Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение выставочной деятельности смоленских музеев по материалам периодической печати.
Задачами исследования являются 1) теоретические аспекты организации выставочной деятельности музеев; 2) рассмотрение выставочной деятельности смоленских музеев за последнее десятилетие и на сегодняшний день.
Объектом исследования являются музеи города Смоленска и Демидова.
Предметом исследования является выставочная деятельность музеев города Смоленска.

Содержание

Введение
Глава I. Выставка как форма музейной деятельности
Музейные выставки в современном музее: теоретический и исторический аспекты
2.1. Этапы организации выставочных экспозиций
Глава II. Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления
2.1. Выставочная деятельность музеев Смоленска
2.2. Музейные выставки музеев Демидовского района
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Выставочная деятельность музея.doc

— 380.80 Кб (Скачать документ)

Непростая ситуация сложилась с естественными музеями в Смоленской, области.  Почти  в  каждом  из  25  районов имеется краеведческий музей, но, ни один из них не имеет природоведческой экспозиции. Все, что может область предложить сегодня потенциальному посетителю -- это дом-музей Н.М. Пржевальского и экспозицию аквариума и террариума на площади в 100 кв. м в Смоленске. Отсутствие в области естественных музеев, а также зоопарков, ботанических садов и других объектов, которые в той или иной мере могли бы дать знания о природе, наводят на мысль о необходимости создания в Смоленске многопрофильной естественной экспозиции, представляющей широко не только объекты природы, но и процессы, изменяющие ее облик. Целью такой экспозиции является попытка пробудить спящий разум людей, заставить их осмысленно взглянуть на себя как на частицу Природы, вовлечь их в размышления о будущем Земли и ее обитателей, вызвать чувства сопричастности к сфере Вселенского разума [19].

В послевоенное время на Смоленщине появилось множество новых музеев. Только в Смоленске были открыты музей скульптуры С.Т. Коненкова, музеи «Русская кузница», «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», «Смоленский лен», «Смоленск -- щит России». Все они (а также несколько районных) в, 1977 г. были объединены в Смоленский государственный музей-заповедник, являющийся ныне крупным научно-исследовательским и просветительским учреждением культуры.

Сейчас в Смоленской области действует свыше 40 музеев, среди которых есть не только государственные и муниципальные, но также ведомственные и частные... [11].

Смоленский государственный музей-заповедник -- одно из крупнейших в России многопрофильных музейных объединений.

В конце марта 2011 г. работники Смоленского государственного музея-заповедника закончили монтаж выставки «...Этот день двенадцатый апреля...», посвященной 50-летию первого полета в космос. Условно выставку можно разделить на три части: приметы того времени (радиола «Волга», телевизор «КВН», типовые советские предметы мебели -- этажерка, круглый стол, детские игрушки и многое другое), сувениры «космической эры» (почтовые марки и открытки, детские настольные игры, сервизы, наборы спичек, космические игрушки и др.), гагаринская коллекция (скафандр космического корабля «Восток», спасательная лодка и гидрокомбинезон, набор космического питания, кресло космонавта, макеты первого искусственного спутника Земли и космического корабля «Восток» и др.). Гагаринская коллекция сформировалась уже в  те  первые  дни   после  полета,   когда  смоленские  музейщики отправились на родину Юрия Гагарина и привезли оттуда замечательные экспонаты. Многое -- уже после гибели Юрия Алексеевича -- передала музею его супруга Валентина Ивановна. Большая часть экспонатов выставлена впервые [16].

Космическая тема нашла отражение в работе молодежного центра-музея им. Адмирала Нахимова [2]. Здесь прошли следующие экспозиции: «Ю. Гагарин -- морской летчик» (фотографии, макеты, материалы из Мемориального музея космонавтики и космодрома «Байконур»), «Ю.А. Гагарин» (фотографии), «Космические дали» (по рисункам космонавта Алексея Леонова и художника- фантаста Андрея Соколова). К 95-летию морской авиации развернута новая экспозиция «Крылья над морем» [1]. Для привлечения посетителей музей применяет некоторые новшества: например, в день защиты детей был бесплатный вход и фотографирование для родителей с детьми.

С 7 мая до 5 июня в музее скульптуры С. Коненкова работала выставка живых тропических бабочек стран Юго-Восточной Азии, Африки, Австралии, Южной и Центральной Америки. Бабочки живут недолго (от нескольких часов до недели), поэтому экспозиция постоянно обновляется. Внутри оранжереи созданы все необходимые условия для жизни бабочек. До сегодняшнего дня подобные выставки работали только в крупнейших городах Европы (Москве, Лондоне, Вене, Стокгольме и других) [5]. На смену данной экспозиции пришли другие: «Волшебное превращение камня, дерева, металла в скульптуру», что проводится как интерактивное занятие, мастер-класс по лепке, и «Цветы на подносе», мастер-класс по росписи.

В рамках ежегодной европейской акции «Музейная ночь-2011» в ночь на 22 мая в городском планетарии прошло тематическое мероприятие под названием «Космическая одиссея», приуроченная к Году космонавтики и празднованию 50-летия первого полета человека в космос. В программу субботней ночи вошли множество представлений -- к примеру, дефиле ростовых кукол, выступления музыкальных групп, мастер-класс по боди-арту. Перед зданием Исторического музея после открытия музейной ночи началась шоу-программа «Космос начинается на Земле». Сотрудники рассказали о Вселенной, истории ее исследования, а на улице был организован вернисаж. В залах музея работали все выставки. Наряду с Историческим музеем работал и городской планетарий. Ночь началась с экскурсии «Пусть звезды нам назначат свиданье...». Перед смолянами с театральной постановкой выступили студенты городских вузов. В обсерватории посетители смогли понаблюдать в телескоп за Сатурном. Часом позже в зале космонавтики планетария прошел рок-концерт. Ночь завершилась уличными представлениями мастеров freezelight (так называемое «рисование светом») Алексея Калиненко и Дениса Бердникова, показавших неон-шоу [17]. 22 мая также работали с 20 до 23 час Музей скульптуры С.Коненкова (в том числе выставка «Сад бабочек») и музей «Смоленский лен» [12].

Музей «Смоленский лен» переехал на освободившееся место, в тенишевское здание «Русская старина». Одной из первых экспозиций была передвижная интерактивная выставка игрушек «В мире сказки» из Санкт-Петербурга.

В мае 2011 г. одним поводом для торжества смоленских эстетов стало больше. Открытие новой экспозиции Художественной галереи Смоленского государственного музея-заповедника, одного из старейших в России, было приурочено к Международному дню музеев. Художественная галерея переехала в здание бывшего реального училища на улице Коммунистической. Теперь экспозиция открыта -- окончательно и бесповоротно. В ремонт и реставрацию произведений живописи, представленных теперь здесь, вложено более

50 млн. рублей областных средств. Новое помещение по площади почти вдвое больше того, в котором размещалась галерея в здании музея «Русская старина» с 1931 по 2010 год. Теперь экспозицию можно совершенствовать, добавляя в нее из запасников музея произведения, ранее не представленные из-за дефицита места. Общее количество экспонатов галереи -- более 400 экземпляров. В их числе -- произведения европейского искусства XVI-XX веков, древнерусского искусства, полотна многих русских, в том числе смоленских художников XVIII-XX столетий [13].

План мероприятий июля 2011 г.:

1-18 июля. Ко дню рождения В.Д. Поленова (1844-1927). Этюды художника-путешественника из Смоленского собрания.

8-10 июля. Всероссийский день семьи, любви и брака. «Мои». Вячеслав Самарин о любви, семье и верности. Творческая мастерская для детей и их родителей.

28-31 июля. День Крещения Руси. «Как широко глаза Руси открыты». Тематическая экскурсия-знакомство с шедеврами древнерусской живописи.

29 июля. «Московский сезанист» Илья Машков (1881-1944). К 130-летию со дня рождения живописца.

Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» (ул. Дзержинского, д. 4А) -- один из самых посещаемых музеев города; он интересен как молодежи, и людям старшего поколения. Музей открылся 24 сентября 1973 г. к 30-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков [16]. Расположился он в здании городского училища «Памяти 1812 года», построенном в 1912 г. и находящемся    в    сквере   Памяти   героев.    Посетители    смогут ознакомиться с документами экспонатами, рассказывающими о Смоленском сражении 1941 г., в ходе которого был сорван гитлеровский «блицкриг», о создании первых частей советской гвардии, партизанском движении и освобождении Смоленщины. В экспозиции выставлены образцы вооружения советской и немецкой армий, ордена, медали, личные вещи участников боев за Смоленск, Ельню, Вязьму, военная форма и боевые награды офицеров и генералов Красной Армии, летчиков полка «Нормандия-Неман», боевые знамена воинских частей и соединений, получивших почетное наименование «Смоленских», трофеи поверженной фашистской Германии [9].

К 70-летию начала Великой Отечественной войны сделана новая экспозиция «Противостояние», представленная фотоматериалами. Кроме того, демонстрировались фильмы о Великой Отечественной войне, спектакли по заявкам представлял исторический театр «Порубежье», состоялись презентации диска «Смоленское сражение. 1941 г. События. Факты. Люди.» и брошюры «Смоленск. 1941 г.» 28 июля 2011 г. [1].

Музейные экспозиции постоянно обновляются, при этом месячные планы мероприятий приурочены к определенным памятным датам. Например, недавно в Историческом музее  прошла фотовыставка «Неизвестные Романовы. К 400-летию служения России», где были представлены 103 фотографии из архива царской семьи. В  основном, автором этих старинных фотографий был знаменитый фотомастер Петр Оцуп. Есть и серия  частных снимков, авторы которых неизвестны: это кадры из личных альбомов Александры Федоровны и ее близкой подруги - флейлины Анны Вырубовой. (Царские картинки) Спонсоры и организаторы выставки благотворительный фонд «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря» и объединение «Фотоцентр».

Новая постоянная экспозиция Исторического музея «Град велик и мног людьми. Смоленская земля в составе Древнерусского государства (IХ - нач. ХIII вв.)» представляет археологические памятники Гнездова и древнего Смоленска. На выставке представлен как рядовой, типологический материал (орудия труда, оружие, предметы быта, украшения), так и уникальные исторические артефакты. Это и не имеющая аналогов корчага-амфора с древнейшей русской надписью, и знаменитый франкский стальной меч, и редчайшая золотая византийская монета - солид императора Александра. Посетители могут увидеть печать одного из первых смоленских князей  Вячеслава Ярославича, темно-зеленый стеклянный браслет, серебряную гривну из Рачевского клада, знаменитые смоленские берестяные грамоты и многое другое. (Выставки в Историческом)

Есть и чисто коммерческие выставки: в музее «Смоленский лен» экспонировалась выставка живых бабочек; в музее «В мире сказок» экспонировались микроминиатюры из серии «Диво под микроскопом» Владимира Анискина. Автор с 1998 года создал более 100 работ-невидимок, 22 из них были представлены в Смоленске. В. Анискин, например,  на срезе рисового зернышка выгравировал фрагмент из «Сказа о тульском Левше и о стальной блохе» Лескова. (Очень подкованная блоха).

Интересна была выставка в Историческом музее «Коллекционная кукла» из частной коллекции Яны Мирной (Санкт-Петербург).

Таким образом, выставочная деятельность смоленских музеев имеет определенную историю, наработанные методики. Можно отметить определенные плюсы и минусы в этом направлении деятельности.

Основные события в социально-экономической и политической жизни общества, и, прежде всего, демократизация, влияющие на общую культурную ситуацию и проявляющиеся в деидеологизации всех сфер жизни и культуры, требуют от музея работы в качестве полифункционального социокультурного института, обладающего широкими возможностями для формирования личности.

Музейщики в выставках стараются реагировать на события сегодняшней жизни, памятные даты, кроме того, ищут новые формы и направления выставочной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.     Музейные выставки музеев Демидовского района

Демидов (до 1918 года - Поречье) расположился в 98 км к северу от Смоленска, на месте слияния рек Каспли и Гобзы, где в IХ-ХI веках проходил путь «из варяг в греки». Первое упоминание о сельском поселении Поречье относится к 1499 году.  Этому способствовало его географическое положение. Еще в 1723 году указом Петра I в Поречье открыта пристань, через город проходил тракт из Петербурга на Смоленск и далее на Украину. Нынешний статус город получил в 1776 году по приказу Екатерины II, с ним и герб. В дореволюционном Поречье было восемь храмов, действовали женская гимназия, мужское уездное училище, две приходские школы, женское городское училище, две больницы на 44 койки, аптека, Народный дом.

В современном городе сохранились памятники гражданской архитектуры и культовые сооружения XVIII-XIX веков. В их числе: Успенский собор (1872), Благовещенская (1874) и Покровская (1867) церкви.

Основным музеем является Демидовский историко-краеведческий музей (ул. Коммунистическая, д.12). Музей расположен в здании городской усадьбы конца XIX века (периода эклектики). Парадным фасадом усадьба обращена на улицу, ведущую к площади на стрелке. Главный дом выходит длинным боковым фасадом на Мареевскую улицу. Со стороны Коммунистической к дому примыкают ворота с глухой оградой. Со двора к ограде пристроен параллельный дому флигель, не видимый с улицы (присутствие его выдает только небольшое окошко в стене забора). Все постройки кирпичные, с каменным цоколем. Многоуступчатый в плане жилой дом одноэтажный, с двухэтажным ризалитом по оси главного фасада. Срезаный угол дома имеет такое же живописное завершение, как и двухэтажный выступ. Над входом в здание - балкон с металлической решеткой.  Одноэтажные боковые части дома завершаются не получающим продолжения в междуэтажных членениях центральной части карнизом и развитым фризом в виде двух рядов декоративных нишек. Высокие окна с лучковыми перемычками в первом этаже имеют рамочные наличники. Членения и пластика боковых частей главного фасада повторяется на дворовых. В пилонах главных ворот устроены калитки с перемычками лучковой формы. Полуциркульная арка проезда завершена аттиком. В филенках пилонов и в поле аттика помещены декоративные колонки. (Арх пам)

Информация о работе Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления