Участие медсестры в диспансеризации на терапевтическом участке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание

Диспансеризация... Смысл диспансеризации всегда был прост: раз в год вы проходите, осмотр у ряда врачей, которые вас выстукивают, выслушивают, берут анализы, то есть ищут реальные болезни или состояние, которое врачи называют предболезнью. Не находят - вы здоровы и свободны до следующего профосмотра. Находят - лечат и ставят на учет для "динамического наблюдения". Задумано умно, гуманно, по-хозяйски.
Увы, такая красота была несбыточной мечтой. В реальности при диспансеризации на одного пациента врач мог потратить лишь несколько минут: "дышите - не дышите, на что жалуетесь, следующий!"

Содержание

I. Введение
II. Теоретическая часть
1. История диспансеризации
2. Определение диспансеризации
3. Общие понятия диспансерного наблюдения на терапевтическом участке. Виды диспансеризации.
4. Краткая характеристика диспансерных групп по нозологии
5. Функциональные обязанности участковой медсестры
6. Дополнительная диспансеризация
III. Практическая часть
1. Общая характеристика «Межвузовской больницы» , характеристика участка
2. Особенности постановки и наблюдения молодого контингента (студентов) на диспансерный учет
3. Динамика заболеваемости на участке по нозологическим единицам (столбцы)
4. Сравнительный анализ заболеваемости студентов за 3 года (диаграммы)
5. Статистические данные по обращаемости в ЛПУ лиц находящихся на диспансерном учете
6. Модель деятельности участковой медсестры на современном этапе развития здравоохранения
7. Дополнительная диспансеризация ее роль в выявлении диспансерных групп
8. Дневной стационар, стационар на дому их роль в диспансерном учете. Школы здоровья.
9. Профилактические работы с диспансерными группами
10. Опросник
IV. Выводы. Общие итоги работы.
V. Рекомендации и предложения (диеты, ЛФК, иммунизация, нетрадиционная медицина)
VI. Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

медсестра.docx

— 319.14 Кб (Скачать документ)

 

Организация и ликвидация дневного стационара осуществляется по  решению  руководителя лечебно-профилактического  учреждения по согласованию с соответствующим  органом управления здравоохранения.

2.Положение о  стационаре на дому.

Стационар на дому предусматривает  оказание медицинской помощи в  домашних условиях.

Стационар на дому организуется на базе лечебно-профилактического учреждения:

- амбулаторно-поликлинического;

- женской консультации;

-специализированного диспансера  и является его структурным  подразделением.

Наблюдение и лечение больных  в стационаре на дому осуществляет участковый терапевт, врач-специалист, участковая мед. сестра поликлиники.

Лечебные учреждения, структурным  подразделением которого является стационар  на дому, обеспечивает врача транспортом.

Руководство стационаром на дому может  осуществлять один из заведующих терапевтическим  отделением (поликлиники, больничного  учреждения), который 1-2 раза за период лечения посещает больного на дому с целью контроля за качеством  диагностики,  коррекции лечения.

Отбор больных для лечения в  стационаре на дому осуществляет лечащий  врач стационара или амбулаторно-поликлинического учреждения по согласованию с заведующим отделением.

Лечению в стационаре на дому подлежат:

    • больные, выписанные из стационара для завершения курса терапии на домашней койке под наблюдением врача;
    • больные средней тяжести и тяжелые при отсутствии показаний для госпитализации в стационар круглосуточного пребывания, таких, как:

 

 

-угроза жизни больного: острая сердечно-сосудистая недостаточность,  острая дыхательная недостаточность,  острая печеночная недостаточность,  острая почечная недостаточность,  острое нарушение мозгового кровообращения, шок различной этиологии, острые  отравления, кома различной этиологии,  острый инфаркт миокарда;

-угроза возникновения  вышеперечисленных нарушений в  первые сутки;

-необходимость постоянного  врачебного наблюдения;

-невозможность проведения  диагностических и лечебных мероприятий  в амбулаторно-поликлинических условиях;

-необходимость круглосуточного  выполнения лечебных процедур;

-изоляция по эпидемиологическим  показаниям;

-угроза жизни и здоровью  окружающих.

    • больные, нуждающиеся в проведении реабилитационного лечения при невозможности его проведения в амбулаторных условиях;
    • больные с хроническими заболеваниями для планового пролечивания.

 Стационар на дому пользуется  в своей работе всеми консультативными  и лечебно-диагностическими службами, имеющимися в лечебно-профилактическом  учреждении.

Режим работы стационара на дому устанавливается  руководителем учреждения в соответствии с потребностями населения в  этом виде помощи и местными условиями.

Для корректировки лечения и  продления листка временной нетрудоспособности клинико-экспертная комиссия проводится на дому в сроки, установленные законодательством  по экспертизе временной нетрудоспособности.

 

Отчет о деятельности стационаров  на дому представляется в установленном  порядке и в установленные  сроки.

Продолжительность рабочей недели врача и медсестры стационара на дому составляет 38,5 часов.

В выходные, праздничные дни назначения в стационаре на дому выполняют дежурные медсестры амбулаторно-поликлинического учреждения; тяжелых больных осматривает  дежурный врач ЛПУ.

При ухудшении состояния больного, возникновении у него угрожающих жизни состояний или необходимости  круглосуточного медицинского наблюдения, больной переводится в круглосуточный стационар.

Срок пребывания больного в стационаре на дому определяется состоянием больного, составляет в среднем 12 дней, для  геронтологических больных-14 дней.

Оплата лечения больных производится за счет средств фонда ОМС по предъявлению счетов за оказанные медицинские  услуги по профилю пролеченных больных  или за счет бюджета.

Цель  и функции

Дневной стационар на базе амбулаторно-поликлинического учреждения и стационара

Целью работы дневного стационара является повышение качества оказания медицинской  помощи в амбулаторно-поликлинических  и стационарных условиях, а также  повышение экономической эффективности  деятельности лечебно-профилактических учреждений на основе внедрения и  широкого внедрения современных  ресурсосберегающих медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения  и реабилитации. В соответствии с этой целью дневной стационар осуществляет следующие функции:

Подбор адекватной терапии больным  с впервые установленным диагнозом  заболевания или хроническим  больным при обострении процесса, изменении степени тяжести заболевания.

Проведение комплексного курсового  лечения с применением современных  медицинских технологий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.

 Осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных и инвалидов, беременных женщин.

Снижение уровня заболеваемости с  временной утратой трудоспособности.

Проведение экспертизы состояния  здоровья, степени утраты трудоспособности граждан и решение вопроса  о направлении на медико-социальную экспертизу.

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий  лицам из групп риска повышенной заболеваемости, в том числе профессиональной, а также длительно и часто  болеющим.

Стационар на дому.

Целью работы стационара на дому является повышение качества оказания квалифицированной  и специализированной помощи больным  в условиях пребывания на дому, развитие и совершенствование новых методов  лечения, направленных на развитие внегоспитальной  помощи и ресурсосберегающих технологий.

В соответствии с этой целью стационар  на дому осуществляет следующие функции:

Диагностика и лечение заболеваний  в соответствии с показаниями  для стационаров на дому.

Долечивание больных после этапа  интенсивного лечения с использованием современных средств и методов  внегоспитального медицинского обслуживания.

Взаимосвязь и преемственность  с различными лечебно-профилактическими  учреждениями социального обеспечения.

 

 

Школы здоровья.

Серьезная трудность лечения многих хронических заболеваний состоит  в отсутствии хорошего понимания  между врачом и пациентом, отсутствии готовности пациента к сотрудничеству. Это приводит к несоблюдению рекомендованных  схема лечения и, в конечном итоге, к безуспешности терапии в  целом.Нужно ли говорить, что полноценное  лечение любой болезни возможно только в том случае, когда больной  понимает смысл лечения, придерживается рекомендованного образа жизни, строго выполняет предписанное лечение. На сегодняшний день в мире признано, что терапия основных социально-значимых болезней (сахарный диабет, бронхиальная астма, артериальная гипертония) должна сочетаться с обучением.

К сожалению врач на амбулаторном приеме, да и в стационаре, зачастую не располагает достаточным временем для подробной беседы о факторах риска, о методах немедикаментозной  профилактики и лечения, что весьма важно для многих пациентов. Для  того, чтобы подробно рассказать о  характере питания, о мерах по снижению веса, о важности отказа от курения недостаточно 20-30 минут, отведенных для амбулаторного приема. Пациентам  очень важно освоить и некоторые  практические навыки: самоконтроль артериального  давления при артериальной гипертонии, контроль пиковой скорости выдоха при  бронхиальной астме, понять принципы самостоятельного изменения плановой терапии. Эти  задачи призваны взять на себя специальные «Школы здоровья».

Достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом  не будет сформировано партнерских  отношений и истинного сотрудничества. В конечном итоге только сам пациент  выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям  врача по приему лекарственных препаратов, изменить ли привычный образ жизни, воспользоваться ли нетрадиционными  методами лечения.

Одним из путей формирования партнерства  врача и пациента является обучение пациентов в  Школах здоровья. Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье,  уменьшить  проявления уже имеющегося заболевания  и снизить риск развития осложнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ВЫВОДЫ. ОБЩИЕ ИТОГИ РАБОТЫ.

Забота о человеке, охрана его здоровья являются непосредственной задачей медицинских работников. Профилактическое направление здравоохранения  наиболее ярко воплощается в диспансеризации  населения. Профилактика рассматривается  как общее дело органов и учреждений здравоохранения, всех министерств  и ведомств, общественных организаций  при широком участии всего  населения. Снижение общей и профессиональной заболеваемости, совершенствование  режима труда, учебы, отдыха, рациональное питание, физическое и санитарно-гигиеническое  воспитание населения, оздоровление окружающей среды, формирование здорового образа жизни - эти и другие задачи поставлены перед практическими врачами.  
Диспансеризация населения - основной метод профилактики заболеваний и важнейший метод работы лечебно-профилактических учреждений, как стройная система динамического наблюдения за состоянием здоровья здоровых и больных людей, страдающих хроническими заболеваниями. Диспансеризация невозможна без санитарно-гигиенического воспитания населения, повышения уровня пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, искоренения вредных привычек.  
Совершенствование диспансеризации неразрывно связано с улучшением амбулаторно-поликлинической помощи и прежде всего с дальнейшим развитием сети поликлиник, максимальным удовлетворением потребности населения во внебольничной помощи, повышения качества медицинского обслуживания путем совершенствования организационных форм и методов работы, укреплением участкового принципа, расширением специализированной медицинской помощи, развитием консультативно-диагностических служб.  
Построение системы диагностического наблюдения за состоянием здоровья диспансеризуемых является важнейшей задачей развития диспансеризации населения.  
Существуют основные понятия и термины системы динамического наблюдения:  
1. Диспансерный метод - совокупность методов и форм работы органов и учреждений здравоохранения, синтезирующий лечебные и профилактические мероприятия динамического врачебного наблюдения за здоровыми и больными людьми с целью сохранения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни.  
2. Динамическое диспансерное наблюдение - активное врачебное наблюдение за здоровьем населения, включающее медицинские осмотры, лечение и оздоровительные мероприятия , режим труда и отдыха, социологические опросы, накопление и анализ информации.  
3. Диспансер - лечебно-профилактическое учреждение.  
4. Отделение профилактики поликлиники - где осуществляют контроль за активным оздоровлением диспансеризуемых.  
5. Профилактическое посещение - осмотр на дому или в поликлинике.  
6. Профилактическая госпитализация - обследование и лечение в условиях стационара с целью раннего выявления заболеваний.  
7. Ежегодная диспансеризация населения - ежегодное обследование всего населения врачами нескольких специальностей.  
8. Предварительные медицинские осмотры - обследуют определенную группу населения (при поступлении на работу, связанную с особыми условиями труда или профессиональными вредностями).  
9. Целевые мед. осмотры - направленные на выявление одного заболевания.  
10. Комплексные ежегодные мед.осмотры.  
11. Одноэтапные мед.осмотры.  
12. Многоэтапные медицинские осмотры - где выявляют больных имеющих симптомы заболевания.  
13. Медицинская программа автоматизированной системы медицинских осмотров населения - перечень вопросов для сбора паспортных и аналитических данных.  
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья трудящихся следует проводить по трем группам.  
I группа - здоровые, не имеющие хронических заболеваний и полностью трудоспособные;  
II группа - группа риска в отношении хронических заболеваний не влияющие на жизненно важные органы и трудоспособность(т.е. практически здоровые)  
III группа - хронически больные пациенты (Здесь динамическое наблюдение должно способствовать облегчению течения болезни).  
Как известно, диспансеризация основывается на участковом принципе. Это позволяет воздействовать на факторы влияющие на заболеваемость, включая плановое оздоровление условий труда и быта. Участковый принцип позволяет установить постоянное медицинское наблюдение за определенными группами населения, углубленно изучать заболеваемость и смертность, эффективно бороться с наиболее распространенными хроническими заболеваниями. Метод специализированной участковости, заметно улучшает качество и организацию проведения диспансеризации, решает вопросы о внебольничной помощи пациентам в современных условиях.  
Участковые врачи возглавляют диспансеризацию на участке, организуют наблюдение, обследование, лечение и контроль. При смежных заболеваниях пациенты, находящиеся под диспансерным наблюдением, консультируются врачами других специальностей. Результаты клинико-диагностических исследований, полученных при профилактических осмотрах, используются врачами при диспансеризации.  
Участковая медицинская сестра осуществляет по назначению участкового врача предварительное обследование пациентов в лаборатории и кабинетах функциональной диагностики. Направления во вспомогательные кабинеты обычно доставляются пациенту на дом. Для проведения очередной диспансеризации пациент посещает поликлинику не более двух раз так же по приглашению врача. Особое внимание уделяется ведению амбулаторных карт на каждого диспансерного пациента, в которых подробно изложены история жизни и заболевания, записи диспансерных осмотров и годовых эпикризов оформлены на известной бумаге, что облегчает ориентацию и в медицинской документации и в данных динамического наблюдения. Участковая мед.сестра приглашает на "Д" прием в поликлинику пациента. Дальнейшее развитие диспансеризации неразрывно связано с расширением профилактических мероприятий. Известно, что профилактика дешевле лечения, а профилактические мероприятия при современном размахе поглощают определенную долю расходов, предназначенных на лечебные цели. В этих условиях основной становится разработка наиболее эффективных и экономических методов диспансеризации.  
Одной из важных современных черт диспансеризации населения являются перенесение внимания с больного на здорового человека, выявление факторов риска, которые могут способствовать возникновению заболевания, и в связи с этим -проведение полного комплекса мероприятий направленных на обеспечение общественного здоровья и индивидуальную профилактику.  
Мероприятия, проводимые амбулаторно - поликлиническими учреждениями, различны на разных этапах диспансеризации: первый этап - при планировании работы в связи с ежегодными осмотрами организованного и неорганизованного населения; второй этап - выявление контингентов подлежащих диспансерному наблюдению; третий этап - проведение активного динамического наблюдения, лечебно-оздоровительных, реабилитационных мероприятий.  
На первом этапе - участковая медицинская сестра проводит учет численности населения на участке; определяет возрастно-половой и социальный состав; выделяет тех пациентов, которые наблюдаются в других учреждениях; получает из санитарно-эпидемиологических станций списки лиц обследуемых по месту работы. Определяет очередность приглашения населения на осмотры, составляет графики осмотра населения.  
Второй этап - выявление контингентов подлежащих "Д" наблюдению. Мед.сестра участвует в профилактических осмотрах, выявляет больных на амбулаторных приемах, при анализе медицинской документации (выписки из стационаров, санаториев, листки временной нетрудоспособности и т.д.).  
На третьем этапе - медицинская сестра активно приглашает на прием пациентов находящихся под наблюдением у врача, контролирует своевременную их явку, ведет картотеку диспансеризуемых, оформляет медицинскую документацию, контролирует выполнение врачебных рекомендаций, фиксирует явки в контрольной карте.  
Особое значение при проведении диспансеризации имеет активное и своевременное выявление заболеваний, когда пациенты еще не предъявляют жалоб и имеется возможность прервать дальнейшее развитие болезни или ликвидировать ее.  
В настоящее время более 50% всех диспансеризуемых пациентов приходится на участковую службу и является ведущей фигурой в системе здравоохранения. Прежде всего участковый врач и участковая мед.сестра ответственны за состояние здоровья, а следовательно и за динамическое наблюдение каждого проживающего на территории участка. То есть врач и мед.сестра лучше других специалистов знают особенности патологии населения, условий труда, быта, отношение в семье и на производстве, в связи с чем именно они могут определить число лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении в зависимости от диагноза, стадии и длительного лечения паталогического процесса, возрастно-половых и производственных особенностей. Не случайно диспансерный метод Н.А.Семашко связывал с участковым принципом медицинского обслуживания населения, так как, по его мнению, в работе участкового терапевта и мед.сестры гармонически сочетается лечебная помощь с профилактикой заболеваний. Он был твердо убежден, что профилактическое направление помогает лучше распознавать и лечить болезни.  
 
"Науки профилактические, естественно, будут выдвигаться на первое место, а не будут оставаться в том загоне, в котором они были до сих пор. Место врача -ремесленника, умеющего орудовать лишь молоточком, займет врач с широким социальным кругозором, умеющий в каждом больном находить социально-этиологические моменты, участник социальной терапии ".  
                                                                                                                        Н.А.Семашко.  
 
Современный участковый терапевт понимает, что диспансеризация - это не компания, а непрерывный процесс, объединяющий различные формы профилактической, лечебно-оздоровительной, санитарно-просветительской работы с параллельным осуществлением комплекса социально-гигиенических мероприятий.  
Проведение диспансерной работы немыслимо без знания своего участка, обслуживаемого контингента.  
Об эффективности мероприятий по реабилитации можно судить по тому, что при хорошо налаженной системе диспансерного наблюдения и амбулаторного лечения пациенты получают возможность подавляющую часть времени находиться в привычных им домашних условиях, сохраняя и поддерживая прежние социальные связи.  
Диспансеризация всего населения предусматривает соблюдение правил и навыков здорового образа жизни, который подразумевает отказ от вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, гиподинамики, психоэмоциональной невоздержанности), поддержание гигиены жилища, простое, но обоснованное без излишеств питание, рациональное сочетание труда и отдыха, моральную чистоту и дух оптимизма. Под диспансерной системой понимается такая организация охраны здоровья населения, в основу которой положена не стихийная обращаемость в амбулаторно-поликлинические учреждения, а постоянное динамическое наблюдение за состоянием здоровья.  
Диспансерная система здравоохранения - не только наиболее яркое проявление синтеза профилактики и лечебного дела, но и основа организации будущего здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Библиогр.: Демченкова Г.З. и Полонский М.Л. Теоретические и организационные вопросы диспансеризации населения, М., 1987, Новгородцев Г.А., Демченкова Г.З. и Полонский М.Л.
  • Диспансеризация населения в СССР. М., 1984; Чазов Е.И.
  • Задачи органов и учреждений здравоохранения но выполнению «Основных направлений развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года. Сов. здравоохр. №2, с. 3, 1989.
  • Журнал "Главная медицинская сестра", №9- 2009 Автор: Рябчикова Т. В., Егорова Л. А., Данилов А. В., Качанова Л. А., Ласкарева Л. Н.
  • Словарь Ожегова; Большой Энциклопедический словарь
  • "Диспансерный метод в охране здоровья", Г.А.Новгородцев. Г.З.Демчинкова 1994 г.
  • "Система динамического наблюдения", М.А.Полонский 1990г.  
  • "Профилактизация лечебного дела",Н.А.Семашко, сборник №5 1925 г.  
  • "Искусство вести здоровый образ жизни", Станислав Торча 1991 г.  
     

2. Алекперова Т.В. Метод «Хирургия  дневного стационара» Собственный  опыт, перспективы развития / Т.В.  Алекперова., Г.Д. Константинова //Медицинское  страхование. - 2001. - №3. - 21-27.

3. Алексеев Н.А. Планирование  и контроль в управлении больницей/  Н.А Алексеев// Здравоохр. Российск. Федер. - 2001. - №3. - 32-34.

4. Алексеев Н.К. Экономическая  эффективность работы стационара  дневного пребывания/ Н.К. Алексеев // Экономика здравоохранения. —  2001. -№4-5.-С.23-25.

. Кутузов И Н., Дневной стационар  в диспансеризации населения  /И Н. Кутузов, Н.П. Нагорная, Н.П. Харченко, В.Г. Ширенкин // Терапевтический  архив. - 1990. - № 3. - 19-20.

Стандарты практической деятельности медсестры Том 1 и 2 С. - П. 1998 г.

 

Журнал «Медсестра» №2 - 99 г.

 

Журнал «Медсестра»  №6 - 2001 г.

 

Журнал «Медицинская помощь» №3 - 98 г.

 

Журнал «Медицинская помощь» №4 - 99 г.

 

Учебная программа по сестринскому делу «Lemon» глава 4

 

Учебная программа по сестринскому делу «Lemon» глава 8 часть 1

 

Садиков Н.Б. «Современный справочник медсестры» Минск «Современный литератор» - 1998

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Участие медсестры в диспансеризации на терапевтическом участке