Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:57, лекция

Описание

Тема 1. Понятие и виды административной ответственности.
Тема 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности.

Работа состоит из  1 файл

Административная ответственность-лекция.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)


7

 

                          Лекция  для ОЗО

Тема 1.  Понятие и виды административной ответственности.

Административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Выделим основные черты  административной ответственности.

1)                                                           Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления и некоторые другие. Необходимо заметить, что признание административного правонарушения основанием административной ответственности, не обозначено в новом КоАП РФ с должной необходимостью. Единственная информация по этому поводу состоит лишь в том, что аминистративным правонарушение признается тогда, когда за его совершение действующим законодательством РФ и субъектов РФ установлена административная ответственность.

2)                                                           Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан и юридических лиц, несоблюдение которых влечет административную ответственность; во-вторых, во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

3)                                                           Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица, т.е. меры административной ответственности применяются как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.

4)                                                           По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства, на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности (частная превенция), так и другими гражданами (общая превенция).

5)                                                           Совершение нарушений административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания.

6)                                                           Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

-                                                                                         общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

-                                                                                         перечня видов административных наказаний и правил их применения;

-                                                                                         административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

-                                                                                         порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

-                                                                                         порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Если КоАП определен в качестве единственного федерального законодательного акта, закономерно возникает вопрос: могут ли издаваться иные федеральные законы? Данный вопрос не случаен. В новом Кодексе принцип, согласно которому в нем должны быть сосредоточены все виды административных правонарушений, не был соблюден. Вызывает удивление и тот факт, что в новом КоАП отсутствует норма, предписывающая включение в него всех видов административных правонарушений, которые могут быть установлены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ. При этом нельзя упускать из виду, что сам КоАП не формулирует составы административных правонарушений. Он выполняет функцию «собирателя» правонарушений, административная ответственность за совершение которых устанавливается прежде всего федеральными законами, а также нормативными актами Президента и Правительства РФ. Только с учетом этого обстоятельства можно объяснить тот факт, что законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне сведено только к Кодексу об административных правонарушениях. 

Наряду с КоАП законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ. Каких-либо четких указаний на этот счет Кодекс не содержит. Практика показывает, что субъектами РФ принимается немало законодательных актов, устанавливающих административную ответственность в таких сферах общественных отношений, которые максимально приближены к потребностям населения (например, охрана общественного порядка, жилищно-коммунальное хозяйство, экология и т.п.). В то же время субъекты РФ нередко принимают законы, направленные на регулирование административных отношений по всем вопросам, не отнесенным к ведению Федерации. В некоторых субъектах РФ административная ответственность устанавливается не законами, а нормативными правовыми актами органов исполнительной власти. Таким образом, ч.1 ст.1 КоАП уже нуждается в дополнении в силу своей излишней лаконичности.

Также необходимо отметить, что ст.3.2 КоАП, которая устанавливает виды административных наказаний, определяет: административные наказания, предусмотренные в пунктах 3-8, устанавливаются только настоящим Кодексом. Это возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации, дисквалификация. Соответственно законами субъектов РФ могут устанавливаться в соответствии с Кодексом только предупреждение и административный штраф.

7)                                                           Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, налагают на правонарушителей административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает огромный перечень таких органов, включающий 61 орган.  

8)                                                           Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей. При этом они не являются работниками одного коллектива и не связаны служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной.

9)                                                           Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от порядка рассмотрения уголовных и гражданских дел и принятия по ним тех или иных решений. Особенность административной ответственности заключается также в том, что нередко при ее реализации материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, тут отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Виды административной ответственности

Принято различать три вида административной ответственности:

1)                                                                                         административная ответственность граждан;

2)                                                                                         административная ответственность должностных лиц;

3)                                                                                         административная ответственность юридических лиц.

1) Гражданами как субъектами административной ответственности являются физические лица, которым к моменту совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет и которые являются вменяемыми.

   В рамках общего субъекта -  физического лица – КоАП определяет и специальных субъектов, например, военнослужащие, иностранные граждане и лица без гражданства и др. Это обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности. Так, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (напр., сотрудники органов внутренних дел), за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Лишь за определенные КоАП правонарушения они подлежат административной ответственности на общих основаниях (напр., за нарушение законодательства о выборах и референдумах).  

2)   В числе субъектов административной ответственности вполне оправданно значатся должностные лица (ст.2.4 КоАП). Однако в данном случае наблюдается значительное расхождение в определении должностного лица в старом и новом КоАП. Для сравнения приведем следующие две формулировки.

     В ст.15 КоАП РСФСР было записано: должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. Что примечательно в подобном понимании должностного лица? Прежде всего то, что оно (должностное лицо) представлено в качестве конкретного субъекта административной ответственности, нарушающего возлагаемые на него административно-правовыми нормами не все служебные обязанности, а их совершенно определенную часть. За нарушение иных обязанностей по службе должностное лицо привлекается не к административной, а к дисциплинарной ответственности.  За совершение административных правонарушений иного характера (например, нарушение правил дорожного движения) должностное лицо несет административную ответственность на общих основаниях, т.е. как гражданин.     В чем смысл ограничений, предусматривавшихся ст.15 КоАП РСФСР? В том, что общеобязательными правилами специально проводилась грань между ответственностью за однородные правонарушения, совершенные гражданами и должностными лицами.

Например, нарушение правил пожарной безопасности гражданином влекло за собой его личную ответственность за содеянное.

По действующему КоАП аналогичное правонарушение, совершенное должностным лицом (например, руководителем предприятия или учреждения), является основанием для более строгого административного наказания в силу того, что в его служебные обязанности входит обеспечение пожарной безопасности вверенного ему объекта (ст.20.4). Некоторые составы административных правонарушений предусматривают возможность их совершения только должностными лицами. Например, в ст.5.4 КоАП установлена ответственность за нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума должностными лицами, на которых законом возложена эта обязанность.

     В статье 2.4 КоАП сказано, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Никаких "ограничителей" при этом не установлено. Таким образом, фактически поставлен знак равенства между административным и дисциплинарным правонарушением, между административной и дисциплинарной ответственностью, ибо согласно ст.14 Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него налагаются дисциплинарные взыскания.

     Что же в таком случае справедливо? Может быть, КоАП не имеет в виду государственных служащих? Однако действующее законодательство вообще не содержит характеристику должностного лица, хотя его содержание буквально перенасыщено этим термином.

     До сих пор только УК предлагал свое понимание должностного лица. Сейчас и КоАП дает примечание к ст.2.4, в котором предпринята попытка дать определение должностного лица.

Приведем данное определение и проанализируем его.

Должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

Информация о работе Административная ответственность