Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:33, контрольная работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение административной ответственности как вида административного принуждения и вид юридической ответственности.
Задачами исследования выступают:
1.Выделить административную ответственность в системе юридической ответственности;
2.Рассмотреть материальные и процессуальные аспекты административной ответственности;
3.Выявить проблемы развития института административной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Административная ответственность в системе юридической ответственности 5
2. Материальные и процессуальные аспекты административной ответственности 8
3. Проблемы развития института административной ответственности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Задача 1 16
Задача 3 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа состоит из  1 файл

Сагирова. Контрольная работа по Административному праву на тему Административная ответственность. Для Сараскина.75%.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Институт административной ответственности  в России формировался и начал  развиваться начиная со второй половины XIX века и всегда рассматривался как важнейшая составная часть полицейского, а затем административного права, как механизм осуществления государственного управления в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Решающее влияние на его развитие оказывали экономические и социальные условия жизни страны, политический режим, уровень культуры населения, философские и правовые взгляды представителей отдельных отраслей науки.

Определенное  влияние на развитие института административной ответственности оказывали фактическое состояние преступности в стране, многочисленные противоправные действия в различных сферах общественной жизни. Указанные факторы оказали влияли и на развитие законодательства об административной ответственности.

В новой России в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принципиально новые отношения в политической и экономической сферах, новые принципы соотношения публичных и частных интересов, изменения идеологии и практики правового регулирования административной ответственности, возрастает роль этого правового института в разрешении конфликтов, возникших в сложный период перехода к правовому государству, становления гражданского общества.

В этих условиях особую актуальность приобретает научное  осмысление роли и значения административной ответственности, призванной наряду с другими видами юридической ответственности обеспечивать требования правопорядка и осуществлять профилактическую функцию.

Современные приоритеты развития общества и государства  обусловливают и новое содержание института административной ответственности: приоритет прав и свобод человека и гражданина, строгое соблюдение требований Конституции Российской Федерации судебными и иными органами административной юрисдикции.

К сожалению, не снижается общий уровень административных правонарушений, что же касается административных правонарушений в сфере дорожного движения, здравоохранения, миграции, природопользования и экологии, бюджетного, налогового и антимонопольного регулирования, то их количество даже растет.

Целью исследования является рассмотрение административной ответственности как вида административного  принуждения и вид юридической  ответственности.

Задачами исследования выступают:

  1. Выделить административную ответственность в системе юридической ответственности;
  2. Рассмотреть  материальные и процессуальные аспекты административной ответственности;
  3. Выявить проблемы развития института административной ответственности.

Структура работы состоит из введение, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

1. Административная ответственность в системе юридической ответственности

 

Юридическая ответственность - это особая реакция государства по защите публичных и частных интересов, оформленная совокупностью материальных и процессуальных правовых норм в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных для него последствий, т.е. применения к правонарушителю санкции правовой нормы. Юридическая ответственность реализуется в виде традиционно действующих гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной.

Данное определение  подчеркивает институциональность  юридической ответственности, а  также возможность привлечения  виновного и оправдания невиновного. При этом не исключаются и случаи безвинного привлечения к гражданско-правовой ответственности при причинении вреда. Такое понимание юридической ответственности подразумевает все существующие способы воздействия на правонарушителя, то есть как наказательный, восстановительный или компенсационный, так и предупредительный, отсюда вытекает вполне определенный вывод, что такой подход не исключает применения в необходимых случаях государственного правового принуждения. Данное определение в полной степени согласуется с выводами общей теории права и позволяет учитывать специфику всех видов юридической ответственности.

Важное значение институт административной ответственности  имеет как в решении общих  задач охраны общественного порядка  и общественной безопасности, так  и в противодействии противоправным посягательствам на интересы личности, общества и государства. При этом административная ответственность не ограничивается охраной отношений, регулируемых какой-либо одной отраслью права. Она аккумулирует в себе значительный потенциал по защите отношений, регулируемых нормами ряда отраслей законодательства (конституционного, административного, налогового, бюджетного, жилищного, экологического, трудового и др.).1

Административная ответственность, обладая всеми признаками юридической ответственности, имеет общие черты с другими видами ответственности - уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, а также специфические признаки, отличающие ее от перечисленных видов ответственности.

Основу административной ответственности составляет дифференцированная административная противоправность, состав административного правонарушения, административное наказание (материально-правовой аспект). Процессуальная форма, как он полагает, представляет собой административное судопроизводство и административную юрисдикцию.

Административную  ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности характеризует уникальная система административных наказаний, отличающаяся широким диапазоном конкретных ее видов: от предупреждения до административного ареста гражданина или административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, не признается судимым.

Одной из специфических  особенностей административной ответственности  является множественность субъектов административной юрисдикции. Процессуальный механизм административной ответственности не только понуждает предположительно виновное лицо к участию в производстве по делу об административном правонарушении, но и позволяет исключить незаконность и необоснованность выводов о виновности лица в совершении административного правонарушения, а в случае доказанности вины - назначить и исполнить административное наказание.

Административную  ответственность нельзя отождествлять  только со способностью лица претерпевать неблагоприятные последствия административного наказания. Производство по делу может быть прекращено в силу издания акта амнистии, если таковой устраняет применение административного наказания. В этом случае нельзя говорить о том, что институт административной ответственности не применялся, так как производство велось, лицо было признано виновным, ему назначено административное наказание, но в силу великодушия государства отбывать, то есть претерпевать неблагоприятные последствия, это лицо не будет.2

Таким образом, административная ответственность представляет собой комплексную правовую реакцию государства на проявление административной противоправности, содержащей материально-правовые основания и процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, назначения и исполнения административных наказаний в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, установленные законодателем, или прекращения производства по делу в определенных законом случаях.

С точки зрения юридической науки, институт административной ответственности представляет собой  не только совокупность материальных и процессуальных правовых норм, но и обновленное доктринальное  понимание принципов и правил ее регулирования. Единство доктрины, законодательства и правоприменения особенно важно сейчас, в эпоху мировой глобализации и новых вызовов.

 

2. Материальные и процессуальные аспекты административной ответственности

 

Административное  правонарушение - это межотраслевое виновное противоправное действие (бездействие), по своему характеру и степени общественной опасности не отвечающее критериям правонарушения, влекущего гражданско-правовую, дисциплинарную или уголовную ответственность.

КоАП РФ понятие  «состав административного правонарушения» использует в двух случаях: в ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.3 Последняя норма представляет особый интерес. Согласно ей при отсутствии состава административного правонарушения исключается производство по делу об административном правонарушении. По существу, законодатель в КоАП РФ повторил принцип, сформулированный в ст. 8 УК РФ4 о том, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

Характеристика  четырех элементов показывает, что  состав административного правонарушения включает в себя наиболее важные критерии и параметры, характеризующие неправомерное  поведение физического или юридического лица. Все элементы состава административного правонарушения объединяет один фактор - наличие противоправности административного характера.

Если признать, что противоправное действие (бездействие) относится только к объекту и не имеет отношения  к субъекту, то как же оно посягает на объект и в чем проявляется субъективная сторона, то есть виновность? В свою очередь, основанием для привлечения к административной ответственности является такая административная противоправность, которая законодателем с помощью словесного описания сформулирована в качестве объективной стороны состава административного правонарушения. Исключение противоправности административного характера из любого элемента состава административного правонарушения делает этот состав неполноценным с точки зрения института административной ответственности.

Поскольку состав административного  правонарушения всегда формируется  законодателем, он имеет свойство нормативной  обязательности в своих критериях  относительно противоправности, в связи  с чем приобретает свойство юридического состава. Таким образом, особенная часть КоАП РФ представляет собой не что иное, как структурированные и систематизированные особым способом конкретные проявления административной противоправности.

Деление составов административных правонарушений на материальные и формальные не является дифференциацией административной противоправности, так как не отражает истинного ее смысла. В то же время такое разделение составов административных правонарушений создает иллюзию, что это две разные по своей правовой природе конструкции.5

Таким образом, состав административного правонарушения выражает публичные интересы общества и служит источником материально-правовых отношений по поводу оценки конкретных действий (бездействия) на предмет их противоправности за счет оптимально необходимой совокупности, имеющих индивидуальное содержание элементов, которая позволяет отделить одно проявление противоправности административного характера от всех других. Данное определение представляется универсальным, поскольку вполне применимо и для научных исследований, и для законодателя и правоприменителя, так как исходит не из констатации действующего законодательства, а ориентирует на внутреннее содержание механизма административной ответственности.

Административное наказание в своем содержании имеет общие характерные черты всех наказаний, применяемых в других видах юридической ответственности.

Все девять видов административных наказаний носят гуманный характер. Они не исключают правонарушителя из процесса общественной жизни (за исключением административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства). Что касается юридических лиц, то административные наказания во многих случаях не исключают их активного участия в гражданском обороте (за исключением административного приостановления деятельности).

Публичные и частные интересы, возникающие в процессе развития правоотношений по поводу административной ответственности, требуют обязательного исполнения правонарушителем всех установленных правил разрешения возникшего конфликта. Такая потребность и сформировала механизм государственного административного принуждения как движущей силы, обеспечивающей подчиненность правонарушителя государственной воле в процессе всего производства по делу об административном правонарушении, начиная с возбуждения дела и до назначения административного наказания, а также его исполнения, являясь методом обеспечения производства по делу об административном правонарушении; административное принуждение не может характеризовать административное наказание ни в отношении его вида, ни по его размеру, т.е. по всем его признакам.6

Под юридическим процессом понимается правовой механизм в определенных случаях структурирующий деятельность органов публичной власти по достижению соответствующего материально-правового результата, например, при принятии законодательным органом законодательного акта, при осуществлении правосудия судом, при реализации полномочий исполнительной властью.

Юридический процесс представляет собой цепь взаимосвязанных, последовательно совершенных действий, составляемых документов и принимаемых решений. Для его формирования требуется совокупность правовых норм, каждая из которых занимает свое строго определенное «технологическое» место. В зависимости от решаемых задач тот или иной вид юридического процесса имеет большую или меньшую степень детализации. Какие-либо процессуальные детали, не влияющие на судьбу материально-правового результата, не приживаются и отторгаются в процессе развития юридического процесса. В свою очередь, новые появляющиеся потребности углубляют детализацию юридического процесса.

Информация о работе Административная ответственность