Административно-правовой статус гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:49, контрольная работа

Описание

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:
комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;
гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

Работа состоит из  1 файл

основной текст.docx

— 26.77 Кб (Скачать документ)

     I.Административно-правовой статус гражданина.

     Права и обязанности граждан в сфере  административного права в основном производны от конституционных и  конкретизируются во многих законах  и подзаконных актах.

       Согласно Статьи 2 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. часть 2 статьи 6 Конституции РФ каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и «несет равные обязанности».

       Административно-правовой статус  граждан Российской Федерации,  составляющий важнейшую часть  их общего правового статуса  и закрепленный во многих законах  и подзаконных актах состоит  в следующем: 

  • комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;
  • гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

       Правовые акты, относящиеся к  установлению административно-правового  статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в  зависимости:

     - от принципа разделения властей - на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;

     - от юридической силы - на законы и подзаконные акты;

     - от характера компетенции издающих их органов

     - на акты органов общей, отраслевой  и межотраслевой компетенции.

       В формировании и реализации  составляющих административно-правового  статуса граждан России, помимо  Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

  • издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
  • организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
  • помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);
  • осуществляют охрану прав и свобод граждан.

       Большинство основных (конституционных)  прав граждан нуждается в административно-правовом  обеспечении. Так, нормы Федерального  закона "О порядке выезда из  Российской Федерации и въезда  в Российскую Федерацию", закрепив  право граждан России на получение  заграничного паспорта, процедуру  его получения и ряд других  вопросов, урегулировали административно-правовой  механизм реализации конституционного  права на выезд из России  и въезд в нее. 

     Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным  правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.(Статья 33 Конституции РФ)

     Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы:

  • статусные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;
  • адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.

       Одним из прав граждан, находящихся  в административной правовой  сфере, является право на хранение  и ношение определённых видов  оружия. Оно реализуется Федеральным  Законом от 13.12.96 "Об оружии" и контролируется органами внутренних  дел. Так, для получения лицензии  на приобретение оружия гражданин  Российской Федерации обязан  представить в орган внутренних  дел по месту жительства заявление  по установленной форме, медицинское  заключение об отсутствии противопоказаний  к владению оружием, связанных  с нарушением зрения, психическим  заболеванием, алкоголизмом или  наркоманией, и документ, подтверждающий  гражданство Российской Федерации.

       Вся система административно-правовых  отношений, субъектами которых  могут быть граждане, определяется  их административной правоспособностью.  Но возникают они в процессе  реализации гражданами своих  субъективных прав и юридических  обязанностей как по собственной  инициативе, так и в порядке  одностороннего волеизъявления  органа государственного управления, местного самоуправления или  его должностного лица. При этом  в осуществлении субъективных  прав инициатива преимущественно  принадлежит гражданам. 

1. Особенности административно-правового статуса отдельных категорий граждан.

       Несмотря на то, что Конституция  Российской Федерации устанавливает  равенство прав и свобод всех  граждан России, может быть узаконено  неравенство отдельных категорий  людей в зависимости от различных  обстоятельств. Имеются существенные  особенности в правовом статусе  вынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых других  категорий граждан.

       Федеральный Закон от19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах" определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

       Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных переселенцах" определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 

     II. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

     Иностранными  гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие  доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

       Лицом без гражданства в РФ  признаются лица, не имеющие гражданства  какого-либо государства. Без гражданство может быть :

     - абсолютным .

     - относительным.

     Абсолютное – без гражданство с момента рождения.

     Относительное – без гражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

       В законе о гражданстве России  устанавливается, что ребенок  лиц без гражданства, родившийся  на территории России, является  гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до его получения – свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

     В соответствии с Конституцией РФ иностранным  гражданам и лицам без гражданства  в РФ гарантируются предусмотренные  законом права и свободы.

       Они пользуются теми же правами  и свободами и несут те же  обязанности, что и граждане  РФ, если иное не вытекает из  Конституции РФ, и других актов  российского законодательства. Иностранные  граждане и лица без гражданства  в РФ равны перед законом  независимо от происхождения,  социального и имущественного  положения, расовой и национальной  принадлежности, пола, образования,  языка, отношения к религии,  рода и характера занятий и  других обстоятельств. Использование  иностранными гражданами и лицами  без гражданства прав и свобод  не должно наносить ущерб интересам  российского общества и государства,  правам и законным интересам  граждан РФ и других лиц.

       Находящиеся в РФ иностранные  граждане и лица без гражданства  обязаны уважать Конституцию  РФ и соблюдать российские  законы.

       Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

       Иностранные граждане, находящиеся  в России на ином законном  основании, считаются временно  пребывающими в РФ. Они обязаны  в установленном порядке зарегистрировать  свои заграничные паспорта или  заменяющие их документы и  выехать из РФ по истечении  определенного им срока пребывания.

       Российская Федерация предоставляет  политическое убежище иностранным  гражданам и лица без гражданства  в соответствии с общепризнанными  нормами международного права.

     1. Основные права,  свободы и обязанности  иностранных граждан  и лиц без гражданства  в РФ.

       Иностранные граждане, постоянно  проживающие в РФ, могут работать  в качестве рабочих и служащих  на предприятиях, в учреждениях  и организациях или заниматься  иной трудовой деятельностью  на основаниях и в порядке,  установленных для граждан России.

       А временно пребывающие могут  заниматься трудовой деятельностью  в РФ, если это совместимо с  целями их пребывания в России.

       Иностранные граждане не могут  назначаться на отдельные должности  или заниматься определенной  трудовой деятельностью, если  в соответствии с российским  законодательством назначение на  эти должности или занятие  такой деятельностью связаны  с принадлежностью к гражданству  РФ.

       Иностранные граждане и лица  без гражданства пользуются правами  и несут обязанности в трудовых  отношениях наравне с гражданами  РФ, а так же , имеют право на  отдых на общих основаниях  с гражданами РФ.

       Иностранные граждане и лица  без гражданства, находящиеся  в РФ, имеют право на охрану  здоровья.

       Иностранные граждане, постоянно  проживающие в РФ, пользуются  медицинской помощью наравне  с гражданами России. А временно  пребывающим в РФ иностранным  гражданам медицинская помощь  оказывается в порядке, устанавливаемом  Министерством здравоохранения  РФ.

     В социальном обеспечении иностранные  граждане, постоянно проживающие  в РФ, имеют право на получение  пособий, пенсий и на другие формы  социального обеспечения на общих  основаниях с гражданами РФ; а временно пребывающие имеют право на получение  пособий, пенсий и на другие формы  социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством  РФ.

       В тех случаях, когда для  назначения пенсий требуется  определенный стаж работы, иностранным  гражданам на основаниях и  в порядке, установленных законодательством  РФ, может засчитываться в этот  стаж их работы за границей.

       В жилищной сфере иностранные  граждане и лица без гражданства,  постоянно проживающие в РФ, имеют  право на основаниях и в  порядке, установленных для граждан  РФ, получить в пользование жилое  помещение в домах государственного  и общественного жилищного фонда,  жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться  к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования  жилыми помещениями.

       Иностранные граждане и лица  без гражданства могут в соответствии  с российским законодательством  иметь в РФ жилой дом и  иное имущество в личной собственности,  наследовать и завещать имущество,  иметь права автора произведения  науки, литературы и искусства,  открытия, изобретения, рационализаторского  предложения, промышленного образца,  а также иные имущественные  и личные неимущественные права.

       Иностранные граждане и лица  без гражданства имеют право  на получение образования наравне  с гражданами РФ в соответствии  с порядком, установленным законодательством  РФ. И если они приняты в  российские учебные заведения,  то они имеют права и несут  обязанности учащихся и студентов  в соответствии с российским  законодательством.

Информация о работе Административно-правовой статус гражданина