Административно-правовой статус исполнительного органа власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:17, реферат

Описание

Целью данной работы является попытка проведения комплексного правового анализа нормативно – правовой базы, регламентирующих природу общественных отношений в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, выработка научной концепции административно-правового режима недропользования и экологии РФ, их понятия, сущности, системы административно-правовых механизмов обеспечения для выявления имеющихся пробелов и коллизий и выработки предложений по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение административно-правового статуса органа власти, правового статуса и разобрать компетенцию исполнительных органов власти;
- рассмотреть обзор нормативно- правовой базы, регламентирующий порядок организации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- рассмотреть элементы правового статуса Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- проанализировать структуру, принципы и полномочия Министерства природных ресурсов и экологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Административно-правовой статус органа исполнительной власти …………………………………………………………………………….7
Глава 2. Обзор нормативно-правовой базы регламентирующей порядок организации деятельности министерства природных ресурсов и экологии…………………………………………………………………………..11
Глава 3. Элементы правового статуса министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………..17
3.1. Структура министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………….17
3.2. Полномочия министерства природных ресурсов экологии………………………………………………………………………….22
Глава 4. Анализ выявленных административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования…………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы …………………………………………….36
Приложение 1. Структура центрального аппарата министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации……………………………… …38
Приложение 2. Судебная практика……………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Administrativnoe_referat_ispravlennaya (1).doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Административно-правовой статус органа исполнительной        власти …………………………………………………………………………….7

Глава  2.   Обзор нормативно-правовой базы регламентирующей порядок организации деятельности министерства природных ресурсов и экологии…………………………………………………………………………..11

Глава    3.    Элементы правового статуса министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………..17

         3.1. Структура министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………….17

         3.2. Полномочия министерства природных ресурсов        экологии………………………………………………………………………….22

Глава 4. Анализ выявленных административных правонарушений в  области охраны окружающей среды  и природопользования…………………………..28

Заключение ……………………………………………………………………...35

Список  используемой литературы …………………………………………….36

Приложение 1. Структура центрального аппарата министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации……………………………… …38

Приложение 2. Судебная практика……………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность  темы исследования. Управление в сфере экологии и природных ресурсов является одним из важных сфер государственного управления и функционирования органов исполнительной власти. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст. 9 Конституции РФ).

Богатство недр являются достоянием не только настоящего, но и  будущих поколений россиян. Это должно учитываться при проведении государственной политики, в функционировании органов исполнительной власти в сфере недропользования и совершенствования законодательства о недрах в качестве одной из основных целей, быть ориентиром в определении баланса текущего потребления минеральных ресурсов и создания ресурсов для обеспечения потребностей будущих поколений.

Государственная политика, управление и контроль в этой сфере  должны строиться с учетом конечности и ограниченности минеральных ресурсов, и, как представляется, иметь два взаимодополняющих вектора развития. С одной стороны, они должны обеспечить максимально полную и комплексную отработку уже открытых месторождений полезных ископаемых. С другой – быть направленными на гарантированность прочих позиций России в данной сфере в будущем. Реализация этих стратегических целей должна выражаться во вложении  государственных инвестиций  в геологическое изучение недр континентального шельфа Российской Федерации, богатых минимально- сырьевыми ресурсами, активном участии  в деятельности по изучению и освоению минеральных ресурсов Мирового океана, создании для этих целей технико-технологических средств, разработки полезных ископаемых. Вопросы рационального использования и охраны недр стали одними  из главных не только с точки зрения внутренних функций государства, но и приобрели международный характер.

В этой связи перед  наукой административного права  встали проблемы поиска новых реформ и методов  государственного воздействия  и регулирования отношений в  сфере недропользования. Значимость полезных ископаемых требуют установления особых правовых и организационных основ режима их геологического изучения, разведки и добычи, направленных на удовлетворение потребностей населения, укрепление экономики Российской Федерации  в краткосрочной и среднесрочной перспективе, обеспечение стабильности социальных отношений в национальной безопасности.

Становление режима использования  полезных ископаемых в России прошло несколько достаточно противоречивых исторических этапов и насчитывает на одно столетие. Анализ основных источников права в этой сфере показывает, что развитие этой отрасли во многом было зависимо от проводимой государственной государством политики. Уже во времена ПетраI  стало очевидно, - что обеспечения социально-экономического благополучия России большое значение имеют минерально-сырьевые ресурсы, и были выработаны государственно-правовые механизмы  регулирования и контроля в сфере использования недр.

В настоящее время  перед наукой административного  права стоят проблемы поиска правовых и организационных мер, направленных на создание механизмов и правовых основ взаимоотношений между государством и инвесторами. Необходим поиск путей и средств, направленных на обеспечение долгосрочных публичных интересов в использовании недр,  установления административно-правовых режимов  геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых как основы жизни и деятельности народов России.

В числе проблем, требующих  теоретического анализа  и научного поиска путей их решения, такие как: допустимость и пределы применения диспозитивных методов правового регулирования в отношениях недропользования; определение круга и статуса субъективного состава пользователей недр; выявление критериев определения объемов и приобретенности бюджетных  средств в геологическом изучении недр; выработка правовых основ и принципов построения внутрифедеративных отношений в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых; выявление правового режима участков недр, создание систем форм и методов государственного администрирования.

Отмеченные обстоятельства  свидетельствуют об актуальности научной  и практической значимости проблемы административно- правового регулирования  отношений в сфере недропользования и экологии.

Научная разработанность темы. В научной литературе исследование этой темы получило должное развитие. Имеется множество работ, посвященных проблемам недропользования и экологии, среди  которых можно выделить труды О.С.Колобасова,  В.Н. Кокина, О.И. Крассова.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экологии и  государственного управления,  контроля за геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации.

Предметом выступают административно-правовые нормы в сфере недропользования, условия и порядок предоставления субъектам права на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на территории РФ и ее континентальном шлейфе, формы и методы обеспечения интересов государства и национально-сырьевой безопасности.

Целью данной работы является попытка проведения комплексного правового анализа нормативно – правовой базы, регламентирующих природу общественных отношений в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, выработка научной концепции административно-правового режима недропользования и экологии РФ, их понятия, сущности, системы административно-правовых механизмов обеспечения для выявления имеющихся пробелов и коллизий и выработки предложений по ее  оптимизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение  административно-правового статуса  органа власти, правового статуса  и разобрать компетенцию исполнительных  органов власти;

- рассмотреть обзор  нормативно- правовой базы, регламентирующий порядок организации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

- рассмотреть элементы  правового статуса Министерства  природных ресурсов и экологии  РФ;

- проанализировать структуру, принципы и полномочия Министерства природных ресурсов и экологии.

Методология исследования. В работе над настоящим исследованием автор использует научные методы познания общественных явлений и процессов: системно - функциональный, сравнительно – правовой, программно- целевой, формально – юридический и другие подходы.

Структуру работы. Работа состоит из введения, четырех глав, объединяющих трех параграфов, библиографии и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Административно  – правовой статус органа

исполнительной власти

В научной литературе достаточно хорошо дано понятие органа исполнительной власти.  По мнению, Алехиной А.П.: «Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политические учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера»1. Макарейко Н.В. считает, что: «Орган  исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующего в пределах определенной территории»2.   Конин Н.М. дает определение: «Органа исполнительной власти как часть государственного аппарата, представляющего собой государственную организацию, наделенную  управленческой компетенцией и осуществляющей задачи и функции государства посредствам исполнительно-распорядительной деятельности»3.

Орган исполнительной власти является учреждением обособленным:

- организационно. Он не  входит в состав, какой – либо иной организации, не является ее структурным подразделением;

- функционально.  Его  главное назначение – осуществление  управленческой, исполнительно-распорядительной  деятельности по руководству  в хозяйственной, социально-культурной, административно – политической сферах жизни общества в соответствие с установленным для него профилем функций;

- юридически. Данный орган  имеет свою компетенцию, закрепленную  правовыми актами, не производную  от компетенции какого – либо  иного органа.

Необходимо уяснить, что орган исполнительной власти – всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления признается органом исполнительной власти. Сказанное косвенно подтверждается тем, что правовые акты не отождествляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган». Различие между ними отражено, например, в Федеральном законе « Об основах государственной службы в РФ», где говорится о должностях органов государственной власти и других государственных органов, в определении Конституционного суда РФ от 29 мая 1997 года, по смыслу которого указанные понятия  являются нетождественными.

Правовое положение  органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в  своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной или иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Положения Конституции  РФ  относительно органов исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления об их сущности, основах правового статуса и  системе. Эти вопросы решаются с  помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых актов и пока еще с ненадлежащей полнотой.

Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы  числом общих позиций:

- органы исполнительной  власти получили значительные возможности на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи  и возвращения на повторное рассмотрение  правовых актов, предоставление главам администраций и краев, областей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственного управления, например, расширены основания для отмены указанными судами неправомерных актов органов исполнительной власти;

- взаимодействие органов исполнительной и судебной власти с представительными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т.д.);

- достаточно обширны  и разнообразны  отношения органов  исполнительной власти  с представительными  (законодательными) и судебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими конкретных функций, например, по вопросам материально – технического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.

В соответствие с законодательством  органы  исполнительной власти обладают  государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Самостоятельны только в своей сфере деятельности.

Из правовых актов  вытекает общее правило: каждый орган  исполнительной власти действует в  пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в  установленных правовых формах, хотя  на этот счет  не было специальной  оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

При этом под компетенцией органа  государственного управления понимается «система полномочий этого органа по осуществлению государственной власти… она включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции… применительно к этим объектам»4.

Во всей деятельности они должны строго следовать требованиям  Конституции, законов, выполнять и  в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.  Компетенция любого органа исполнительной власти, как достаточно сложное  организационно – юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента:

- цели и задачи деятельности органа;

- обеспечивающие решение этих задач функций управления;

- полномочия или права и обязанности органа в осуществлении     закрепленных за ними управленческих функций;

- организационные и правовые формы и методы деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обзор нормативно- правовой базы регламентирующей порядок деятельности министерства природных ресурсов и экологии

Информация о работе Административно-правовой статус исполнительного органа власти