Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение выставочной деятельности смоленских музеев по материалам периодической печати.
Задачами исследования являются 1) теоретические аспекты организации выставочной деятельности музеев; 2) рассмотрение выставочной деятельности смоленских музеев за последнее десятилетие и на сегодняшний день.
Объектом исследования являются музеи города Смоленска и Демидова.
Предметом исследования является выставочная деятельность музеев города Смоленска.

Содержание

Введение
Глава I. Выставка как форма музейной деятельности
Музейные выставки в современном музее: теоретический и исторический аспекты
2.1. Этапы организации выставочных экспозиций
Глава II. Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления
2.1. Выставочная деятельность музеев Смоленска
2.2. Музейные выставки музеев Демидовского района
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Выставочная деятельность музея.doc

— 380.80 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Выставка как форма музейной деятельности

Музейные выставки в современном музее: теоретический   и исторический аспекты

2.1. Этапы организации выставочных экспозиций

Глава II. Выставочная деятельность музеев Смоленской области в     ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления

2.1.     Выставочная деятельность музеев Смоленска

2.2.     Музейные выставки музеев Демидовского района

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире музей прочно зарекомендовал себя как полифункциональный социо-культурный институт, обладающий широкими возможностями для формирования личности. Музейная сеть представлена различными его видами: от классических профильных учреждений, ориентированных на презентацию отдельных феноменов истории и культуры (зданий с коллекциями), до «живых» рассредоточенных музеев, охватывающих значительные территории и воссоздающих целостные образы природы, истории и культуры. Основные новации, кардинально изменившие музей, и, следовательно, существующую музейную типологию, приходятся на вторую половину XX столетия. Это время ознаменовалось событиями в социально-экономической и политической жизни, повлиявшими на общую культурную ситуацию.

Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире, основанном на высоких технологиях, интернете, как никогда остро ставится роль музея в участии формирования высоко культурной и разносторонне развитой личности, ответственной за окружающий мир.

Степень научной разработанности: выставочная деятельность смоленских музеев, в основном, представлена в специальных журналах в виде статей по определенному музею без каких-либо обобщений.

Целью исследования является изучение выставочной деятельности смоленских музеев по материалам периодической печати.

Задачами исследования являются 1) теоретические аспекты организации выставочной деятельности музеев; 2) рассмотрение выставочной деятельности смоленских музеев за последнее десятилетие и на сегодняшний день.

Объектом исследования являются музеи города Смоленска и Демидова.

Предметом исследования является выставочная деятельность музеев города Смоленска.

Методы исследования: В данной работе применяется комплекс методов: библиографический; метод синтеза и анализа; цитирование; прогнозирование; исторический.

Гипотеза исследования заключается в том, что выставочная деятельность в разных ее формах способствует культурному, нравственному воспитанию современной молодежи; знакомит ее с духовных наследием страны; способствует патриотическому воспитанию.

Практическая значимость работы. Данная работа может быть полезна студентам вузов в понимании теоретических вопросов; широкому кругу, интересующихся данной темой.

Композиционные особенности работы. Цели и задачи исследования определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе отмечены состояние музейного дела в России в историческом аспекте и на современном этапе; освещены теоретические вопросы по организации выставочной деятельности музея. Во второй главе рассмотрены выставочная деятельность смоленских музеев за последнее десятилетие, а также состояние на сегодняшний день, планы и перспективы развития данного направления.

Список литературы содержит 28 источников.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Выставка как форма музейной деятельности

Музейные выставки в современном музее: теоретический   и исторический аспекты

В массе своей граждане России даже представить не могут, насколько велика и многолика музейная сфера, каким богатством владеет, каким потенциалом обладает. В документе «Стратегия развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2030 гола» говорится, что в России в ведении органов культуры -- 1883 музея которых хранится 70,4 миллиона предметов и коллекций. Из них 25% находится в музеях, подведомственных Министерству культуры, и входит в состав Музейного фонда РФ. Более 90% ценностей и коллекций относятся к государственной части фонда и являются федеральной собственностью. Три четверти всего фонда сосредоточено в музеях европейской части страны. В них работают около 70 тысяч сотрудников. Кроме того, свои музеи имеют не менее 20 различных министерств и ведомств, правда, количество и качество предметов, находящихся в их пользовании, достоверно не определено.

Эти общие сведения подтверждают мнения экспертов о том, что качественный состав ценностей одиннадцати коллекций, хранящихся в российских музеях, уникален по широте охвата предметного мира.

В них представлены памятники палеонтологии, биологии и геологии, истории науки и техники, археологии и истории, памятники этнографии народов России, произведения народного искусства, шедевры живописи, графики, скульптуры, декоративно -- прикладного искусства, предметы и документы, раскрывающие политическую историю страны, историю религии, литературы, искусства.

Недаром специалисты называют Музейный фонд России духовным, культурным золотым запасом страны, который не подвержен девальвации, неисчерпаем, как сама Россия и её история.

Музеи занимают важное место в общественной жизни страны: по официальным данным, музеи -- самые посещаемые россиянами учреждения культуры. За последние десять лет сюда ежегодно приходило около 80 миллионов человек, треть из них, что важно, молодёжь. Для сравнения: театры ежегодно посещают 30 миллионов человек, библиотеки -- около 60 миллионов.

Исторический аспект. В европейских странах первые музеи появились в средневековье, в России  -- при Петре I. История музейного дела на Смоленщине насчитывает немногим более столетия. Первый музей в Смоленске был открыт 10 июля 1888 г. в здании городской Думы, находившемся на нынешней Коммунистической улице. Его основателем стал один из гласных Думы, Семен Петрович Писарев, по словам современника, «отличнейший знаток истории и археологии Смоленского края». Экспозицию музея составляла личная коллекция Писарева -- археологические находки, оружие, посуда, костюмы, книги.

Открытие музея приурочили к визиту в Смоленск представителей императорской фамилии -- Великого Князя Владимира Александровича (сына Александра II) и его супруги Великой Княгини Марии Павловны. Именно они стали первыми посетителями историко-археологического музея. Располагался же он в небольшой комнатке и открывался для посещений дважды в неделю: «по средам и воскресеньям с 12 до 3 часов дня». Хранителем музея долгое время был историк-краевед Василий Иванович Грачев.

В 1897 г. в Смоленске появился второй музей -- церковно-исторический. Находился он в митрополичьих палатах на Соборной горе, а его создателем стал епископ Смоленский и Дорогобужский Никанор. Среди экспонатов музея были антиминсы на холсте, старые рукописи и книги, кресты, иконы, церковная утварь. После перевода епископа Никанора в другую епархию музей прекратил существование: часть предметов старины расхитили, часть сгорела во время пожара в 1907 г.

Третьим по времени создания стал историко-этнографический музей княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Он возник в ее имении Талашкино в 1898 г., а семь лет спустя переехал в специально построенное здание на Рославльском шоссе, став называться музеем «Русская старина». В его экспозицию входило несколько тысяч предметов декоративно-прикладного и народного искусства, оружие, иконы, рукописи. В 1911 г. княгиня Тенишева передала музей в дар городу.

Наконец, еще один музей -- естественно-исторический -- появился в Смоленске в 1908 г. Своим возникновением он был обязан «Обществу изучения Смоленской губернии» и его активным деятелям, биологам Григорию Леонидовичу Граве и Якову Яковлевичу Алексееву. Посетителям предлагалось ознакомиться с богатыми энтомологической и ботанической коллекциями. В 1914 г. музею было присвоено имя нашего земляка, прославленного путешественника Николая Михайловича Пржевальского.

Исследование становления музейной деятельности в Смоленском крае позволило выявить основные формы ее организации и проследить историю их развития.

К концу 1910-х гг. на Смоленщине существовало не менее семи форм организации музейной деятельности: частное собирательство; выставки (сельскохозяйственные и художественные); музеи при общественных организациях; музеи при органах местного самоуправления (городских думах и земствах); частные музеи; музеи при учебных заведениях и полковые музеи. Протомузейные формы (частное собирательство и выставки) непосредственно содействовали формированию других вариантов организации музейной деятельности, выросших из расширившейся собирательской и выставочной практики. Коллекционирование явилось необходимым элементом, способствовавшим развитию в обществе пристального внимания к древностям, произведениям искусства, естественнонаучным материалам. Впоследствии некоторые собрания послужили основой для создания музеев. Выставки, сформировав у общества стойкий интерес к подобного рода мероприятиям, в итоге также способствовали возникновению музеев.

Следующую ступень становления музейной деятельности в крае составили музеи, существовавшие при общественных организациях (обществах и комитетах) и отражавшие достижения последних в изучении Смоленщины. В развитии этих музеев, сдерживавшемся недостатком средств, значительную роль играло личностное начало.

Еще одна форма представлена в исследовании группой музеев, также созданных благодаря личной инициативе при органах городского и местного самоуправления, - городских думах и земствах. Первые из них появились на волне возраставшего интереса к истории края, вторые -- в русле практической необходимости. Скромные денежные ресурсы, на которые опирались данные музеи, предоставлялись содержавшими их структурами власти.

Особой формой организации музейной деятельности являлись частные музеи. В основе механизма образования указанных музеев лежали инициатива и средства владельцев, позволявшие им не испытывать потребности в помещении и использовать закупку как приоритетный путь дальнейшего комплектования, что не было характерно для музеев других организационных форм.

Самостоятельную форму составляли музеи, функционировавшие при тех или иных учебных заведениях. Их создание производилось в расчете на контингент учащихся, которым предоставлялась возможность, используя музейные коллекции, более качественно усвоить учебный материал. Деятельность таких музеев опиралась на ресурсы (в том числе финансовые) содержавших их учебных заведений.

Своеобразием организации отличались музеи, существовавшие при расквартированных в крае воинских частях (полках), в основном создававшиеся по личной инициативе их командиров для поддержания в воинской среде традиций, непосредственно связанных с прохождением действительной службы. Эти музеи в основном существовали на незначительные казенные ассигнования.

Перечисленные формы организации музейной деятельности различались по характеру источников финансирования, пониманию своей миссии, степени доступности для населения, общественным связям, уровню развития организационной структуры и другим параметрам. Вместе с тем все музейные и протомузейные структуры региона находились во взаимодействии друг с другом, влияли друг на друга и, даже конкурируя, обменивались опытом и результатами деятельности.

Возникновению и функционированию этих форм способствовали благоприятные условия, главными из которых было наличие общественной потребности в музеях, а также существование в провинциальном сообществе слоя образованных людей, понимавших значение коллекций, выставок и музеев и непосредственно причастных к их созданию. Важным условием была и определенная свобода творческого поиска, способствовавшая возникновению различных форм организации музейной практики. Общественная инициатива, проявлявшаяся отдельными организациями и учреждениями при создании музеев, реально сводилась в основном к личной инициативе. К концу 1910-х гг. все выявленные на Смоленщине формы организации музейной деятельности успели доказать свою жизнеспособность и перспективность.

К сожалению, их естественный ход развития был прерван внешними обстоятельствами: вначале Первой мировой войной, вследствие которой наиболее значительные музеи были свернуты и подготовлены к эвакуации, а затем Февральской революцией и Октябрьским переворотом 1917 г. В контексте происходивших тогда событий лишь выставки, наполняясь новыми идеологическими функциями и закономерно получив поддержку власти, продолжали существование.

С апреля 1918 г. национализацией в сфере культуры на Смоленщине последовательно занимались созданные при исполкоме Советов Западной области (затем -- Смоленской губернии) органы управления музейным делом (художественно-археологический подотдел, подотдел по делам музеев и охране памятников, музейная секция художественного подотдела), в работе которых приняли участие и представители старой интеллигенции, в том числе имевшие прежде отношение к музейной деятельности.

Совокупность национализированных ценностей и собраний ранее существовавших на территории губернии музеев стала исходным материалом для реализации плана музейного строительства, разработанного организационно-инструкторской секцией подотдела по делам музеев и охране памятников. К началу 1920-х гг. на основе этого плана была выработана новая форма организации музейной деятельности -- государственный музей.

В конце 1920-х -- начале 1930-х гг. музеи Смоленщины подверглись новой реорганизации, в рамках которой качественно изменились их функции. В этот период произошел экстенсивный рост музейной сети, был установлен политический контроль над деятельностью музеев, из которых вследствие чисток было исключено личностное начало, прервались общественные связи музеев, изменилась расстановка акцентов в их работе. Музеи превратились в придаток государственной пропагандистской машины и руководствовались в своей деятельности уже не общественными потребностями, а возложенными на них государством обязанностями.

Информация о работе Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления