Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 19:53, дипломная работа

Описание

На всем протяжении существования нашего государства миграционные процессы играли исключительно важную роль в социально-экономической и общественно-политической жизни страны и регионов. Миграция населения – позитивное явление, способствующее перераспределению населения и трудовых ресурсов по территории страны, росту производительных сил. Однако она порой приобретает остропроблемный характер.
С началом проведения политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Новым социально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1.Понятие и типы миграции населения
1.2. Организационно-правовое регулирование миграционных процессов
1.3.Трудовая миграция
1.4.Вынужденные мигранты
1.5.Нелегальная миграция
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация и деятельность Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
2.2. Миграционные потоки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
2.3. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
2.4. Вопросы нового миграционного законодательства в сфере трудовой миграции
2.5. Оценка влияния пребывания иностранных граждан на криминогенную ситуацию в регионе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

0496844_9EB8C_diplomnaya_rabota_gosudarstvennoe_regulirovanie_migracionnyh.doc

— 728.50 Кб (Скачать документ)

Государственная миграционная политика Российской Федерации основана на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах, нормативных правовых актах Российской Федерации.

С 15 января 2007 года с вступлением в силу нового законодательства в сфере миграции появилась возможность получать разрешение не на каждого привлеченного мигранта, а только на тех, кто прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим18. Однако работодателю нужно удостовериться, что мигрант имеет разрешение на работу в РФ, и сообщить в региональное управление Федеральной миграционной службы о его приеме на работу. То есть, на фоне ужесточения ответственности за нарушение законодательства появляется небольшая либерализация и упорядочение использования иностранной рабочей силы в РФ. Для регулирования вопроса легализации иностранных работников на 2007 год установлены квоты для применения труда иностранных работников. Например, с 01 апреля 2007 года не могут использоваться иностранные работники на объектах розничной торговли: рынки, палатки, торговля алкоголем и фармацевтической продукцией19. Определен и порядок самостоятельного получения иностранцами разрешений на право работы в РФ20.

Статус вынужденных  мигрантов в России определяется на основании законов от 19 февраля 1993г. "О беженцах" и "О вынужденных  переселенцах".

Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает  экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.

Федеральный закон "О  беженцах" определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев.

Оба закона действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одними из важнейших  направлений деятельности ФМС России являются нормативное обеспечение ее деятельности, взаимодействие с органами государственной власти в части нормотворческой деятельности в сфере миграции, правовое обеспечение хозяйственной деятельности Службы.

Основными задачами реализации государственной миграционной политики в области законодательства являются обеспечение интересов Российской Федерации при заключении и реализации международных договоров в сфере миграции, включая регулирование процесса оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и защиту их прав и свобод; совершенствование законодательного регулирования въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, включая их трудовую деятельность; развитие международного сотрудничества Российской Федерации для разработки и внедрения системы раннего предупреждения и предотвращения комплексных чрезвычайных ситуаций, следствием которых является экстренная массовая вынужденная миграция населения.

 

 

      1. Трудовая миграция

 

Трудовая миграция - наиболее динамичный и самый большой миграционный поток в СНГ, стимулируемый тяжелой экономической ситуацией и разрешением прежней сферы занятости. Развитие трудовой миграции носило взрывной характер, и она быстро приобрела массовое распространение, как это характерно для всего мира.

Реформы в политической и экономической сфере с 90-х годов XXI века создали условия для вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и привели к развитию новых реальностей в области внешней трудовой миграции. С началом проведения политики открытого общества Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника интеграционных процессов и международного трудового обмена. Выявление и изучение этих новых явлений - предпосылка правильного понимания современных тенденций миграционных процессов, их взаимосвязей с миграционной политикой, регулированием ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения.

Переход к рынку, появившиеся  возможности выезда за границу в  сочетании с экономическим кризисом, массовой потерей работы и падением заработной платы сыграли большую роль в развитии трудовой миграции. Она стала главным способом заработка для миллионов жителей нашей бывшей страны21.

Тенденции к расширению внешней трудовой миграции, которые  в последние десятилетия достаточно четко проявились во многих странах мира, уже в течение длительного времени наблюдаются и в современной России. Одним из результатов политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации стало превращение ее в центр притяжения трудовых мигрантов не только из бывших союзных республик, но и из стран дальнего зарубежья.

В составе трудовых мигрантов  можно выделить три потока:

  • трудовая миграция или въезд иностранной рабочей силы;
  • трудовая эмиграция - выезд на заработки или в коммерческих целях жителей данной страны;
  • внутренняя трудовая миграция.

Трудовая миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах. Законный мигрант (если он иностранец), должен иметь следующие разрешения: на въезд в страну, на пребывание в ней в течение определенного срока, на трудовую деятельность. Если одно из этих требований нарушено, мигрант считается незаконным.

Незаконных мигрантов  часто называют нелегалами, употребляя эти понятия как синонимы. Между  тем, если нелегальные мигранты всегда и незаконные, то незаконные мигранты не обязательно нелегальные. Так, подавляющее большинство трудовых мигрантов из тех стран, откуда для въезда в Россию нужна виза, имеют ее. Следовательно, они въезжают и находятся в стране легально. Наиболее часто встречающееся при этом нарушение (например, со стороны китайцев) - несоответствие занятий в стране пребывания целям въезда. Типичное нарушение - въезд по туристической или учебной визе с целью торговли. Второе типичное нарушение - просроченная виза. Но и в этом случае мигрант чаще всего не становится нелегалом: он открыто торгует и платит штрафы за нарушение режима пребывания в стране. Он, безусловно, в этом случае не соблюдает закон, но и в то же время и не скрывается22.

Если за законность пребывания в стране ответственность лежит в большей мере на самом мигранте, то оформление трудовых отношений непосредственно зависит от правового регулирования рынка труда.

В процессе трудовой миграции оказались вовлечены представители  самых разных социальных слоев, широкого возрастного диапазона, различной профессиональной принадлежности, а отнюдь не какая-то особая часть населения. И это не удивительно, поскольку проблема выживания в условиях кризиса коснулась в той или иной степени всех групп населения.

Одной из важнейших характеристик совокупности иностранной рабочей силы на рынке труда является половозрастной состав. Обычно в нем преобладают мужчины. Диспропорция в полах вызвана тем, что лица, желающие получить работу за рубежом, стараются выезжать без членов семьи, чтобы сэкономить бюджет и расширить рамки рабочего времени23.

Расширение использования  иностранной рабочей силы в экономике  России как результат включения  страны в систему международного рынка труда обусловлено целым  рядом факторов. С экономической  точки зрения причины внешней миграции в России можно свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда.

Первый важный фактор трудовой иммиграции в Россию –  ее относительная привлекательность  с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков.

Второй фактор, определяющий приток трудовых мигрантов, - ситуация на рынке труда, устойчивый спрос  на иностранную рабочую силу в  России, сохраняющиеся возможности  занятости для иностранцев в  формальном и неформальном секторах экономики.

Как и в большинстве  стран мира, важнейшая причина, генерирующая занятость иностранной рабочей  силы, - относительная ее нехватка в  отдельных секторах экономики и  регионах, по отдельным профессиям и видам работ. Прежде всего, это те сферы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда, большим количеством непривлекательных рабочих мест, отдаленностью районов.

Сегодня в России при  наличии безработицы сохраняется  потребность в рабочей силе определенного  качества и специализации. Большими объемами низкооплачиваемых ручных работ и отсутствием желающих выполнять их из числа местного населения обусловлено привлечение овощеводов и сельскохозяйственных рабочих из Китая и Таджикистана. На многих территориях наблюдается нехватка рабочих в строительстве, на транспорте (водителей автобусов, троллейбусов и трамваев), станочников, газоэлектросварщиков и других профессий. В целом по России число только зарегистрированных в службах занятости свободных рабочих мест составляет около восьмисот тысяч вакансий.

В условиях постепенной  стабилизации экономического положения  часть внутренних трудовых ресурсов или не ориентирована полностью  на занятие этих рабочих мест (в  основном из-за низкого уровня оплаты, либо в силу недостаточной гибкости рынка труда), или не способна обеспечить высокую производительность и необходимое качество труда. В результате в сфере рынка труда и занятости населения создаются объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.

Общая проблема заключается в том, что Россия сейчас вступает в период сокращения трудоспособного населения, национальный рынок труда будет дефицитным на протяжении длительного времени. Это результат тех социально-экономических проблем, «реформ» и тех провалов социальной политики государства, которые были в конце 80-х и в 90-е годы.

Концепция демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года признает, что без привлечения  миграционных ресурсов нельзя уверенно преодолеть этот сложный период.

Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом их социальной адаптации и интеграции. Необходимо четко регулировать объем миграции, и для этого вводить социально и экономически обоснованные квоты.

Мигранты нужны, но только в том числе, которое город  может принять. При этом миграционные ресурсы надо направлять в те отрасли  экономики, где они действительно  необходимы, и таким образом контролировать ситуацию.

Эффективность труда  мигрантов низкая. В подавляющем большинстве – это неквалифицированная рабочая сила. Упал уровень знания русского языка, изменился и снизился образовательный уровень, минимальна готовность к социальной адаптации и интеграции. Все это требует от государства больших усилий по адаптации мигрантов и большего контроля за миграционными потоками.

И совершенно другое дело, когда речь, идет, например, о задачах  привлечения квалифицированных  иностранных специалистов, в том  числе выпускников российских высших учебных заведений. Тут должен быть совершенно иной подход. Тут мы говорим, что нам нужны квалифицированные специалисты определенных профессий и мы заинтересованы в том, чтобы молодые люди из стран СНГ и из других государств, которые заканчивают наши вузы, могли жить и работать в нашей стране.

Сегодня и по подсчетам  экспертов, и по данным самой ФМС, в России уже порядка 10 миллионов  трудовых мигрантов. Причем, по разным оценкам, до 30 процентов всего этого  миграционного потока приходится на Москву. Это огромная диспропорция и нагрузка именно на Москву, на всю ее экономическую, социальную, коммунальную, транспортную инфраструктуру.

Нужен обязательный учет мигрантов не только миграционными  властями, но и органами социальной защиты, налоговыми органами, медицинскими учреждениями, силовыми структурами, наконец, самими работодателями. В конечном счете, чтобы обеспечивать безопасность города и страны, необходима единая информационная система, которая должна отражать реальную ситуацию по соблюдению иностранными работниками миграционного законодательства.

Максимум ответственности  и расходов по обустройству и нормальному  регулированию трудовой миграции должны нести работодатели – ведь это  они привлекают мигрантов. Сейчас все, что делают работодатели, – это  создают рабочие места для  мигрантов с очень заниженной оплатой труда. Нужно минимизировать демпинг на рынке труда, установить минимальную оплату в каждой отрасли с учетом особенностей региона. На работодателей должна возлагаться ответственность не только за оформление разрешения на работу, но и за социальную защищенность работников.

 

 

      1. Вынужденные мигранты

 

Вынужденная миграция –  территориальное перемещение людей, покинувших место жительства, вследствие совершенного в отношении них, или  членов их семей, насилия или преследования, либо реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие экстраординарных обстоятельств экономического, техногенного или другого характера.

Статус вынужденных  мигрантов в России определяется на основании законов от 19 февраля 1993 года "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Основанием для разделения этих двух категорий мигрантов служит наличие ("вынужденные переселенцы") или отсутствие ("беженцы") российского гражданства, в соответствии с Конвенцией ООН о беженцах 1951 г. и Протоколом к ней 1967 г., к которым присоединилась Россия. До принятия указанных законов и присоединения к Конвенции всем недобровольным мигрантам присваивался статус "беженца". На статус вынужденного переселенца в России могут претендовать и перемещенные лица ("внутренние беженцы"). Обязательное условие получения этого статуса для мигрантов из стран СНГ и Балтии - оформление российского гражданства24.

Вынужденные переселенцы  – граждане РФ, покинувшие место  жительства вследствие совершенного в  отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)