Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 07:41, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..

Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности …………………………………………………….

1.1. Понятие и особенности административной ответственности ..

1.2. Административная ответственность как разновидность юридической ответственности ………………………………………

1.3. Отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности …………………………………….

1.4. Цель административной ответственности ……………………..

Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности …………………………….

2.1. Понятие административного правонарушения…………………

2.2. Отличия административного правонарушения от иных правонарушений………………………………………………………

Глава 3. Состав административного правонарушения ………..

3.1. Объект административного правонарушения………………….

3.2. Объективная сторона административного правонарушения….

3.3. Субъективная сторона административного правонарушения…

3.4. Субъект административного правонарушения…………………

Глава 4. Виды административных наказаний ………………….

4.1. Административное наказание и иные меры административного принуждения …………………………………..

4.2. Виды административных наказаний ……………………………

4.3. Основные и дополнительные административные наказания …

Заключение …………………………………………………………..

Список использованных источников …………………………….

Работа состоит из  1 файл

Административная ответственность.docx

— 62.80 Кб (Скачать документ)

 

1.3. Отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности

 

Вместе с тем административная ответственность не случайно выделена в особый вид ответственности. Ей присущи специфические черты, которые  отличают ее от других видов ответственности:

1. Носит как внесудебный, так и судебный характер.

Административные наказания  назначаются уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, хотя многие дела рассматриваются в  судебном порядке.

Этим административная ответственность  отличается от уголовной ответственности, по которой лицо признается виновным только вступившим в законную силу приговором суда.

2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами правонарушителям, которые им не подчинены.

Этим административная ответственность  отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются  в основном в порядке подчиненности  вышестоящим органом или должностным  лицом.

3. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, поэтому административные наказания менее суровы, чем уголовные.

  1. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение.
  2. Субъектами ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. В отличие от уголовной ответственности, где субъектами являются только физические лица. Юридическое лицо привлечь к уголовной ответственности нельзя.

6. Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только УК РФ. Само собой, что основные положения устанавливаются КоАП РФ, в частности, принципы административной ответственности, перечень видов наказаний и правила их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, виды правонарушений по вопросам, имеющим федеральное значение и др. Разумеется, законы субъектов РФ не должны противоречить КоАП. Такими законами может устанавливаться административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, например за нарушение законов субъекта РФ.

7. Основанием административной  ответственности является административное  правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального  вреда (ущерба) или гражданско-правовой  деликт.

8. Мера административной  ответственности - административное  наказание, т.е. за административные  правонарушения предусмотрены административные  наказания. За преступления - уголовные  наказания, за дисциплинарные  проступки - дисциплинарные наказания.  Материальная ответственность выражается  в имущественных санкциях. Меры  административной ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим  производство по делам об административных  правонарушениях. Уголовные дела  рассматриваются в соответствии  с уголовно-процессуальным законодательством;  дисциплинарные - в соответствии  с нормами, устанавливающими порядок  дисциплинарного производства; дела  о материальной ответственности  - как правило, в порядке гражданского  и арбитражного судопроизводства.

Административной ответственности, как и другим видам юридической  ответственности, присущ свой процессуальный порядок ее осуществления. Полномочные  органы и их должностные лица, применяя к правонарушителю меру административного  наказания, вступает с ним в административно-процессуальные правоотношения. Эти правоотношения возникают с момента установления должностным лицом нарушения  и правонарушителя, составления  протокола, направления его по подведомственности и прекращаются с приведением  в исполнение наложенного наказания. Материальные же правоотношения остаются до истечения предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ годичного срока со дня  окончания исполнения наказания. Если в течение этого срока лицо не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному наказанию.

 

1.4. Цель административной ответственности

 

Цель административной ответственности  состоит в наказании нарушителя, служит его воспитанию в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, предупреждению новых правонарушений как самим нарушителем, так и  другими лицами, а также восстановлению нарушенных общественных отношений, ликвидации его последствий.

Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с осуждением его противоправного деяния государством в лице полномочного органа, налагающего  наказание. Применяемые при этом меры содержат элемент кары, выступают  в качестве наказания: лишение определенной суммы денег (штраф), ограничение  некоторых прав (управления автомототранспортом, охоты, приостановление действия лицензии, ее отзыв или аннулирование) и  т. п. Назначение наказания влечет не только осуждение действий нарушителя, но и определенные отрицательные  последствия, которые могут проявиться при совершении повторно однородного  правонарушения в течение года.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВЛНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

2.1. Понятие административного  правонарушения

 

Суть понятия административного  правонарушения заключается в том, что оно посягает на государственный  или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный  порядок управления. Общественная вредность  и опасность – основной объективный  признак правонарушения отграничивающее  его от правомерного поведения.     

 Для правонарушения  характерны следующие признаки:    

1. Всегда сопряжено с  посягательством на приоритеты  и ценности общества и государства,  ущемляет частные и общественные  права и интересы.     

2. Является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно  для общества, посягает на условия  существования, как общества в  целом, так и отдельно взятого  гражданина.     

3. Как противоправное  деяние по своей природе общественно  вредно типичностью и  распространенностью, имеет массовое проявление.     

4. Дезорганизует нормальный  ритм жизнедеятельности общества  и государства, нарушает порядок  государственного управления в  обществе.     

5. Причиняет вред обществу  независимо от осознания данного  обстоятельства законодателем. Одновременно  с этим противоправное деяние  находится в зависимости от  законодателя и от него зависит  придание правонарушению официальной  огласки или его замалчиванию (нецензурная брань).     

 Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 г. (КоАП) в  ст. 2.1. определяет: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.     

 Из определения следует,  что административным правонарушением  является противоправное, т. е.  не соответствующее требованиям  (или запретам) Закона поведение  лица в форме действия или  бездействия. Поведение лица носит  волевой характер, т.е. проявляется  определенная осознанность деяния  и его направленность, а также  стремление достичь определенной  противоправной цели или законной  цели противоправным способом.     

 Действующие в России  различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.     

 Обязательные правила  адресованы широкому кругу субъектов.  Одни - всем гражданам и юридическим  лицам, другие - работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.    

 Все названные и  многие другие правила устанавливаются  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации,  а также органами исполнительной  власти, действующими в пределах  своей компетенции. В   качестве   примера   можно   назвать   федеральные   законы   «О безопасности дорожного движения»  от  10 декабря  1995 г № 196-ФЗ.; ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011), «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 №74-ФЗ; ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и мн.др.       

 Одна из существенных  особенностей обязательных правил  состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.    

 В характеристике признаков  административного правонарушения  исходными являются понятия "действие" и "бездействие", которые образуют такое правовое понятие как "деяние".     

 Таким образом, определяющими  являются следующие признаки:   

1) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;    

2) Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;   

3) Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права и заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной ответственности;   

4) Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя;    

5) Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.

 

2.2. Отличия административного правонарушения от иных правонарушений

 

 

     Административное правонарушение  и преступление являются общественно  опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве  которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем преступления.    

 Общественная опасность  — это не абстрактная категория,  а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.    

 Установление юридического  состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных.     

 При этом учитывается  правовое установление о том,  что за нарушение общеобязательных  правил, виновные несут административную  ответственность, если эти нарушения  по своему характеру не влекут  за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.     

 Отграничение административного  правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава.

В настоящем законодательстве нет четкого разграничения административного  правонарушения и преступления. Нередки  случаи, когда  одно и то же деяние может быть расценено и как  преступление, и как административное правонарушение. Например, ст. 6.10 КоАП РФ признаёт административным правонарушением  вовлечение несовершеннолетнего в  употреблении спиртных напитков или  одурманивающих веществ. Вместе с тем, указанное деяние признаётся преступным с точки зрения уголовного закона (ст. 151 УК РФ). Единственный закреплённый в законе признак, позволяющий отграничить  преступность данного деяния от его  административности – систематичность. Но при этом систематическое нарушение административных предписаний не может признаваться преступным, следовательно, количество административных правонарушений не может переходить в качественно новое состояние – преступление.    

 Для определения степени  общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая 500 минимальных размеров месячной оплаты труда (примечание 2 к ст. 158 УК РФ). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.     

Информация о работе Административная ответственность