Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение выставочной деятельности смоленских музеев по материалам периодической печати.
Задачами исследования являются 1) теоретические аспекты организации выставочной деятельности музеев; 2) рассмотрение выставочной деятельности смоленских музеев за последнее десятилетие и на сегодняшний день.
Объектом исследования являются музеи города Смоленска и Демидова.
Предметом исследования является выставочная деятельность музеев города Смоленска.

Содержание

Введение
Глава I. Выставка как форма музейной деятельности
Музейные выставки в современном музее: теоретический и исторический аспекты
2.1. Этапы организации выставочных экспозиций
Глава II. Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления
2.1. Выставочная деятельность музеев Смоленска
2.2. Музейные выставки музеев Демидовского района
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Выставочная деятельность музея.doc

— 380.80 Кб (Скачать документ)

Научные сотрудники музея уделяют немало внимания патриотическому воспитанию молодёжи. Это, прежде всего, создание музейных экспозиций, а также использование других форм работы с молодыми посетителями: встречи с ветеранами войны и труда, работниками тыла, партизанами и подпольщиками; уроки мужества, лекции по военной тематике, проведение «Дня музея» в школах. Так, например, при проведении «уроков мужества» в музее проводится бесплатно обзорная или тематическая экскурсия -- их проводится несколько десятков ежегодно. Чтение лекций о Великой Отечественной войне, сопровождаемое красочными иллюстрациями (использование новейших технологий) -- один из главных методов воздействия на сознание подрастающего человека [6].

В 2005 г. сотрудниками Музея прочитано 108 лекций. Патриотическому воспитанию способствует и проведение «Дня музея» в учебных заведениях. В этот день, как правило, читаются в большинстве классов лекции, связанные с событиями Великой Отечественной войны. «День музея» проводится чаще в школах Смоленского района, Сафонова, Колодни, Талашкина.

По договоренности с заместителем директора по воспитательной работе и с учителем подбирается, тематика для каждого класса, определяется перечень экспонатов для чтения лекции и заранее определяется время чтения лекций. Для большего охвата школьников 1-я лекция читается на последнем уроке первой смены, а вторая -- на первом уроке второй смены. Особое внимание мы уделяем техническому оснащению лекций. Видеоаппаратура, компьютеры значительно влияют на восприятие материала, способствуют общему образованию учащихся. Поэтому так важно обеспечение учебного процесса современными технологиями. Мы понимаем, что только общими усилиями всего общества можно привить подрастающему поколению высокие идеалы любви и преданности Родине, поэтому постоянно работаем над совершенствованием методов музейной педагогики по патриотическому воспитанию [6].

Музей скульптуры С.Т. Коненкова открылся в мае 1973 г. Мысль о его создании зародилась намного раньше. Реальную форму эта идея обрела в 1969 г. во время пребывания скульптора на Смоленщине. Сергей Тимофеевич Коненков поддержал предложение о создании музея и передал в дар смолянам 41 произведение. Первоначальная экспозиция просуществовала около тридцати лет. Принцип ее построения был достаточно хаотичен: полностью не выдерживались ни периодизация жизни и творчества скульптора, ни тематический показ произведений.

Возникла острая необходимость в создании новой экспозиции, соответствующей всем современным требованиям экспонирования.

В 2002 г. музей был закрыт на реконструкцию и вновь открылся в апреле 2005 г. Это событие поистине стало его вторым рождением. При создании новой экспозиции были взяты за основу две главные идеи: объединить в одно, органичное целое скульптуру С.Т.Коненкова, современный дизайн старинное, здание конца XIX в.; показать, как в границах коненковских тем по-разному раскрывается его творческая манера, глубина поисков и представлений об изображаемых. Именно поэтому в основу был положен тематический принцип построения экспозиции.

Следующее, на что было обращено внимание -- это вопросы формы и творческого выражения, которые всегда волновали СТ. Коненкова. Поэтому в новой экспозиции был использован принцип контраста, при котором посетители смогут почувствовать разнообразие творческой манеры великого скульптора. Ведь он был и примитивистом, и реалистом, и авангардистом, и вот в залах различные по манере исполнения работы экспонируются рядом: «Давид» (дерево, 1913) и «Голиаф» (дерево, 1913), созданные в духе примитивизма, русской народной деревянной скульптуры, соседствуют с композицией «Песня о Родине» (дерево, 1954), выполненной с подчеркнутой детализацией, в реалистической манере искусства 50-х гг. XX в. Или сочетание примитивистских работ «Степан Разин» (дерево, 1919) и «Бурлак» (дерево, 1919) с реалистическим портретом «И.В. Зуева» (бронза, 1947) [14].

Тот же принцип контраста использовался и при чередовании скульптур из рукотворного дерева, сияющего мрамора и холодной бронзы. От такого соседства выигрывают все произведения. Один материал   как   бы   оттеняет   другой,   придает   ему   большую выразительность и глубину (бронзовый портрет «И.В. Зуева» подчеркивает теплоту дерева в портрете «В.Ф. Купревича», а темная, бликующая бронза в «Пророке» оттеняет сияющую белизну мрамора в «Сыне человеческом». Необходимо отметить, что и экспозиция самих двух залов выполнена по контрасту.

Первый зал -- официальный, торжественный с показом произведений, посвященных деятелям культуры, искусства, науки, политики. Второй зал -- теплый, камерный, где представлены детские, женские, сказочные образы.

При построении, экспозиции мы стремились не только познакомить посетителей с познавательными материалами из жизни и творчества СТ. Коненкова, но и вызвать у них эмоциональные реакции; размещение огромных фигур В.В. Маяковского, В.И. Сурикова, В.И. Ленина в центре зала без музейных подиумов, на невысоких авторских подставках, в ракурсах, подчеркивающих движение, создает у зрителя иллюзию совместного движения, нахождения этих фигур среди людей. Новая экспозиция создавалась с использованием приемов современного дизайна -- так называемого стиля Hi-Tech [14].

Выставочная работа художественной галереи развивается, в основном, в двух направлениях. Это сугубо академические традиционные, зачастую ретроспективные, выставки и выставки, отражающие поиски новых форм организации работы с аудиторией. Сотрудники галереи стремятся рассматривать в своей работе музей как живой организм, контактирующий с посетителями самых разных возрастных групп, разных социальных категорий. Стремление к поиску новых форм работы с аудиторией в конце 1970-х -- начале 1980-х годов привело к проведению вокальных концертов в залах открывающейся выставки отреставрированных произведений западноевропейского   искусства,   и   у   музея   появился   новый устойчивый круг участников этих мероприятий, имевших в городе значительный резонанс [10].

В академическом направлении выставочной работы, когда в экспозиционных залах проводятся выставки, отмечающие юбилейные даты, события, дары, новые поступления и др., были и есть свои трудности. Одной из главных можно считать отсутствие или ограниченность выставочной площади, когда приходится в тесноте экспозиции искать место в ущерб другим произведениям при огромном количестве высокохудожественных и интересных для зрителей произведений, а также слабая оснащенность, ограниченность или отсутствие современного оборудования.

Но как положительное качество подобных выставочных мероприятий художественной галереи, помимо традиционно образовательных, познавательных, воспитательных функций, которые несет сегодня музей, можно отметить постоянное ненавязчивое воспитание потребности «жить в художественной среде». Заметно, что, помимо устойчивого круга посетителей галереи, сложившегося в течение последних лет, поток наших зрителей растет и становится более разнообразным.

Выставочная работа, наряду с просветительской, лекционной, научно-исследовательской, является для сотрудников художественной галереи одним из основных видов деятельности. Сложилась она исторически, а предпосылкой и стимулом для нее явилась востребованность входящих в состав музея произведений. Благодаря содержательности коллекций, высокому художественному уровню произведений экспозиции, основу которой составляет собрание М. К. Тенишевой,  работы Смоленской художественной галереи активно запрашиваются, вещи путешествуют по миру, бывая на больших столичных и международных выставках. Одним из последних примеров тому стало участие в выставке «Русские амазонки» картины Любови Поповой «Дама с гитарой» 1916 г., путешествие картины по Европе и Америке в галереях Гугенхейма, а также показ значительной группы работ Смоленской художественной галереи в Москве, Новом Манеже на выставке «Русское искусство из собрания музеев Центральной России» -- Н. Рериха, Р. Фалька, А. Головина, А. Куинджи [10].

Достаточная же известность музея, его богатая история, связанная с деятельностью М.К. Тенишевой, привлекает к экспонированию в его залах произведений многих известных художников, произведений из собраний частных коллекционеров и наследников мастеров искусства, которые нередко дарят музею свои коллекции. Были проведены выставки таких даров, как петербургского коллекционера Н. Сорокина, коллекции О. Вороновой и Кулешова из Москвы. На этой основе сотрудники галереи организовали выставку новых поступлений музея, которая воспринималась зрителями с большим интересом и продлилась не один год.

Выставку произведений своего отца, народного художника РСФСР, профессора Н.М. Чернышева привозила в галерею московская художница П.Н. Чернышева. Из Москвы же была привезена в дар музею и представлена на выставке коллекция произведений графики О.Г. Верейского. И вот только что наш знаменитый современник, петербургский художник, академик живописи А.А. Мыльников, выразив глубокое понимание значения жизнедеятельности российского музея в провинции, важности поддержки этой деятельности, подарил Смоленскому музею 200 своих произведений. Их выставка проходила в залах художественной галереи. И это только небольшая часть примеров выставочной деятельности [10].

Сегодня в постоянно меняющейся социальной и культурной среде музей  сосредоточивает  внимание  на  поиске  адекватных  новым условиям форм работы, и существенную помощь в этом направлении оказывает выставочный зал Флигеля художественной галереи.

Благодаря своей автономности, изолированности от традиционной академической музейной экспозиции, он позволяет вести устройство выставочных мероприятий различного характера, выстраивая современные концепции выставок.

С 1992 по 2001 год во Флигеле галереи проведено 52 выставки -- городские, областные, конкурсные. Они отражают нынешнее состояние творчества, привлекая к участию отдельных авторов, творческие группы и современные объединения. Авторам эта возможность позволяет продемонстрировать свое видение мира, найти созвучные каждому формы взаимодействия с аудиторией.

Была проведена групповая выставка художников-керамистов как выставка-продажа, ярмарка искусств; персональная выставка Саргиса Гогоряна «Живописная Армения», сопровождающаяся флористикой, -- яркая, красочная, декоративная. Огромным успехом пользовалась выставка «Смоленский крестьянский быт конца XIX -- начала XX века»; проведенная совместно с музеем и Дворцом творчества детей и юношества, выставка художественно-историческая, информационная и познавательная, живая. На ней дети могли трогать вещи руками, узнавать их назначение, применение в быту.

И здесь в процессе организации, отбора произведений и разработки плана их экспонирования, отвечающего концепции предполагаемой выставки, сотрудники музея сталкиваются с целым рядом проблем: художественно-эстетических, психолого-педагогических, этических и др. Особую сложность представляет задача определения критериев оценки произведений, на основе которых можно было бы проводить их отбор для выставки. Перед организаторами встает вопрос о том, как учитывать уровень художественной подготовки участников (претендентов), как смотреть на существующие представления о «профессиональном» и так называемом «свободном» творчестве [10].

Выставка «Русское искусство 2-й половины XIX в. (Возвращение к истокам, поиски идентичности)» прошла в Париже в музее д'Орсэ с 19 сентября 2005 г. по 8 января 2006 г. В качестве ответственного хранителя экспонатов Смоленского государственного музея-заповедника работала В. Кочанова. Выставка вызвала огромный интерес не только во Франции, но и во многих странах Европы. За три с половиной месяца её посетило 260 тысяч человек [8].

В выставке приняли участие музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Смоленский государственный музей-заповедник, а также музеи Парижа, Французский национальный архив. Участие Смоленского музея-заповедника в международной выставке явилось подтверждением значимости хранимых им коллекций для европейской культуры. Смоленский музей-заповедник был представлен на выставке предметами декоративно-прикладного искусства, изготовленными в талашкинских мастерских, и графическими произведениями, а именно: С.В. Малютин, панно декоративное «Садко -- богатый гость», 1900-1903 гг. (дерево, роспись); С.В. Малютин, стул, 1912 г.; стол, 1900-1903 гг.; солонка «Курочка Ряба», 1900-1903 гг.; 3 резные рамки для портретов и икон, 1900-1903 гг.; 3 изразца, 1900 г.; А.П. Зиновьев, буфет, 1903-1906 гг.; А.П. Зиновьев, В.В. Бекетов, доска «Берендей», образец вышивки, 1900 г.; Н.К. Рерих, эскиз мозаики портала церкви Св. Духа «Спас Нерукотворный», 1910 г.; С.В. Малютин, 2 эскиза «Церковь во Фленове», 1901 г., М.А. Врубель, «Эскиз церкви во Фленове», 1899 г. При проектировании мебели С.В. Малютин больше обращал внимание на поэтический строй эскиза, реализовывая свою богатейшую фантазию,   располагая   рисунки   на  всех   поверхностях   изделий.

Выставка в Париже помогла найти ценную пропажу: дверцы с рельефной резьбой от книжного шкафа, изготовленного по эскизу Н.К. Рериха в 1904 г. для рабочей библиотеки в Талашкине. Долгое время все предметы мебели библиотеки считались утраченными. От шкафа сохранились только дверцы. Об обстоятельствах их появления в музее Сергиева Посада ничего не известно. Произведения декоративно-прикладного и графического искусства из Смоленского музея-заповедника не потерялись среди богатейшего великолепия экспонатов московских, петербургских и парижских собраний. Напротив, они неизменно приковывали внимание посетителей выставки. Интереснейшую часть наших коллекций, несомненно, составляет наследие М.К. Тенишевой, и участие нашего музея в этой выставке -- яркое тому подтверждение [8].

Художественная галерея остается верна мемориальной традиции: в конце 2011 года прошла выставка работ Сергея Малютина из фонда Смоленского государственного музея-заповедника. Творчество художника была тесно связана со смоленской землей в период его сотрудничества с М.К. Тенишевой.

В Смоленске имеется единственный в своем роде музей «Истории развития дошкольного воспитания г. Смоленска». Музей появился благодаря инициативе ветеранов (сама идея его создания принадлежит Румянцевой С.Е., председателю Совета ветеранов дошкольного воспитания, а собственное помещение у музея появилось стараниями Стариковой В.В.). Официальное открытие музея под эгидой городского управления образования состоялось в 2009 г. Материал для экспозиции собирался по крупицам, и в итоге была представлена весьма полная историческая картина развития дошкольного воспитания в Смоленске с 1918 г. по настоящее время. За два с половиной года работы музей посетило более 300 человек -- студентов, школьников, педагогов [4].

Реалии сегодняшнего дня указывают на то, что музейная область -- одна из самых бедных, даже по меркам далеко не процветающей культурной сферы. Недостаток финансирования приводит к дефициту квалифицированных работников в музеях. Общепризнанный факт, что за последние два десятилетия уровень посещаемости российских музеев снизился. И в таких условиях смоленские музейщики работают и ищут новые формы работы для вовлечения в музейный процесс все больше участников. Происходит расширение привычных границ музейной выставочной деятельности. Так, например, сотрудниками Рославльского историко-художественного музея, проводится ежегодная выставка местных художников «Мир увлечений», которая стала чем-то вроде клуба с обязательными творческими встречами, консультациями. Кроме того, при выставочном зале работает музыкальный зал «Гармония» для любителей классической музыки и старинного романса. Создан клуб любителей поэзии (презентации нескольких сборников местных поэтов прошли в выставочном зале), клуб любителей растений «Флора». Опробовали музейщики и такой способ привлечения публики, как проведение выставок, в которых зрители сами принимают непосредственное участие. Одна из них -- выставка «Старая квартира», посвящена послевоенному быту. Рославльчане предоставили свои вещи не только для экспонирования: очень много предметов перешли затем в фонды музея. 13 лет подряд в начале января в выставочном зале проходит праздник «Веселые святки» с маскарадом, играми, аттракционами и традиционной беспроигрышной лотереей. За 20 лет существования выставочного зала было опробовано много различных форм работы с детьми: проводятся выставки работ детского творчества, викторины и творческие конкурсы с награждением победителей. Сотрудничает выставочный зал и с художественной школой. Деятельность выставочного зала музея чем-то напоминает разноплановую культурно-досуговую деятельность детских библиотек [7].

Информация о работе Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления