Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 07:41, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..

Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности …………………………………………………….

1.1. Понятие и особенности административной ответственности ..

1.2. Административная ответственность как разновидность юридической ответственности ………………………………………

1.3. Отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности …………………………………….

1.4. Цель административной ответственности ……………………..

Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности …………………………….

2.1. Понятие административного правонарушения…………………

2.2. Отличия административного правонарушения от иных правонарушений………………………………………………………

Глава 3. Состав административного правонарушения ………..

3.1. Объект административного правонарушения………………….

3.2. Объективная сторона административного правонарушения….

3.3. Субъективная сторона административного правонарушения…

3.4. Субъект административного правонарушения…………………

Глава 4. Виды административных наказаний ………………….

4.1. Административное наказание и иные меры административного принуждения …………………………………..

4.2. Виды административных наказаний ……………………………

4.3. Основные и дополнительные административные наказания …

Заключение …………………………………………………………..

Список использованных источников …………………………….

Работа состоит из  1 файл

Административная ответственность.docx

— 62.80 Кб (Скачать документ)

 Нередко критерием  степени общественной опасности  является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение чужого имущества на сумму, превышающую пять минимальных размеров оплаты труда, считается преступлением, а на равную или меньшую сумму — административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП).

Административные правонарушения необходимо отличать от дисциплинарных проступков. Дисциплинарные проступки  посягают на внутренний трудовой распорядок конкретной организации, а также  на отношения трудовой служебной  или военной дисциплины. Такие  отношения не являются объектами  административного правонарушения. Если административные правонарушения закреплены нормами административного  права, то описание дисциплинарных проступков содержится в нормах права лишь в  общем виде, т.е. без указания конкретных признаков такого деяния.

Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан вне зависимости от их принадлежности к тому или иному  коллективу. А дисциплинарный проступок  – это неисполнение лицом обязанностей, возложенных на него, именно как  на члена данного коллектива. За дисциплинарные правонарушения применяются дисциплинарные взыскания. Они отличаются от административных наказаний характером содержащихся в них лишений (правонарушений); правовыми последствиями применения; порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право их применения. Дисциплинарные взыскания могут налагать только руководители предприятий, учреждений, организаций на своих подчинённых, административные наказания назначают указанные в законе органы административной юрисдикции.

ГЛАВА 3. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

 

     Для отграничения правонарушения  от иных правонарушений в юридической  практике служит конструкция  юридического состава правонарушения, представляющего совокупность необходимых  и достаточных с точки зрения  законодателя условий или элементов  (и их признаков) объективного  и субъективного характера для  квалификации противоправного деяния  в качестве правонарушения и  его конкретизации.    

 Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность. Юридический состав является единственным основанием административной ответственности правонарушителя.    

 Элементами состава  административного правонарушения  являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 

 

     3.1. Объект административного  правонарушения

Объектом посягательства административного правонарушения является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности. Эту совокупность общественных отношений называют общим объектом противоправного посягательства. В административном праве в общем объекте условно различают:    

1. Родовые объекты – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Например, в КоАП РФ гл.5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», гл.7 «Административные правонарушения в области охраны собственности». В Кодексе Хабаровского края об Административных правонарушениях (далее – КоАП Хаб.кр)  гл. 3 «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, а также в сфере местного самоуправления».

Родовые объекты различают:      

- по отрасли общественной деятельности, в которой складываются общественные отношения: отношения в промышленности, в социальной сфере, сельском хозяйстве, на транспорте, в связи и т.п. (Например, в КоАП РФ гл. 9 «Административные правонарушения в области промышленности, строительстве и энергетики»)       

- по содержанию охраняемых общественных отношений: права и свободы граждан, порядок управления, государственный и общественный порядок, различные формы собственности и др.(Например, в КоАП Хаб.кр. гл. 2 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан и общественный порядок»)    

 Каждый административный  проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства, которым является специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, видовым объектом такого административного правонарушения, как "Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения" предусмотренного КоАП РФ, является безопасность дорожного движения).    

2. Видовые объекты – обособленная по характеру административного проступка и объекту противоправного посягательства группа общественных отношений, общих для проступков одного рода (нарушение требований промышленной безопасности к уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах, безопасность дорожного движения при нарушении правил движения,  и т.п.)    

3. Непосредственный (основной) объект – конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением. Основной непосредственный объект характеризует общественное отношение, для защиты которого прежде всего и принималась административно-правовая норма. Он входит в состав родового объекта, в большей степени определяет социальную направленность данного правонарушения, структуру соответствующего состава и его место в системе Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. По признакам основного непосредственного объекта нормы включаются в ту или иную главу кодекса ;   

4 Дополнительный - общественное отношение, которому наряду с основным объектом причиняется или создается угроза причинения вреда (например, в КоАП Хаб.кр.  ст. 4.29:  «Проезд, стоянка транспортных средств на детских площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями» - непосредственный (основной) объект – сфера благоустройства и эксплуатации жилищного фонда, дополнительный - права граждан и общественный порядок);    

5. Факультативный - общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением (например, в КоАП РФ Ст. 8.3. «Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами»: Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (непосредственный объект), которое может повлечь (а может и не повлечь) причинение вреда окружающей среде (факультативный объект). Причинение вреда факультативному непосредственному объекту в одних случаях имеет значение для правильной квалификации, а в других влияет на назначение наказание.

 

3.2. Объективная  сторона административного правонарушения

 

 

     Объективная сторона - проявление противоправного поведения вовне, заключающееся в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния. С позиции права только действием (бездействием) или в отдельных случаях вербальной активностью (нецензурная брань, оскорбление, клевета и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правам и интересам.     

 По своему составу  деяния могут быть простыми, содержащими одно (единое) действие (например, в КоАП Хаб.кр.  ст. 2.12. «Безбилетный проезд на пассажирском городском автомобильном транспорте и городском электротранспорте»,  или сложными, состоящими из нескольких самостоятельных действий, растянутыми во времени или совершенными группой лиц (например, ч. 2  ст. 3.2. КоАП Хаб.кр.  «Недопущение депутата Законодательной Думы края на заседания органов, рассматривающих обращение или запрос депутата (группы депутатов) Законодательной Думы края»: «Те же деяния, совершенные повторно в течение года» )    

 К элементам объективной  стороны правонарушения относится  причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред. Противоправное деяние предшествует во времени вредному последствию и является главной и непосредственной причиной вызывающего его (последствие) (например, в КоАП РФ ч.2 ст. 7.15. «Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения»: «Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия»). Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц, ущемление их субъективных прав и свобод. Вред может посягать на специфические или общие интересы.

Совокупность признаков (элементов), установленных нормами  административного права, характеризующих  внешнее проявление правонарушения (объективную сторону), можно разделить  на два вида:    

 - Основные: собственно деяние в форме действия либо бездействия, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями;     

- Факультативные: время, место, способ, признак «другого лица».    

 Содержание объективной  стороны может включать характер деяния:     

 Неоднократность - совершение двух или более однородных административных правонарушений. Неоднократность квалифицируется как единое правонарушение;    

 Повторность. В соответствии с законодательством об административных правонарушениях под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию (например, в КоАП РФ ч. 3 ст. 9.5.1. «Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» ;   

 Злостным, систематическим,  продолжающимся административным правонарушением является совершение ряда возобновляемых во времени, тождественных действий или бездействия, составляющих в совокупности единое правонарушение.   

 Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица.    

 Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами - систематическое нарушение водителями Правил дорожного движения.    

 Длящееся правонарушение  - действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.    

 Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Продолжаемый проступок - это несколько действий, каждое из которых является проступком, но, как правило, они объединены единым умыслом.

 

3.3. Субъективная  сторона административного правонарушения

 

 

    Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному  им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям.     

 Субъективная сторона  правонарушения воплощается в  понятии деликтоспособности правонарушителя.  В соответствии с российским  законодательством граждане могут  быть признаны субъектами административного  правонарушения по достижении 16 лет. При этом в отношении  лиц от 16 до 18 лет применяется  особый порядок рассмотрения  совершенных ими административных  правонарушений, и к ним применяются  меры, предусмотренные Положением  о комиссиях по делам о несовершеннолетних.     

 Основным элементом  субъективной стороны правонарушения  является вина в форме умысла или неосторожности.     

 Умысел, как форма вины, характеризуется тем, что правонарушитель с одной стороны - сознавал противоправность своего поведения (действия либо бездействия), предвидел наступление его вредных последствий и желал их достичь (прямой умысел), в другом случае – сознательно допускал наступление вредных последствий (косвенный умысел).     

 При неосторожной форме вины лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или ненаступление, хотя должно было и могло их предвидеть.     

 Неосторожность может  быть связана с самонадеянностью (легкомыслие) или небрежностью (халатность).     

Информация о работе Административная ответственность