Участие медсестры в диспансеризации на терапевтическом участке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание

Диспансеризация... Смысл диспансеризации всегда был прост: раз в год вы проходите, осмотр у ряда врачей, которые вас выстукивают, выслушивают, берут анализы, то есть ищут реальные болезни или состояние, которое врачи называют предболезнью. Не находят - вы здоровы и свободны до следующего профосмотра. Находят - лечат и ставят на учет для "динамического наблюдения". Задумано умно, гуманно, по-хозяйски.
Увы, такая красота была несбыточной мечтой. В реальности при диспансеризации на одного пациента врач мог потратить лишь несколько минут: "дышите - не дышите, на что жалуетесь, следующий!"

Содержание

I. Введение
II. Теоретическая часть
1. История диспансеризации
2. Определение диспансеризации
3. Общие понятия диспансерного наблюдения на терапевтическом участке. Виды диспансеризации.
4. Краткая характеристика диспансерных групп по нозологии
5. Функциональные обязанности участковой медсестры
6. Дополнительная диспансеризация
III. Практическая часть
1. Общая характеристика «Межвузовской больницы» , характеристика участка
2. Особенности постановки и наблюдения молодого контингента (студентов) на диспансерный учет
3. Динамика заболеваемости на участке по нозологическим единицам (столбцы)
4. Сравнительный анализ заболеваемости студентов за 3 года (диаграммы)
5. Статистические данные по обращаемости в ЛПУ лиц находящихся на диспансерном учете
6. Модель деятельности участковой медсестры на современном этапе развития здравоохранения
7. Дополнительная диспансеризация ее роль в выявлении диспансерных групп
8. Дневной стационар, стационар на дому их роль в диспансерном учете. Школы здоровья.
9. Профилактические работы с диспансерными группами
10. Опросник
IV. Выводы. Общие итоги работы.
V. Рекомендации и предложения (диеты, ЛФК, иммунизация, нетрадиционная медицина)
VI. Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

медсестра.docx

— 319.14 Кб (Скачать документ)

 

1- состояло на начало года           2- взято на Д-учет

3- снято с Д-учета                           4- состоит на конец года 

Основная группа больных  наблюдается 2 раза в год. При университете действует профилакторий, который  пользуется большой популярностью  среди студентов. Оздоравливание проводится по различным профилям. Обязательными  являются сезоны заболеваний желудочно-кишечного  тракта, патологии органов дыхания. Кроме этого, проводится лечение студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, обще - оздоровительные сезоны.

 Всем диспансерным  больным рекомендуется лечение  в профилактории ТГУ с целью  профилактики обострений хронических  заболеваний два раза в год.  Стационарное лечение больные  при обострении получают в  стационаре МВБ. Но студенты отличаются несерьезным отношением к своему здоровью, очень трудно вызвать на профилактическое лечение и диспансерный осмотр,  Многие студенты после 4 курса перестают наблюдаться, т.к. освобождения от физкультуры не требуется, а рейтинговая система обучения в высшем учебном заведении не допускает пропусков занятий даже по уважительной причине - болезни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Модель деятельности участковой медсестры на современном этапе развития здравоохранения.

Принципиально новые условия оказания первичной медико-социальной помощи населению медицинской сестрой, сложившиеся в нашей стране в  связи с реформой здравоохранения, принятие ряда законов кардинальным образом изменили требования к качеству работы участковой медсестры. Расширение функций медицинской сестры, внедрение  современных технологий в ее работу потребовало пересмотра, как содержания, так и методов оказания первичной медико-социальной помощи. Назрела необходимость четко определить виды деятельности и функции медицинской сестры.

Проект модели деятельности участковой медицинской сестры в сфере здравоохранения с учетом современных требований.

Модель разработана на основании:

  • закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” (с изменениями и дополнениями);
  • приказа Минздрава России от 19.08.1997 № 249 “О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала”;
  • приказа Минздравсоцразвития России от 19.02.2008 № 77н “О методических рекомендациях по оформлению в 2008 году трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации)”;
  • приказа Минздравсоцразвития России от 21.06.2006 № 490 “Об организации деятельности медицинской сестры участковой”;
  • приказа Минздравсоцразвития России от 04.08.2006 № 584 “О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу”;
  • приказа Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 “О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”.

Модель  оказания первичной медико-социальной помощи предполагает взаимодействие участников лечебного процесса: пациента, участкового врача, врачей-специалистов, участковой медицинской сестры, а также специалистов лабораторно-диагностической службы, органов службы социальной защиты населения.

В работе участковой медицинской сестры были выделены отдельные  виды деятельности:

1) организационный (организация  маршрута медико-социальной помощи, организация собственной работы);

2) лечебно-диагностический; 

3) профилактический (профилактическо-реабилитационный);

4) обеспечение инфекционной  безопасности;

5) повышение квалификации.

Организационный вид деятельности участковой медицинской  сестры включает:

  • подготовку амбулаторного приема врача-терапевта участкового (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов и др., своевременное получение результатов лабораторных и других исследований и расклейка их по картам и др.);
  • заполнение под контролем врача статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований;
  • помощь в заполнении посыльных листов на МСЭК, санаторно-курортных карт, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного;
  • при соответствующих условиях под диктовку врача выписывание рецептов и заполнение граф листков нетрудоспособности, индивидуальной карты амбулаторного больного и др.;
  • выдачу очередных талонов для повторных посещений;
  • комплектование необходимыми инструментами и медикаментами сумки врача-терапевта участкового для оказания медицинской помощи на дому;
  • заполнение под контролем и руководством врача контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу;
  • подготовку предварительных материалов для составления отчета по диспансеризации населения участка.

  Лечебно-диагностический вид деятельности  участковой медицинской сестры  включает:

  • по указанию врача-терапевта участкового измерение пациентам артериального давления, проведение термометрии и других медицинских манипуляций;
  • объяснение пациентам способов и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;
  • выполнение медицинских манипуляций и забор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначением врача с последующим информированием его о выполнении диагностических и лечебных процедур, а также обо всех случаях нарушения режима пациентами, невыполнения противоэпидемических требований инфекционными больными, оставляемыми для лечения на дому;
  • оказание неотложной доврачебной помощи.
  • Основные виды деятельности медицинской сестры за последнее десятилетие изменились незначительно, однако профилактическому направлению с 90-х годов уделялось недостаточно внимания, что было связано с возможностью необязательного исполнения приложения 9 приказа от 30.05.1986 № 770 “О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения” и введением страховой медицины, где оценка и оплата работы проводились по качеству оказания медицинской услуги при заболевании.

 

 

В соответствии с приказами  от 19.02.2008 № 77н и от 21.06.2006 № 490, в  которых приводятся положения об организации деятельности медицинской  сестры участковой по выполнению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, профилактическое направление является приоритетным в работе медсестры.

При сравнении приведенных  в приказе № 77н формулировок об обязанностях участковой медицинской  сестры и участкового врача-терапевта  в части профилактической деятельности видно, что они в основном совпадают  и не носят конкретного характера (таблица).

  Разделы профилактической деятельности  участковой медсестры и участкового  врача-терапевта:

1. Участие в организации дополнительной диспансеризации работающего населения:

  • учет и регистрация населения, проживающего на обслуживаемой территории, в соответствии с “Инструкцией о порядке учета ежегодной диспансеризации всего населения”, уточнение списков в ЕИРЦ, сельских, поселковых Советах народных депутатов, а также путем посещения населения на дому;
  • разъяснительная работа с населением о необходимости диспансеризации;
  • согласование с врачом сроков проведения осмотров;
  • обеспечение явки лиц к намеченному сроку и выполнение назначенного комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий; по окончании обследования передача заключений, полученных из диагностических служб, участковому врачу-терапевту.

2. Проведение дополнительной диспансеризации неработающих пенсионеров:

  • оформление направлений пациентов на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;         
  • оформление документации по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документов для направления на медико-социальную экспертизу;    
  • оформление заключений о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение.

3. Проведение мероприятий по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг:

  • диспансерное наблюдение пациентов, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;
  • организация проведения диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
  • доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;
  • организация совместно с органами социальной защиты населения медико-социальной помощи отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;
  • обучение членов семьи организации безопасной среды для пациента;
  • осуществление ухода и обучение уходу членов семьи в период болезни и реабилитации пациента;
  • обучение организации безопасной среды и ухода за пациентами на дому.

4. Проведение иммунизации населения: отбор групп и направление на вакцинацию.

 5. Работа в “школе здоровья”:

  • изучение потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разработка программы проведения этих мероприятий;
  • первичная профилактика:

а) формирование здорового  образа жизни:

 – повышение знаний  населения о влиянии эндогенных  и экзогенных факторов на здоровье;

 – санитарно-гигиеническое  воспитание, включающее обучение  навыкам личной гигиены, рационального  питания (набор продуктов, методы  их приготовления, режим питания), ухода за жилищем; привлечение  к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьба с вредными  привычками 

 – курением, злоупотреблением  алкоголя, наркоманией; 

 б) проведение мероприятий  по предупреждению травматизма: 

 – специфическая профилактика  ДТП, бытового травматизма; 

 в) проведение программ  профилактики:

 – предупреждение  развития заболеваний социального  характера; 

 – предупреждение  развития инфекционных заболеваний; 

 – развития эндемических  заболеваний; 

 г) общеоздоровительные  мероприятия: 

 – реабилитация пациентов,  перенесших острые заболевания; 

 

 

 

  • Вторичная профилактика:

 а) целевое санитарно-гигиеническое  воспитание:

 – создание тематических  “школ здоровья” для пациентов  и их родственников (повышение  информированности пациентов о  заболевании и факторах риска  его развития, обострений и осложнений; повышение ответственности пациента  за сохранение своего здоровья; формирование рационального и  активного отношения пациента  к заболеванию, мотивации к  оздоровлению, приверженности к  лечению и выполнению рекомендаций  врача; формирование у пациентов  умений и навыков по самоконтролю  за состоянием здоровья, оказанию  первой доврачебной помощи в  случаях обострений; навыков и  умений по снижению неблагоприятного  влияния на их здоровье поведенческих  факторов риска (питание, двигательная  активность, управление стрессом, отказ  от вредных привычек и др.);

- формирование практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления);

 б) медико-психологическая  адаптация к изменению ситуации  в состоянии здоровья (адаптация  инвалидов);

 в) информирование  врача о необходимости проведения  немедицинских мероприятий по  коррекции модифицируемых факторов  риска. 

Оценка деятельности “школ  здоровья” достаточно сложна, и  критерии ее окончательно не разработаны, однако в организационно-методическом письме «Организация “школ здоровья”  для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене  здравоохранения», утвержденном Минздравом России 02.08.2002, приведены некоторые  индикаторы комплексной оценки качества профилактической медицинской помощи в рамках работы “школы”.

Приказом Минздравсоцразвития  России от 21.06.2006 № 490 “Об организации  деятельности медицинской сестры участковой”  утверждена учетная форма № 039/у-1-06 “Дневник учета работы медицинской сестры участковой” вместе с инструкцией по ее заполнению (приложение). В Дневнике перечислены показатели деятельности медицинской сестры участковой.

Необходимо остановиться на особенностях деятельности медицинской  сестры на педиатрическом участке, что  связано с особенностями работы обслуживаемого контингента.

Профилактическая работа медсестры педиатрического участка  включает:

  • проведение патронажей, обучение родителей уходу за здоровым ребенком;
  • сбор информации об условиях воспитания ребенка, особенностях его характера, привычках для успешного осуществления ухода за ним;
  • консультирование родителей по вопросам грудного вскармливания;
  • организация физического воспитания детей, обучение родителей и контроль за проведением комплексов гимнастики и массажа, закаливающих процедур;
  • контроль за состоянием здоровья и профилактика его отклонений у детей раннего возраста с риском развития заболевания (анемия, рахит, гипотрофия, атопический дерматит);
  • обеспечение доврачебного этапа профилактических осмотров детей различного возраста на основе скринирующих программ, определенных приказами Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272;
  • подготовка детей к поступлению в дошкольное и школьное учреждения.

Следующим видом деятельности участковой медицинской  сестры является обеспечение инфекционной безопасности, который включает:

  • контроль за проведением младшим медицинским персоналом профилактической дезинфекции помещений, оборудования;
  • проведение профилактической дезинфекции медицинского инструментария;
  • соблюдение принципов личной гигиены;
  • организация противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

 

Отдельным видом деятельности является повышение  квалификации участковой медицинской  сестры, которое включает:

Информация о работе Участие медсестры в диспансеризации на терапевтическом участке