиеся боевые действия на территории этой страны, и, как следствие, развал экономики, безработица;

для граждан Ирака  и других граничащих арабских государств военные действия;

для стран Африки вооруженные  конфликты, нестабильность режимов, низкий уровень жизни, безработица;

для граждан прибывших  из ближнего зарубежья – безработица, постоянное возникновение конфликтных  ситуаций с коренным населением, невозможность  получения защиты со стороны правоохранительных органов и властных структур.

В настоящее время, в  основном, иностранным гражданам  предоставляется временное убежище, при наличии на то оснований, чем статус беженца.

Временное убежище может  быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они  имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации или не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ РФ «О беженцах, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

На протяжении последних  пяти лет размеры вынужденной  миграции сокращаются. В 2002 году на учете  состояло 128 беженцев и 433 лица, получившего временное убежище. На 1 июля 2007 г. на учете в УФМС состоят 52 беженца (приложение 3), 234 лица, получивших временное убежище (приложение 4).

В первом полугодии 2007 года в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратились с письменным ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища, на территории Российской Федерации 141 иностранный гражданин из более 30 стран мира.

Страны ближнего зарубежья, откуда прибыли обратившиеся, это  Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина, Грузия.

Дальнее зарубежье представлено в основном гражданами Афганистана (91%), Ирака, Конго, Руанды, Сирии; небольшим количеством представлены и граждане других стран.

60% обратившихся не имели паспортов или нарушили визовый режим. Прибывшие с визами граждане Афганистана получили визы в представительствах МИД в Пакистане, Иране.

Прибывшие из стран ближнего зарубежья, в основном, русские по национальности, имели национальные паспорта.

Граждане, обратившиеся с заявлением о предоставлении статуса беженца и/или временного убежища проходят медицинское обследование на различные заболевания (СПИД, туберкулез, кожные, венерические заболевания и другие).

В 1-м полугодии 2007 года в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось 83 иностранных гражданина, ищущих убежище в Российской Федерации.

Предоставлен статус – 22 вынужденным мигрантам, отказано в предоставлении статуса – 47, снято с учета – 73, продлен статус 98, из них: беженца – 31; временное убежище –6735.

Возможности УФМС в плане  своевременного рассмотрения ходатайств и заявлений ограничены из-за отсутствия центра временного размещения иностранных  граждан на период рассмотрения их дел.

Центр временного размещения вынужденных переселенцев – учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории РФ.

Центр временного размещения иммигрантов – учреждение, предназначенное для приема территориальным органом ФМС, проведения процедуры определения правового статуса иностранцев, ищущих убежища, и организации их временного проживания.

Предоставление временного убежища не решает проблем лиц, получивших такое убежище, т.к. нет программы работы с этой категорией иммигрантов, не установлен необходимый контроль за этой категорией на территории региона и т.п.

Отелом по вопросам беженцев проводится процедура дактилоскопирования, данные вносятся в базу «Папилон», создана информационная база отпечатков пальцев, фототека лиц, обратившихся за предоставлением убежища.

Процедура признания беженцем довольно длительный процесс. Это комплекс мероприятий по проверке соответствия лица, ходатайствующего о признании беженцем, критериям, определяющим понятие «беженец»36. Законом установлен срок рассмотрения ходатайства по существу от трех до шести месяцев. Анализ применения действующей редакции ФЗ «О беженцах» приводит к заключению о необходимости упрощения процедуры рассмотрения ходатайства о признании беженцем, вследствие чего период пребывания иностранца на территории Российской Федерации с учетом процедуры обжалования отрицательного решения, сократится и, следовательно, уменьшатся связанные с этим расходы из федерального бюджета.

В то же время, говоря об упрощении процедуры признания  беженцем, не следует забывать о  необходимости жестких мер направленных на пресечение незаконной иммиграции на территорию Российской Федерации, путем  злоупотребления иностранными гражданами правом на убежище.

Не следует забывать и того факта, что расселение беженцев на территории России происходит неравномерно. Необдуманная политика по расселению беженцев на территории России может  породить дополнительные проблемы в соответствующих регионах.

К началу 2003 года политическая обстановка в странах ближнего зарубежья  достаточно стабилизировалась. В ходе консультаций на межгосударственных уровнях  было достигнуто понимание между  Россией и странами СНГ. России были даны определенные гарантии обеспечения прав и свобод гражданам этих стран, что практически свело вынужденное переселение из стран СНГ в Российскую Федерацию.

 

 

2.3. О реализации  Государственной программы по  оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

 

В июне 2006 года Президентом  России была утверждена Государственная  программа по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом37, которая направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. Ее основные цели - стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Сейчас за рубежом  порядка 30 миллионов наших соотечественников: 20 миллионов – в ближнем зарубежье, 10 – в дальнем. Готовы переехать в Российскую Федерацию на различных условиях сотни тысяч человек38 (табл.1).

Таблица 1

Распределение планируемых к приему до 2012 года  соотечественников и членов их семей по Федеральным округам, чел.

Южный

ФО

Централь-ный

ФО

Приволж-

ский

ФО

Северо-Западный

ЗФО

Уральский

ФО

Сибирский

ФО

Дальне-восточный

ФО

35тыс. 280

153тыс. 658

77тыс. 772

334тыс. 367

20тыс. 864

41тыс. 462

25тыс. 190


 

Представительства Федеральной миграционной службы России за рубежом функционируют в Армении, Латвии, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане. Временные группы работают в Узбекистане, Украине, Молдавии, Казахстане.

Процедура вхождения  соотечественника в программу достаточно проста. Он заполняет анкету, которая в электронном виде в режиме on-line поступает из нашего уполномоченного органа за рубежом в Российскую Федерацию, конкретно - в территориальный орган ФМС. В тот субъект Российской Федерации, куда соотечественник собирается ехать. Территориальный орган ФМС направляет эту информацию в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, который в течение пяти дней принимает решение о том, соответствует соотечественник требованиям Государственной и региональной программ или нет.

После этого соотечественнику сообщается о решении, тоже в режиме on-line. На это может уйти максимум двадцать - двадцать пять дней. После  получения положительного ответа можно  писать заявление на выдачу свидетельства  участника Государственной программы. Если у человека есть российское гражданство, то в течение пяти дней ему оформляют это свидетельство. Если это иностранный гражданин или лицо без гражданства, он после получения положительного решения субъекта подает одновременно два заявления - на выдачу свидетельства участника Госпрограммы и получение разрешения на временное проживание. Его данные проходят проверку в наших компетентных органах, и в случае положительного решения через 60 дней соотечественник получает свидетельство участника Государственной программы.

В Российской Федерации  в настоящее время определены 12 «пилотных» регионов. В представительства  Федеральной миграционной службы за рубежом, во временные группы ФМС  при консульских учреждениях  и непосредственно в консульские  учреждения МИДа уже получено свыше 3,5 тысячи анкет, поданных по установленной форме. Более 90 процентов из заявивших о своем желании переселиться - это граждане стран СНГ, остальные – граждане Белоруссии, Германии, Португалии, Израиля, Азербайджана, Эстонии, США, Грузии и Польши.

Соотечественники уже  начали прибывать в Российскую Федерацию. Пока их 102 человека, из них в Калининградскую  область приехали 78 человек, в Липецкую - 21, в Калужскую - 2 и в Красноярский край - 1 человек.

Каждый из регионов России приглашает людей тех специальностей, которые необходимы при реализации тех или иных проектов, поэтому люди не вытесняют коренное население, а лишь заполняют свободные ниши.

Соотечественники, которые  уже давно живут в России и  не могут легализоваться, также могут  принять участие в программе. Такой участник программы должен выехать в страну прежнего проживания, подать заявление в консульский отдел или российское загранпредставительство. Затем приехать в Россию и в течение семи дней получить разрешение на временное проживание. Через полгода уже могут приобрести российское гражданство.

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)