Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение выставочной деятельности смоленских музеев по материалам периодической печати.
Задачами исследования являются 1) теоретические аспекты организации выставочной деятельности музеев; 2) рассмотрение выставочной деятельности смоленских музеев за последнее десятилетие и на сегодняшний день.
Объектом исследования являются музеи города Смоленска и Демидова.
Предметом исследования является выставочная деятельность музеев города Смоленска.

Содержание

Введение
Глава I. Выставка как форма музейной деятельности
Музейные выставки в современном музее: теоретический и исторический аспекты
2.1. Этапы организации выставочных экспозиций
Глава II. Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления
2.1. Выставочная деятельность музеев Смоленска
2.2. Музейные выставки музеев Демидовского района
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Выставочная деятельность музея.doc

— 380.80 Кб (Скачать документ)

В залах музея представлена история края - от глубокой древности до современности. В зале археологии имеется макет рельефа Демидовского района; многочисленные археологические находки - каменные топоры, наконечники копий, бивни мамонта, макет жилища древнего человека; схемы с указанием расположений древних поселений.

В зале природы центральное место занимает диорама, которая представляет разнообразный животный и растительный мир Демидовского района.

Энтографическая коллекция музея повествует о хозяйственных занятиях, культуре, историко-культурных связях местного населения. Одежда из льна, шерсти, обувь из лыка, посуда из бересты, глины, дерева - все это культурное наследие ушедшей исторической эпохи. Здесь же представлена панорама Поречской пристани - в прошлом важного торгового пункта.

Следующий зал музея освещает историю края от тревожного 1917 года до наших дней. В витринах экспонируются различные документы и многочисленные фотографии солдат и военачальников, освобождавших Демидовскую землю в 1943 году, а также воинов, исполнявших свой долг в горячих точках. Во внутреннем дворике представлена выставка боевой техники. (Смоленщина приглашает)

При музее действует галерея, в которой постоянно проходят выставки творческих работ жителей района и области.

27 декабря 2011 года с небольшим опозданием открылся частный дом-музей Юрия Никулина. Он должен был начать работу к 90-летию артиста - 18 декабря, но к этому моменту еще не все было готово. Музей  Ю. Никулина создан на частные средства. Проектом занимались семья Жолноровых, местная жительница Валентина Чехова, ее дочь, Наталья Жолнорова и внучка Дарья. Проект был инициирован с 2003 года.  Дом, в котором жили Никулины в 20-е годы ХХ века, был выкуплен соседкой, Натальей Жолноровой. К сожалению, из-за ветхости  и аварийности он был полностью перестроен, не сохранился. Планируется, кроме музейного дома, приготовить гостевые комнаты  и для посетителей.

Юрий Владимирович Никулин. 18.12.1921- 21.08.1997 г., уроженец г. Демидова, российский актер цирка и кино, клоун (коверный), член КПСС с 1943 г., народный артист СССР (1973), лауреат Государственной премии (1970), награжден орденом «Знак Почета», Герой Социалистического труда (1990).

Его отец, Владимир Андреевич Никулин (1898-1964), после демобилизации окончил курсы Политпросвета и работал в местном драматическом театре. Мать, Лидия Ивановна, работала там же актрисой. Долгое время жили в Демидове, в 1925 году переехали в Москву, когда Юрию было четыре года.

После десятого класса в 1939 г. был призван в армию и принял участие в двух войнах: зимней советско-финской и Великой Отечественной (однако его зенитной батареи не пришлось принять участия в боевых действиях): «семь лет не снимал сапоги, гимнастерку…». В 1950 году окончил  студию разговорного жанра при Московском цирке.

К 90-летию Ю. Никулина 18 декабря 2011 г. на пересечении улиц Мареевской и Коммунистической, напротив Демидовского историко-краеведческого музея был открыт памятник народному артисту СССР Юрию Владимировичу Никулину. 18 проектов памятника артисту были размещены в Демидовском историко-краеведческом музее с 16 февраля 2011 г.  Победил белорусский скульптор Игорь Чумаков. Отбирали работы родные Никулина. Бронзовый монумент изображает великого комика в перерыве между репетициями, присевшего на бортик цирковой арены для отдыха. В церемонии открытия памятника приняли участие губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев, сын великого артиста Максим,  вдова артиста, Татьяна Никулина (до 1949 г. Покровская). Игорь Чумаков передал в дар местному музею небольшую скульптуру  Никулина. В честь Юрия Никулина названа главная улица города.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Музей -- наследие сегодняшнего человечества, которому жить в завтрашнем дне. В изменяющейся стране, обновляющемся обществе, расширяя контакты с аудиторией и посредством выставок, музей становится живым организмом и рассматривается как историческое, психологическое, художественно-культурное пространство, приглашающее к диалогу «музей -- автор-- общество», сближающее и дающее самые широкие возможности его использования.

Коренной поворот в сторону глубокой социализации музея произошел в начале XX века. В этот период формируется новое направление музейной деятельности, развивающее возможности музея как канала культурной коммуникации. В это время возникает и утверждается концепция музея как просветительного учреждения.

В спектре основных видов музейной деятельности складываются и развиваются новые направления и программы, связанные с разработкой тематики просветительских программ и методов работы с различными- категориями посетителей. В 60-е гг. XX в. в теории и методах музееведения начинают успешно применяться положения общей теории коммуникации, математической теории связи, адаптированные к проблемам оптимизации работы с посетителем.

Дальнейшее использование музейной наукой методов точных дисциплин шло по линии внедрения новых информационных технологий, и, прежде всего, электронных (компьютерных). Созданные в большинстве музеев отделы информатики осуществляют обширные программы компьютеризации таких направлений, как консервация и реставрация, создание мультимедийных продуктов для просветительских программ, формирование электронных баз (компьютеризация фондов) по музейным фондам и др.

Музеи занимают важное место в общественной жизни страны: по официальным данным, музеи -- самые посещаемые россиянами учреждения культуры. За последние десять лет сюда ежегодно приходило около 80 миллионов человек, треть из них, что важно, молодёжь. Для сравнения: театры ежегодно посещают 30 миллионов человек, библиотеки -- около 60 миллионов.

И, однако, всё это богатство, не имеющее, по сути, цены и представляющее колоссальное общественное значение, находится под угрозой исчезновения и уже понемногу исчезает.

С 2007 по 2010 год в стране работала Комиссия по координации вопросов организации и проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев РФ. Результаты проверки выглядят катастрофическими. Они показали, что нынешнее состояние фондохранилищ, реставрационных мастерских, всего имущественного комплекса музеев, их материально-техническое оснащение не могут обеспечить полноценную сохранность ценнейших предметов и коллекций, их эффективный и оперативный учёт, профессиональную и качественную реставрацию.

На заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству в Новгороде в сентябре 2009 года президент Дмитрий Медведев привёл цифры необратимых потерь. За последнее десятилетие в стране было утрачено более 2,5 тысячи памятников истории и культуры, находившихся под государственной охраной. Больше половины памятников нуждается либо в срочной консервации, либо в реставрации. Потерянное время зачастую означает физическую утрату, предмета истории и культуры [3].

Музейная область -- одна из самых бедных, даже по меркам далеко не процветающей культурной сферы. Недостаток финансирования приводит и к дефициту квалифицированных работников в музеях.

В беспросветной жизни российских музеев забрезжил луч надежды. По словам заместителя министра культуры РФ Андрея Бусыгина, ведомство разработало Программу сохранения и развития отечественных музеев, включающую в себя как капитальный ремонт старых зданий, так и строительство новых экспозиционных площадей и фондохранилищ. Программа рассчитана на период с 2012 по 2020 год. Приблизительная её стоимость --170 миллиардов рублей. Пожалуй, никогда ещё на нужды объектов культуры не выделялась столь солидная сумма.

Посещая регионы и часто бывая в музеях, некоторые депутаты обращают внимание, что там нет очередей. И действительно, откуда же им взяться, если экспозиции во многих областных музеях не менялись по 20-30 лет, ценности же из ведущих отечественных музеев там и вовсе не выставляются. Последнее время государство обратило свой взор на состояние музейного дела в России. Фестиваль «Интермузей-2011», прошедший под девизом «Пространство культуры -- пространство доверия» и продемонстрировавший участникам фестиваля лишь достижения в музейном деле, все же обозначил и высветил определенные проблемы, о которых не могли не говорить собравшиеся. Музейные работники должны быть уверены, что государство в полном объёме выполнит взятые на себя обязательства. И государство, в свою очередь, должно быть уверенным в добросовестном выполнении музейщиками своих профессиональных обязательств, чтобы было что сохранить и показать будущим поколениям.  Хотелось бы верить, что государство в полном объеме выполнит взятые на себя обязательства.

Выставочная деятельность смоленских музеев имеет определенную историю, наработанные методики, имеются определенные плюсы и минусы в этом направлении деятельности.

В непростых экономических условиях музейщики, искренне любящие свою профессию.

 

 

 

Литература

 

1. Архитектурные памятники Смоленской области: каталог. В 2х кн. -- М.,1987. -- Кн.2. -- 333-740 с.

2. Афиша // Смоленская неделя. -- 2011. -- 22 июля. -- С. 18.

3. Бабарыко, С. Музей Нахимова. Новые экспонаты / С. Бабарыко // Смоленские новости. -- 2005. --11 августа.-- С.9.

4. Воронцова, В. Выставки в Историческом / В. Воронцова // Смоленская неделя. -- 2011. -- 30 декабря. -- С. 23.

5. Дорофеев, Н. Музей: что имеем -- не храним / Н. Дорофеев // Парламентская газета. --2011.--10 июня. -- С.46.

6. Ерохина, Л.С. Дела музейные / Л.С. Ерохина // Пенсионер 
Смоленщины. -- 2011. -- 20 апреля. -- С. 13.

7. Живая выставка // Смоленская неделя. -- 2011. -- 13 мая. -- С. 19.

8. Иванов, М.В. Смоленский край: история музейной деятельности  на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII - первая треть ХХ вв.) / М.В. Иванов. -- Смоленск, 2005. -- 444 с.

9. Индикуленко, Б. Роль музея-заповедника в патриотическом воспитании молодежи Смоленщины / Б. Индикуленко // Музейный вестник. -- Смоленск, 2006. -- Выпуск 1. -- С. 109-110.

10. Корнеенко, Н.И. Расширение привычных границ музейной деятельности в работе выставочного зала Рославльского историко-художественного музея / Н.И. Корнеенко // Музейный вестник. -- Смоленск, 2008. -- Выпуск III. -- С.153-157.

11. Кочанова, В. «У Талашкина есть будущее...». Триумф русского 
искусства в Париже -- 100 лет спустя / В. Кочанова // Музейный 
вестник. -- Смоленск, 2006. -- Выпуск 1. -- С.110-123.

12. Макаренкова, Л. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» / Л. Макаренкова // Любимая Россия. --2006. -- №2.-- С.132-135.

13. Михайлова, С.Н. Выставочная деятельность художественной галереи / С.Н. Михайлова // Провинциальный художественный музей в изменяющейся России: сборник докладов научно-практической конференции. -- Смоленск, 2001. -- С.214-219.

14. Музеи Смоленщины. -- Смоленск, 2006. -- 80 с.

15. Ночь смоленских музеев // Смоленская неделя. -- 2011. -- 20 
мая. -- С.22

16. очень подкованная блоха / А. Лутченкова, И. Петрова // Город.-- 2012.-- 16 января. -- С.13.

17. Петрова, И. Галерее дали развернуться / И. Петрова // Город. -- 2011. --23 мая. -- С.З.

18. Полканова, А. Новая экспозиция в музее СТ. Коненкова / А. Полканова // Музейный вестник. -- Смоленск, 2006. -- Выпуск 1. -- С.128-132.

19. Тимашков, П. Смоленский государственный-музей заповедник и государственный исторический музей: опыт экспозиционного сотрудничества / П. Тимашков // Музейный вестник. -- Смоленск, 2006.--Выпуск Г --С. 104-109.

20. Раичев, Д. Космическое время /Д. Раичев // Российская газета. -- 2011 -- 17 марта. -- С. 14.   .

21. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период второй мировой войны / под общ. ред. П.В. Хорошилова, А.И. Вилкова, Н.И. Никандрова. -- М.: Арт-Родник, 2005. --Т.7. Смоленский государственный музей-заповедник. Кн.1. -- 228 с.

22. Сидыков, Т. Ночь в музее /Т. Сидыков // Смоленская неделя. -- 2011. --27 мая. -- С.22.

23. Смоленщина приглашает. Исторический путеводитель.  -- Смоленск, 2007. -- 240 с.

24. Сотникова, С.И. Музеелогия: пособие для вузов / С.И. 
Сотникова. -- М.: Дрофа, 2004. -- 192 с.

25. Украденное и возвращенное // Смоленские новости. -- 2005.-- 18 марта. -- С.5.

26. Хохлова, Н. Сценарная концепция экспозиции экологического музея / Н. Хохлова // Музейный вестник. -- Смоленск, 2006. -- Выпуск 1. --С. 132-144.

27. Царские картинки / А. Лутченкова, И. Петрова // Город.-- 2012.-- 16 января. -- С.13.

28. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учеб. для высшей школы / Т.Ю. Юренева. -- 2-е изд. -- М.: Академический Проект, 2004. -- 560 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления