Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 07:41, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..

Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности …………………………………………………….

1.1. Понятие и особенности административной ответственности ..

1.2. Административная ответственность как разновидность юридической ответственности ………………………………………

1.3. Отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности …………………………………….

1.4. Цель административной ответственности ……………………..

Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности …………………………….

2.1. Понятие административного правонарушения…………………

2.2. Отличия административного правонарушения от иных правонарушений………………………………………………………

Глава 3. Состав административного правонарушения ………..

3.1. Объект административного правонарушения………………….

3.2. Объективная сторона административного правонарушения….

3.3. Субъективная сторона административного правонарушения…

3.4. Субъект административного правонарушения…………………

Глава 4. Виды административных наказаний ………………….

4.1. Административное наказание и иные меры административного принуждения …………………………………..

4.2. Виды административных наказаний ……………………………

4.3. Основные и дополнительные административные наказания …

Заключение …………………………………………………………..

Список использованных источников …………………………….

Работа состоит из  1 файл

Административная ответственность.docx

— 62.80 Кб (Скачать документ)

 Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к пешеходному переходу, рассчитывал остановить машину в случае необходимости, но не сумел этого сделать и совершил наезд на пешехода.    

 Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, фельдшер автохозяйства, не проверив состояние здоровья водителя, даёт распоряжение выпустить водителя пассажирского автобуса на линию. Фельдшер автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.    

 Неосторожную вину  необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий,  что нередко встречается при дорожно-транспортных происшествиях.    

 Факультативными элементами субъективной стороны являются мотив и цель правонарушения. Один из них - предполагаемый результат, к которому стремится виновный, желаемые последствия, которые должны наступить в результате противоправного поведения - цель. Другой факультативный элемент - мотив правонарушения, осознаваемая причина, побуждающая виновное лицо и связанная с удовлетворением его каких-либо потребностей (например, в КоАП Хаб.кр.  ст. 2.9. «Представление в органы местного самоуправления недостоверной информации по социальным вопросам»: целью предоставления недостоверной информации может являться получение социальных льгот и иных социальных преимуществ, предусмотренных нормативными правовыми актами).    

 Содержание умышленной  вины определяется характером  административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным.     

 Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила. Поэтому умышленная вина при формальных составах охватывает своим содержанием осознание нарушителем лишь общественной опасности, противоправности совершенного им действия или бездействия. В подобных случаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предвидит их или не предвидит, желает наступления последствий или не желает) остается за рамками формального состава (например, в КоАП Хаб.кр.  С. 3.6. «Нарушение сроков рассмотрения и дачи ответа на обращение депутата Законодательной Думы края»)     

 Материальный состав  административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери). В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия (например, в КоАП РФ Ст. 12.24. «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»).     

 Наличие вины правонарушителя  (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

 

3.4. Субъект административного  правонарушения

 

 

         Субъект административного правонарушения - лицо, совершившее административное правонарушение. Без конкретного лица-правонарушителя не может существовать правонарушение, также как и без административно-правовой нормы.     

 Административное право  различает коллективные (юридические лица) и индивидуальные (физические лица) субъекты правонарушений. Коллективные субъекты - юридические лица и иные коллективные образования.

Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.     

 Признаки индивидуального  субъекта подразделяются на две  группы:     

- общие - такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);      

- специальные - признаки, отражающие особенности конкретного физического лица.    

 Поэтому в числе  индивидуальных субъектов правонарушения  административное законодательство  наряду с гражданами выделяет  особую группу субъектов, которыми  являются лица, обладающие специальным  административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки отражающие:     

- особенности труда (водитель, продавец), служебного положения  (дипломатический работник, должностное  лицо администрации, сотрудник  МВД);   

- прошлое противоправное  поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной  ответственности);   

- иные особенности правового  статуса (военнослужащие, иностранные  граждане, сотрудники налоговой  и таможенной служб).    

 Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.    

 В связи с особенностями  общественных отношений в сфере  государственного управления законодатель  в качестве субъектов административных  правонарушений выделил  должностных лиц (ст.2.4. КоАП РФ), под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные распорядительными полномочиями, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных, муниципальных органах и организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К этой же категории относятся и ПбОЮЛ, если законом не установлено иное.     

 Необходимо отметить, что совокупность признаков административного  правонарушения и его юридический состав — понятия не тождественные, поскольку у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.    

 Установление признаков  административного правонарушения  не ведет автоматически к наличию  юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим  16-летнего возраста, может характеризоваться всеми признаками административного правонарушения, но оно не влечет административной ответственности, т.к. в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть только лицо, достигшее 16 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

 

Определение наказания дано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Административное наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

Таким образом, законодатель отказался от определения административного  наказания как государственного принуждения. Вместе с тем, по своей  сути административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения  и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного  правонарушения.

Во-первых, оно назначается  во всех случаях от имени государства  специально уполномоченными на то органами и должностными лицами – судьёй, мировыми судьями, уполномоченными  органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Во-вторых, оно применяется  только к лицу, признанному виновным в совершении административного  правонарушения. Это вытекает из смысла и содержания ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ.

В-третьих, административное наказание заключается в том, что лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные  ограничения и лишения. Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении  субъективных прав гражданина, либо в  возложении на него дополнительных обязанностей.

Административное наказание  выражается, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания  сочетают в себе одновременно и моральное  осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, дисквалификация и др.).

Вместе с тем, административное наказание как мера юридической  ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному  виновным по обвинительному приговору  суда за совершённое преступление, как по характеру, так и по содержанию санкций. Исключение составляет, пожалуй, штраф, который применяется как  универсальный вид наказания, как  в уголовном, так и в административном праве.

 

4.1. Административное  наказание и иные меры административного  принуждения

 

Административное наказание следует отграничивать от других мер административного принуждения. К ним относятся:

- административно-предупредительные меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки). Они применяются при определённых условиях, например, при стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения – предотвращение и предупреждение правонарушений;

- меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.[6: 168]

Административные наказания  следует отличать и от мер воздействия  принудительно-воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей.

Сущность наказания как  меры административной ответственности  определяется и целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

Таким образом, административное наказание, выражая отрицательную  оценку государством совершённого правонарушения, тем не менее, содержит в себе предупредительную  и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось.

Как следует из ч.2 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание не может  иметь своей целью унижение человеческого  достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или  причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой  репутации юридического лица. Данная норма впервые находит своё закрепление  в КоАП. Она вытекает из положений  Международного пакта о гражданских  и политических правах, Конституции  РФ. Статья 10 пакта гласит: «Все лица имеют право на гуманное обращение  и уважение достоинства, присущего  человеческой личности».

Унижение человеческого  достоинства физического лица, совершившего правонарушение, могут вызвать незаконные и неэтичные действия должностных  лиц органов административной юрисдикции при осуществлении процессуальных действий, связанных с применением  административного наказания. Поэтому  в ряде норм КоАП законодатель запрещает  уполномоченным должностным лицам  проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить вред достоинству личности. Так, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при  физическом лице, производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Информация о работе Административная ответственность