Административно-правовой статус исполнительного органа власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:17, реферат

Описание

Целью данной работы является попытка проведения комплексного правового анализа нормативно – правовой базы, регламентирующих природу общественных отношений в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, выработка научной концепции административно-правового режима недропользования и экологии РФ, их понятия, сущности, системы административно-правовых механизмов обеспечения для выявления имеющихся пробелов и коллизий и выработки предложений по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение административно-правового статуса органа власти, правового статуса и разобрать компетенцию исполнительных органов власти;
- рассмотреть обзор нормативно- правовой базы, регламентирующий порядок организации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- рассмотреть элементы правового статуса Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- проанализировать структуру, принципы и полномочия Министерства природных ресурсов и экологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Административно-правовой статус органа исполнительной власти …………………………………………………………………………….7
Глава 2. Обзор нормативно-правовой базы регламентирующей порядок организации деятельности министерства природных ресурсов и экологии…………………………………………………………………………..11
Глава 3. Элементы правового статуса министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………..17
3.1. Структура министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………….17
3.2. Полномочия министерства природных ресурсов экологии………………………………………………………………………….22
Глава 4. Анализ выявленных административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования…………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы …………………………………………….36
Приложение 1. Структура центрального аппарата министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации……………………………… …38
Приложение 2. Судебная практика……………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Administrativnoe_referat_ispravlennaya (1).doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) ежегодно представляет в Росстат отчет о выявленных административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования по форме государственной статистической отчетности № 1-АЭ «Сведения об административных правонарушениях в сфере экономики»1. Форма № 1-АЭ содержит наименование статей КоАП РФ, а также информацию по каждой из статей о числе дел об административных правонарушениях, возбужденных в отчетном периоде должностными лицами Росприроднадзора, сумме административных штрафов, наложенных и взысканных в отчетном периоде, а также информацию о числе лиц, привлеченных к административной ответственности в отчетном периоде.

Для определения результативности деятельности Росприроднадзора установлен прогнозный показатель деятельности «Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды». Прогнозное значение данного показателя на 2008 год составляло 61%.

Вместе с  тем изменение, начиная с 2008 года, полномочий и функций Росприроднадзора повлекло за собой снижение значения целевого показателя деятельности Росприроднадзора «Доля устраненных нарушений из числа выявленных в сфере природопользования и охраны окружающей среды» до 57%.

Показатель отражает степень влияния Росприроднадзора на принятие мер природопользователями по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Росприроднадзор осуществляет правоприменительную деятельность при проведении государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды путем применения статей КоАП РФ преимущественно по главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» КоАП РФ.

То есть выявление  Росприроднадзором нарушений законодательства Российской Федерации, правил, нормативов и требований в области охраны и использования природных объектов, совершенных природопользователями (хозяйствующими субъектами, являющимися юридическими или физическими лицами, или предпринимателями без образования юридического лица) в отношении какого-либо природного объекта, носит комплексный характер по каждому хозяйствующему субъекту.

Кроме того, достижение значения указанного показателя напрямую связано с совершенствованием законодательства Российской Федерации и развитием в Росприроднадзоре правоприменительной деятельности в установленной сфере.

В целях изучения вопроса правоприменения в сфере деятельности Росприроднадзора был проведен сопоставительный анализ данных государственной статистической отчетности Росприроднадзора по форме № 1-АЭ с момента создания службы в 2004 году по 2009 год включительно.

Количество статей КоАП РФ, которыми пользуются госинспекторы Росприроднадзора возрастает по годам. Это является следствием не только существенного увеличения полномочий службы за последние несколько лет, но и повышения квалификации и опыта работы госинспекторов Росприроднадзора.

Анализ показал, что в 2009 году Росприроднадзором осуществлялась правоприменительная деятельность по 55 статьям КоАП РФ, относящимся к компетенции службы.

В 2009 году госинспекторами  Росприроднадзора возбуждено 27 150 дел об административных правонарушениях. В сравнении с 2008 годом число дел об административных правонарушениях, возбужденных госинспекторами Росприроднадзора, увеличилось на 49%, что является результатом активной методической работы сотрудников Росприроднадзора по порядку применения статей КоАП РФ. На диаграмме 1 также заметны и спады данного значения (в 2005 году в сравнении с 2004 на 4% и в 2007 году в сравнении с 2006 году на 33%), что вызвано прежде всего с передачей части полномочий службы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти и, соответственно, последующими процессами реорганизации системы.

 

 

Наиболее часто госинспекторами  Росприроднадзора в 2009 году применялась  ст. 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)», ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами» и ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха».

Несмотря на то, что  полномочия по охране атмосферного воздуха  и в области обращения с  отходами переданы Росприроднадзору только в мае 2008 года, преобладание выявленных нарушений в данных областях, начиная с 2008 года, весьма существенно.

Подобная  ситуация характерна для всех федеральных округов, за исключением Южного федерального округа (наибольшее число административных дел территориальными органами Росприроднадзора в данном федеральном округе возбуждено по ст. 8.1 «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов») и Уральского федерального округа (наибольшее число административных дел возбуждено по ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами»).

Анализ частоты применения статей КоАП РФ также показал увеличение количества фактов наложения штрафов  по 17 статьям в 2006 году против 2004 года. Например, по ст. 7.3 («Пользование недрами без разрешения (лицензии, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)») в 2006 году в два раза больше наложено штрафов, чем в 2004-м. При этом количество статей КоАП РФ, применявшихся в 2006 году, превышает аналогичное количество 2004 года в 1,9 раза.

В 2009 году наибольшие значения по количеству дел об административных правонарушениях по федеральным округам были у следующих федеральных округов:

-Центральный федеральный округ;

-Южный федеральный округ;

-Приволжский федеральный округ.

Наименьшее  количество возбужденных дел  об административных правонарушениях зафиксировано в Уральском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.

Аналогичная ситуация по количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в целом характерна и для прошлых лет (2004-2008 годы).

 

Привлеченные к ответственности

 

В 2009 году к  административной ответственности за нарушение экологического законодательства привлечено 16 544 должностных лица, 12 156 юридических лиц и 1 706 граждан.

Рост лиц привлеченных к административной ответственности увеличился в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 54,6%.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом рост лиц, привлеченных к административной ответственности, увеличился на 144,7%.

В связи с  разграничением в 2007 году полномочий в области водных отношений, изменениями полномочий Росприроднадзора и частичной заменой собственного государственного лесного контроля на надзор за осуществлением регионального лесного контроля органами государственной власти субъектов Российской Федерации (согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ) наблюдалось снижение на 34% в 2007 году по сравнению с 2006 годом числа лиц, привлеченных к административной ответственности.

Начиная с 2008 года, наблюдается  рост числа лиц, привлеченных госинспекторами Росприроднадзора к административной ответственности за нарушения экологического законодательства, так как федеральный экологический контроль был в полном объеме передан службе:

- в 2008 году в сравнении с 2007-м на 13%;

- в 2009 году в сравнении с 2008-м на 54%.

В 2009 году наибольшее количество лиц привлечено к административной ответственности госинспекторами Росприроднадзора в Южном федеральном округе, Центральном федеральном округе и Приволжском федеральном округе. Наименьшие значения по количеству лиц, привлеченных к административной ответственности в Уральском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе. Значительно меньше сотрудниками Росприроднадзора привлечено к административной ответственности граждан, чем должностных или юридических лиц. Подобная тенденция характерна для всех федеральных округов Российской Федерации.

Госинспекторами Росприроднадзора в Уральском федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе к административной ответственности привлекались больше юридические лица, чем должностные. Это является положительной тенденцией, так как размер штрафа, налагаемый на юридическое лицо, согласно КоАП РФ больше, чем размер штрафа налагаемого на должностное лицо или граждан.

Стоит добавить, что анализ рассматриваемой формы статистического наблюдения № 1-АЭ показал сравнительно низкие значения по основным значениям указанной формы, а именно по числу возбужденных дел, сумме наложенного и взысканного административного штрафа, числу лиц, привлеченных к административной ответственности в Уральском и Дальневосточном федеральных округах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В настоящей  работе  рассмотрены вопросы административно- правового статуса министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в том числе проведен анализ нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность министерства.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и  экологии Российской Федерации, обладает всеми присущими ему признаками, в том числе собственной компетенцией, властными полномочиями, положение и структура  министерства четко регламентирована.

Министерство  природных ресурсов и экологии Российской Федерации является органом специальной  компетенции в недропользования и экологии, поскольку осуществляет отраслевое управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Нормативно –  правовые акты:

1.1. Конституция Российской Федерации (в ред. № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 г. и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 2011. – № 4. – Ст. 445.

1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 370 « Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации Административной реформы в 2011 году» // СЗ РФ.- 2011.-№19.-6с.

1.3. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2004 года №372 «О федеральной службе по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды»//СЗ РФ.- 2004.-№9.-7с.

1.4. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2004 года №282 «Об утверждении положения о федеральном агентстве водных ресурсов»// СЗ РФ.-2004.-№6. 9с.

1.5. Положение  РФ от 17 июня 2004 года № 293 «О федеральном агентстве по недропользованию»»// СЗ РФ.-2004.-№6. 10с.

1.6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2011 года.- М.: Эксмо, 2011 .- 464 с.

 

2. Учебники и учебные пособия:

2.1 Алёхин, А.П., Кармолицкий, А.А., Козлов, Ю.М. Административное      право  Российской  Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: Зерцало. – 2009. – 608с.

         2.2 Конин Н.М. Административное  право России / Н.М. Конин.- М.:        Проспект,2010.- 256с.

2.3 Макарейко Н.В. Административное право / Н.В. Макарейко.- М.: высшее   образование, 2009.- 189 с.

 

3.Научные статьи  и монографии:

 

3.1 Гейт Н.А. О государственном экологическом управлении/ Н.А.Гейт.- М.: Российская юстиция.- 2009, №6.- с. 1-8

3.2 Иванов О.П. Об  оптимальной структуре федеральных  органов исполнительной власти в сфере государственного управления природными ресурсами/ О.П.Иванов.- М.: Использование и охрана природных ресурсов России.-2006,№3.- с.1-3

3.3 Кананькина Е.С. Правовое регулирование природопльзования в Российской Федерации/ Е.С. Кананькина.-  М.: Российская юстиция.- 2009,№3.-2-9с.

3.4 Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства./О.И. Крассов.- М.: Дело,-2002..-234с.

 

4.Электронные ресурсы:

 4.1 Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ   http://www.mnr.gov.ru/

               4.2   http://rpn.gov.ru/sites/all/files/documents/vestnik/westnik1.pdf

                  4.3 Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской    Федерации // Web: www.arbitr.ru.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Структура центрального аппарата Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации

 

Наименование

Количество

1.

Министр природных ресурсов и экологии

1

2.

Заместители министра природных ресурсов и экологии

5

3.

Статс-секретарь – заместитель  природных ресурсов и экологии российской федерации

1

4.

Помощник (советник) министра

7

Структурные подразделения 

1.

Департамент государственной политики и регулирования

51

2.

Департамент государственной политики регулирования в области геологии и недропользования

52

3.

Департамент государственной политики регулирования в области технологической  и атомной безопасности

35

4.

Департамент государственной политики регулирования в области водных ресурсов и безопасности ГТС

35

5.

Правовой департамент

60

6.

Департамент управления делами кадров

99

7.

Департамент экономики и финансов

71

8.

Департамент международного сотруднечества

35

Информация о работе Административно-правовой статус исполнительного органа власти