Методические особенности изучения досугового творчества Санкт-Петербурга XVIII – XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:06, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования: раскрыть методические особенности изучения досугового творчества Санкт-Петербурга XVI – XIX вв.
Были поставлены следующие задачи:
рассмотреть:
а) функциональный аспект досуга в истории цивилизации,
б) традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования;
определить наиболее важные (с позиций влияния на дальнейшее развитие досуга) формы досуга в контексте городской культуры;
изучить специфику организации досуга различными слоями населения Санкт-Петербурга (городские народные празднества; клубы; атлетические единоборства).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Традиционное досуговое творчество: теория, история, практика………...
Функциональный аспект досуга в истории цивилизации……………..
Традиционные досуговые ценности в их исторических и современных формах функционирования………………………………………...
Празднично-игровые формы досуга в контексте городской культуры…..
Городские народные празднества в Санкт-Петербурге XVIII – начала XIX столетия…………………………………………………………..
Клуб как петербургское явление в русской культуре…………………
Зрелище атлетического единоборства в народной городской культуре Петербурга XVIII – начала XIX в……………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВОЕ. Змеева.doc

— 409.50 Кб (Скачать документ)

     Досуговое творчество как важнейшее средство реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его.

     Досуговое творчества как процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей.

     Предмет досугового творчества. Объект досугового творчества.

     Теория, организация и методика досугового творчества как целостная система.

     Учреждения  культуры – самый эффективный  институт воспитания в системе досугового творчества. Учреждение культуры как субъект рыночной экономики, самоорганизующая система для внедрения инновационных технологий. Учреждение культуры как способ создания условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирования мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.

     Процесс функционирования досугового творчества как взаимодействие процессов социализации и индивидуализации.

     Литература: 4, 5.

Тема  8. Социальные функции досугового творчества

     Различные взгляды ученых на социальные функции  досугового творчества.

     Социальные  функции досугового творчества: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, общества; е) рекреационная, действующая в отведенной для нее сфере.

     Воспитательная  функция досугового творчества как  собирательная функция.

     Познавательная  или информационно-просветительная функция.

     Функция развития творческих способностей.

     Функция отдыха и развлечений.

     Внутренняя  структура социальных функций досугового творчества.

     Социальные  функции досугового творчества как  единое целое.

     Литература: 4, 5.

Тема  9. Принципы досугового творчества

     Понятие «принцип досугового творчества». Принцип  как руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или  науки.

     Принципы  неразрывной связи досугового творчества с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества.

     Дифференцированный  подход к различным категориям населения  как важнейший принцип досугового творчества.

     Дифференцированный  подход по половым признакам. Дифференцированный подход по возрастным признакам. Дифференцированный подход по профессиональным признакам.

     Опора на самодеятельность людей – важнейший  принцип досугового творчества.

     Принцип доступности в досуговом творчестве.

     Принцип последовательности в досуговом  творчестве.

     Принцип системного подхода к организации  досуговых программ.

     Актуальность разграничения профессионального и внепрофессионального досугового творчества.

     Литература: 4, 5.

Тема 10. Организация досуга за рубежом

      Большое количество теоретических подходов к определению природы досуга за рубежом.

      Четыре  основных теоретических концепции при определении сущности и значимости досуга за рубежом: временное пространство; вид деятельности; психологическое состояние; целостный образ жизни.

      Концепция досуга как временного пространства. Досуг как временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиологических потребностей человека; это пространство для отдыха, в котором личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо бездеятельности) по своему усмотрению. Другая концепция досуга трактует ею как разновидность деятельности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддерживания жизненных сил. Следующая концепция досуга – психологическая, связанная с рассмотрением данного феномена в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека на досуге. Эмоциональный настрой человека на досуговое творчество.

     Литература: 8, 16.

Тема 11. Система досуга и рекреации за рубежом

      Досуг как значительнейшее достижение культуры зарубежных стран. Досуг как совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово-рекреационной деятельности. Досуг как совокупность территориальных природных ресурсов, финансовых средств, материально-технической базы, системы организации и управления данной сферой и системы образования специалистов-рекреаторов.

      Основные  структурно-функциональные компоненты рекреационной сферы: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Специфика деятельности каждого из секторов. Сочетание различных направлений деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно-досуговых организаций и учреждений различных форм собственности.

     Литература: 8, 16, 17.

Тема 12. Система досуга и рекреации за рубежом (продолжение)

      Рекреационная деятельность как важный фактор общественной жизнедеятельности, способствующий развитию интеллектуально-творческого потенциала личности, обретению психологического равновесия и физического здоровья, оказывающий существенное влияние на воспитание групповой солидарности людей, достижению положительных социальных взаимоотношений как между отдельными индивидами, так и между представителями различных групп многонационального населения.

      Теоретические основы «индустрии развлечений» в зарубежных странах. Широкий выбор у потребителей различных развлечений и зрелищ. Традиционные виды развлечений: родео, цирк, водевиль. Широкое распространение в Северной Америке тематических парков, азартных игр, бегов, эстрадных концертов. Всеобщее пристрастие жителей США и Канады к танцам, стимулирующее развитие коммерческой сети танцзалов, кабаре, ночных клубов.

     Литература: 8, 16, 17. 

Примерные контрольные вопросы  и задания 

для самостоятельной  работы

  1. Досуг в период развития русского государства.
  2. Характерные черты крестьянского досуга.
  3. Досуговые занятия и развлечения дворянства.
  4. Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде.
  5. Досуговое творчество Санкт-Петербурга в XVIII – XIX вв.
  6. Влияние революционных событий на развитие досугового творчества.
  7. Деятельность учреждений культуры в период ВОВ 1941–1945гг.
  8. Специфика досугового творчества в послевоенный период.
  9. Актуальность досугового творчества в современный период.
  10. Социальные функции досугового творчества.
  11. Принципы досугового творчества.
  12. Технология досугового творчества как системы.
  13. Концепция досуга.
  14. Досуг как достижение культуры зарубежных стран.
 

Примерные вопросы к экзамену 

  1. Рассказать  о происхождении и развитии досуговых  форм в жизни восточных славян.
  2. Опишите досуг крестьян в XVIII – XIX веках.
  3. Назовите досуговые занятия и развлечения дворянства.
  4. Опишите способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде.
  5. Охарактеризуйте досуговое творчество Санкт-Петербурга в XVIII – XIX вв.
  6. Расскажите о досуговом творчестве в довоенный период.
  7. Расскажите о досуговом творчестве в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  8. Расскажите о досуговом творчестве в послевоенный период.
  9. Раскройте сущность досугового творчества.
  10. Расскажите о социальных функциях досугового творчества.
  11. Расскажите о принципах досугового творчества.
  12. Раскройте теоретические основы индустрии досуга за рубежом.
  13. Раскройте систему досуга и рекреации за рубежом.
 

 

Распределение часов курса по темам и видам работы 

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ
Всего

часов

Теоретич. Практич.
1 Вводная тема 1 1 -
2 Происхождение и развитие досуговых форм в жизни восточных славян 2 2 -
3 Досуговое творчество Санкт-Петербурга в XVIII – XIX вв. 8 6 2
4 Досуговое творчество в довоенный период 2 2 -
5 Досуговое творчество в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. 6 4 2
6 Досуговое творчество в послевоенный период 4 2 2
7 Сущность досугового творчества 3 1 2
8 Социальные  функции досугового творчества 1 1 -
9 Принципы досугового творчества 3 1 2
10 Организация досуга за рубежом 4 2 2
11 Система досуга и рекреации за рубежом 1 1 -
12 Система досуга и рекреации за рубежом (продолжение) 1 1 -
Итого 36 24 12

 
 

По курсу  «История и теория досугового творчества»  предусмотрен экзамен.

 

       Рекомендуемая литература (основная):

        1. Алянский  Ю.И. Веселящийся Петербург. – СПб., 1992.
        2. Беляев И.В. Борцы в Древней Руси. // Русская беседа. – Т. 2. – М., 1985. 
        3. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989.
        4. Жарков А.Д. Технология досугового творчества: Учебное пособие. – М., МГУКИ, 2002.
        5. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Досуговое творчество: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие. – М.: МГУК, 1994.
        6. Засосов Д.А. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев. – Л.: Лениздат, 1991.
        7. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры / М.С. Каган. – СПб.: Славия, 1996.
        8. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. – М., 1992.
        9. Князьков С.А. Петербург и С.-Петербургское общество при Петре Великом. – СПб., 1914.
        10. Костомаров Н.И. О жизни, о быте и нравах русского народа. – М.: Просвещение, 1996.
        11. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. / Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.
        12. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). – СПб.: Искусство, 1994.
        13. Любименко И.И. Культурная жизнь Петербурга. // Петербург петровского времени / Под ред. А.В. Предтеченского. – Л., 1948. – С. 79-101.

 

Рекомендуемая литература (дополнительная):

        1. Никитина  Г.Я. История досугового творчества: Обзорная лекция. М.: МГУК, 1994.
        2. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992.
        3. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиции и современность: Учеб. пособие. – СПБ., 1991.
        4. Орлов А.С. Социология рекреации. – М.: Наука, 1995.
        5. Яцевич А. Пушкинский Петербург. – СПб.: Петрополь, 1993. 

Информация о работе Методические особенности изучения досугового творчества Санкт-Петербурга XVIII – XIX вв