Творчество Рафаэля. Станковая живопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:59, реферат

Описание

Рафаэль Санти (Raffaello Santi) из Урбино (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джовани Санти. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки происходили из небольшого городка Кольбордло близ Урбино и были мелкими торговцами. Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства, а его первые впечатления овеяны поэтической красотой скромного, омытого чистой голубизной горного воздуха пейзажа Урбино

Содержание

1.Введение.
2.Рафаэль Санти и его творчество.
3.Заключение.
4.Иллюстрации.
5.Примечания.
6.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 47.27 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

Сибирский федеральный университет

Институт  градостроительства,

управления  и региональной экономики 
 
 
 
 

Дисциплина: «История искусств»

Реферат по теме

Творчество  Рафаэля. Станковая  живопись 
 
 

    Выполнил:                                                                          Проверил:

    студент группы А 09-13                                                    доцент

    Е.В. Бондарева                                                                   кафедры градостроительства

                                                                                В.Б. Ракова 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск

СФУ

2009

 

ПЛАН

  1. Введение.
  2. Рафаэль Санти и его творчество.
  3. Заключение.
  4. Иллюстрации.
  5. Примечания.
  6. Список  использованной литературы.

 

     ВВЕДЕНИЕ

    Эпоха Возрождения - время высочайшего  художественного подъема, когда  в Италии работало множество замечательных  живописцев, скульпторов, архитекторов.

    Творчество  Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.

    Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре.

    Произведения  Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве  Высокого Возрождения.

    Рафаэлем  был создан “универсальный образ” прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено  представление о гармонической  красоте бытия.

  Его искусство потрясает прежде всего глубиной и гуманизмом, полным отсутствием внешних эффектов, какой-то попыткой удивить или поразить зрителя. Он, как никто, сумел соединить в своих созданиях неподражаемое умение и мастерство рисунка и живописи с ясным и полнозвучным мировидением. Художник открыто признается в своих произведениях в любви к жизни, в преклонении перед красотой человека. Его полотна простосердечны, иногда даже могут показаться наивными в своей открытости, когда живописец, не мудрствуя лукаво, простодушно рассказывает о беспредельной признательности за данную ему радость земного бытия, ощущение прелести природы. Рафаэль вдохновенно выразил в своих мадоннах удивительный мир тишины, покоя, сердечной щедрости. Вот почему в наш грохочущий машинный век, наполненный до отказа слепящими огнями, высверками,.оглушающими звуками, стремительным, уже даже не земным, а космическим движением, когда человеческая плоть, зрение, слух уже порою не выдерживают такого напора анилиновой яркости и шума, так необходим, духовно надобен мир Рафаэля.

 

                            Рафаэль Санти (Raffaello Santi) из Урбино (1483-1520)  
- итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джовани Санти. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки происходили из небольшого городка Кольбордло близ Урбино и были мелкими торговцами. Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства, а его первые впечатления овеяны поэтической красотой скромного, омытого чистой голубизной горного воздуха пейзажа Урбино. Художественные традиции родного города, бывшего во второй половине 15 века одним из заметных центров итальянской гуманистической культуры, во многом определили судьбу Рафаэля.

    В Урбино работали многие художники, чьё творчество связано с расцветом искусства Раннего Возрождения в Италии. Живописец Пьеро дела Франческа, крупнейший представитель умбрийской школы 15 века, написал здесь свои знаменитые портреты герцога Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорцес. Известно также, что Урбино посещал знаменитый гуманист и превосходный архитектор зрелого Возрождения Доната Броманта. Здесь прошли его юношеские годы, здесь, возможно, он познакомился с Рафаэлем, дружбу и любовь к которому он сохранил до конца своих дней.

    В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году умер его отец. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Бартоломео.

    После смерти отца, в течение пяти лет  мальчик учился в мастерской придворного  живописца урбинских герцогов Тимотео Вити.

    Период  почти пятилетнего пребывания Рафаэля  в мастерской Тимотео Вити позволил молодому художнику более сознательно воспринять художественные традиции умбрийсской школы.

    Наибольшее  влияние на творчество Рафаэля оказало  искусство Пьеро дела Франческа  с его стремлением к совершенному воплощению идеальных представлений  о гармонии мироздания, с его поисками изначальных, как бы первичных элементов  ясной и упорядоченной уподоблённой простейшим сферическим телам формы. Большое значение имели опыты  Пьеро дело Франческа в области  цвета, его взаимодействие с освещением к окружающим предметы воздухом.

    В 1500 году семнадцатилетний Рафаэль попадает в мастерскую Перуджино, плодовитого и уже маститого умбрийского мастера. Несмотря на поверхностную слащавость и ремесленное однообразие, свойственное обширной продукции Перуджино, гениальный ученик воспринял в искусстве своего учителя ту напевность и плавность линий, и ту свободную и привольную постановку фигуры в окружающем пространстве, которые так пленяют в его позднейших, наиболее зрелых композициях. Кроме того, варьируя некоторые многофигурные композиции Перуджино, Рафаэль оживляет и обогащает их новыми повествовательными мотивами и более строгой композиционной логикой.

    По  окончании своего ученья у Перуджино, в 1502 г., Рафаэль Санти написал алтарную икону, изображающую небесное коронование Богородицы (находится в Ватикане; эскизы для нее в разных музеях), произведение, ясно свидетельствующее о том, что гениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как в совершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражении внутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство Санти над Перуджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине «Обручение Пресвятой Девы со св. Иосифом», известной под названием «Io Sposalizio» (находится в миланской галерее Брера). Здесь Санти, близко придерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего учителя на ту же тему, достигает во всех отдельных фигурах гораздо большей, сравнительно с ним, красоты и жизненности.

    Он  усердно изучает в церкви C.Mapия-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийского мастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдой изображений, и увлекается его глубоким реализмом. Сильное и благотворное влияние оказывает на Рафаэля и Леонардо да Винчи - влияние особенно ярко отражающееся в портретах, вышедших в ту пору из под кисти Pафаэля, каковы например портреты Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в галерее Питти, во Флоренции)

    В 1505 году Рафаэль окончательно преодолевает отсталость и провинциализм своих первых учителей и погружается в кипучую творческую атмосферу передового искусства. Ведь Флоренция всё ещё оставалась центром всей художественной культуры Возрождения, где как раз в эти годы в искусстве уже зрелого Леонардо и молодого Микеланджело выковывались принципы новой классики, сочетавшей в себе полное овладение человеческой фигурой с законами монументальной композиции. Рафаэль жадно впитывает в себя новые веяния и быстро овладевает мастерством Флоренции. Он начинает создавать сюиту мадонн, в которых с откровенной чистотой души выплескивает тоску по рано ушедшей матери, преклонение перед чудом материнства, перед загадочной сутью бытия. И его ранние живописные опыты, эти первые мадонны, сегодня показывают нам истинное зеркало души художника и являются непревзойденными живописными шедеврами.

    Цикл  неповторимых по своей прелести, духовному  богатству и какому-то особому лиризму мадонн начинается с нашей эрмитажной „Мадонны Конестабиле" (1500-1502), в которой все обаяние юности, девичий хрупкий образ Марии, чистота воспоминаний детских лет художника, проведенных в Урбино. Далее -„Мадонна в зелени" (1505), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Величественная и задумчивая „Мадонна дель Грандука" и „Мадонна с безбородым Иосифом", обе созданные около 1505 года, и, наконец, ошеломляющая своей ласковой проясненной гармонией, счастьем „Мадонна с щегленком" (1506). Мадонны полны необычайной прелести. К достоинствам предшествовавших произведений Pафаэля, изяществу форм и нежности красок, в них присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившаяся вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше через непосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленные этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Рафаэля относится также несколько «Святых Семейств», композиция которых состоит не из трех, а из большого числа фигур: таковы «Св. Семейство с ягненком» (мадридский  
музей), «Святое Семейство под пальмой» (лондонская национальная галлерея), «Мадонна дома Каниджани» (в мюнх. пинак.) и др.

    Все крепнет и мощнее звучит интонация, придающая этим картинам отличный от всех предыдущих   художников   пленительный,   трепетный   стиль, вовсе лишенный какой-либо сухости, литературной заданности. Словом, вместо принятых канонов иллюстраций к библейским сюжетам Рафаэль предлагает зрителю мир реальный, одухотворенный своими наблюдениями, полный света и добра. Завершает эту сюиту „Прекрасная садовница", в которой Рафаэль окружает группу полным сияния и радости пейзажем. Рафаэль окончательно находит свое решение библейских тем, оно наполнено раскованным реальным ощущением полноты бытия, этого земного чуда. В его сюите мадонн раннего периода воплощены самые светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса. Художник обретает свой стиль, впитав лучшие влияния школы Перуджино и великих флорентийцев, он придает своим картинам неожиданную и особо чарующую ясность, понятность, доступность, обретя этими работами заслуженное и широкое признание. Он готов к новым, еще более значительным свершениям.

    Так за какие-то неполные семь лет юный, начинающий живописец сумел сказать свое новое, неповторимое слово в вековом жанре мадонн.

    Драгоценны  рисунки Рафаэля. В них трепещет, бьется его преклонение перед природой; и главное, именно в его рисунках, в их безошибочной артистичности, отражены гигантский труд и безмерное напряжение творца.

    В 1508 г., по рекомендации Донато Браманте, Рафаэль был приглашен в Рим от имени Юлия II. Браманте был в то время главным архитектором Ватикана и, как известно, входил в круг приближенных к папе. «Он (Рафаэль) поселился в Вечном городе, вероятно, в конце 1508 года, может быть, и несколько ранее, не без содействия, возможно, папского архитектора Браманте, вошедшего в те годы в большую силу. Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе – своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной». (Прим. 1)

    Как пишет И.А. Бартенев в статье «Рафаэль и архитектура» (Прим. 2): «Рафаэль приглашен был в Рим для работ по росписи Ватиканского дворца. Эта работа заняла длительное время. В 1509 г. художник получил постоянную должность «апостольского живописца» при папе Юлии II, поручившем ему росписи «станц». В эти годы он работает параллельно с Браманте, который оказывает на него большое влияние. Несомненно, тогда Рафаэль постиг многое в архитектуре. В этот период Браманте разрабатывает проект и начинает строительство собора св. Петра – центрального сооружения эпохи. Нет сомнения, что Браманте посвящает Рафаэля в ход своей работы, что имело большое значение для последующего этапа постройки. Он стал и наставником и покровителем юного мастера. Работая по Ватиканскому дворцу, Рафаэль главное свое внимание сосредоточил на росписи четырех зал папских покоев. Фрески «станц» Ватикана превосходно связаны с интерьером, они неотделимы от архитектуры. Это один из самых ярких и убедительных примеров подлинного синтеза искусств эпохи Возрождения». Ватиканские фрески Рафаэля вместе с «Тайной вечерей» Леонардо и Сикстинским потолком Микеланджело – это вершина монументальной живописи Возрождения. «…главной достопримечательностью Ватикана, помимо Сикстинской капеллы, несомненно, являются станцы (stanza – комната) – три не очень больших сводчатых помещения на втором этаже старой, построенной еще в середине XV века части дворца».(Прим. 3). Сначала была расписана средняя из трех «станц» – «Станца делла Сеньятура» (segnatura – по-итальянски «подпись», здесь подписывались папские документы) (1508–1511) и следом, в течение шести лет (1511–1517) последовательно «Станца д`Элиодоро» и «Станца дель Инчендио». Рафаэль и его станцы открыли новую страницу в истории искусств как пример удивительно гармонического решения в фресковых росписях.

Информация о работе Творчество Рафаэля. Станковая живопись