Особенности творчества А.Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:00, творческая работа

Описание

Творчество Ахматовой принято делить всего на два периода – ранний (1910 – 1930-е гг.) и поздний (1940 – 1960-е.Разница между «ранней» и «поздней» Ахматовой видна как на содержательном уровне так и на стилистическом: для первого периода характерна предметность, слово не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом. В поздних стихах Ахматовой господствуют переносные значения, слово в них становится подчеркнуто символическим. Но, разумеется, эти изменения не уничтожили цельности ее стиля.

Работа состоит из  1 файл

Особенности творчества А.pptx

— 86.93 Кб (Скачать документ)

Особенности творчества А.Ахматовой.

 
 
    • Творчество  Ахматовой принято делить всего на два периода – ранний (1910 – 1930-е гг.) и поздний (1940 – 1960-е.Разница между «ранней» и «поздней» Ахматовой видна как на содержательном уровне так и на стилистическом: для первого периода характерна предметность, слово не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом. В поздних стихах Ахматовой господствуют переносные значения, слово в них становится подчеркнуто символическим. Но, разумеется, эти изменения не уничтожили цельности ее стиля.
 

    Анна  Ахматова - один из самых молчаливых поэтов, и это так, несмотря на женственность. Слова ее скупы, сдержанны, целомудренно-строги, и кажется, что они только условные знаки, начертанные при входе в святилище...

    Строгая поэзия Ахматовой поражает «ревнителя художественного слова», которому многоцветная современность дарит столь щедро  благозвучное многословие. Гибкий и тонкий ритм в стихах Ахматовой подобен натянутому луку, из которого летит стрела. Напряженное и сосредоточенное чувство заключено в простую, точную и гармоническую форму.  

    Поэзия  Ахматовой — поэзия силы, ее господствующая интонация — интонация волевая.

    Ахматова  была несравненным по поэтическому своеобразию художником любви. Ее новаторство первоначально проявилось именно в этой традиционно вечной теме. Все отмечали «загадочность» ее лирики; при всем том, что ее стихи казались страничками писем или оборванными дневниковыми записями, крайнее немногословие, скупость речи оставляли впечатление немоты или перехвата голоса.

      Но новая критика подвергала их травле: за пессимизм, за религиозность, за индивидуализм и так далее. С середины 20-х годов ее почти перестали печатать. Наступила тягостная пора, когда она и сама почти перестала писать стихи, занимаясь лишь переводами, а также «пушкинскими штудиями», результатом которых стало несколько литературоведческих работ о великом русском поэте.

      
     

 
    • Современники, читатели первых стихотворных сборников поэтессы, нередко (и неправомерно) отождествляли Ахматову-человека с лирической героиней ее стихов. Лирическая героиня Ахматовой предстает то в образе канатной плясуньи, то крестьянки, то неверной жены, утверждающей свое право на любовь, то бражницы и блудницы... По воспоминаниям И. Одоевцевой, Гумилев не раз высказывал обиду, что из-за ранних стихов его жены (например, из-за стихотворения «Муж хлестал меня узорчатым...») ему досталась репутация едва ли не садиста и деспота:Муж хлестал меня узорчатым,

    Вдвое сложенным ремнем.

    Для тебя в окошке створчатом

    Я всю ночь сижу с огнем...

    Рассветает. И над кузницей

    Подымается  дымок.

    Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять  побыть не мог...

    Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

    В сердце темный, душный хмель,

    А лучи ложатся тонкие

    На  несмятую постель 

    • Лирическая  героиня Ахматовой  – это чаще всего героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь в лирике Ахматовой предстает как «поединок роковой», она почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, а, наоборот – в драматические моменты: в моменты разрыва, разлуки, утраты чувства и первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи начало драмы или ее кульминация, что дало основание М. Цветаевой назвать музу Ахматовой «Музой Плача». Один из часто встречающихся мотивов в поэзии Ахматовой – мотив смерти: похороны, могила, смерть сероглазого короля, умирание природы и т.д. Например, в стихотворении «Песня последней встречи»:

                             Показалось, что много ступеней,

    А я знала – их только три!

    Между кленов шепот осенний 

    Попросил: «Со мною умри!»

    Доверительность, камерность, интимность – несомненные  качества ахматовской поэзии. Однако с течением времени любовная лирика Ахматовой перестала восприниматься как камерная и стала восприниматься как общечеловеческая, потому что проявления любовного чувства были исследованы поэтессой глубоко и всесторонне.

    Эта «женская сущность» и в то же время  значительность человеческой личности с большой художественной выразительностью представлена в стихотворении «Не  любишь, не хочешь смотреть?» из триптиха «Смятение»:

     Не любишь, не хочешь смотреть?

    О, как ты красив, проклятый!

    И я не могу взлететь,

    А с детства была крылатой.

    Мне очи застит туман,

    Сливаются вещи и лица,

    И только красный тюльпан,

    Тюльпан у тебя в петлице

    Психологизм – отличительная  черта ахматовской поэзии. Но психология, чувства в стихах поэтессы передаются не через непосредственные описания, а через конкретную, психологизированную деталь. В поэтическом мире Ахматовой очень значимыми являются художественная деталь, вещные подробности, предметы быта. Показывая, а не объясняя, используя прием говорящей детали, Ахматова добивается достоверности описания, высочайшей психологической убедительности. Это могут быть детали одежды (меха, перчатка, кольцо, шляпа и т.п.), предметы быта, времена года, явления природы, цветы, и т.д., как, например, в знаменитом стихотворении «Песня последней встречи»:

     Так беспомощно грудь холодела,

    Но  шаги мои были легки.

    Я на правую руку надела

    Перчатку  с левой руки.

    Показалось, что много ступеней,

    А я знала – их только три!

    Между кленов шепот осенний

    Попросил: «Со мною умри!

    Я обманут моей унылой,

    Переменчивой, злой судьбой».

    Я ответила: «Милый, милый!

    И я тоже. Умру с тобой...»

    Это песня последней встречи.

    Я взглянула на темный дом.

    Только  в спальне горели свечи

    Равнодушно-желтым огнем. 

    Ахматовским лирическим стихотворениям свойственна повествовательная композиция. Стихи внешне почти всегда представляют собой простое повествование – стихотворный рассказ о конкретном любовном свидании с включением бытовых подробностей:

     

    В последний раз мы встретились  тогда 

    На  набережной, где всегда встречались.

    Была  в Неве высокая вода,

    И наводненья в городе боялись.

    Он  говорил о лете и о том,

    Что быть поэтом женщине – нелепость.

    Как я запомнила высокий царский  дом 

    И Петропавловскую крепость! –

    Затем, что воздух был совсем не наш,

    А как подарок Божий – так  чудесен.

    И в этот час была мне отдана

    Последняя из всех безумных песен. 

 

    Матово-бледному колориту ахматовского предметного мира соответствуют описываемое время суток (вечер, раннее утро, сумерки), времена года (осень, зима, ранняя весна), частые упоминания ветра, холода, озноба. Матовый колорит оттеняет трагический характер и трагические ситуации, в которых оказывается лирическая героиня.

    Своеобразен и пейзаж: приметой ахматовских стихов является городской пейзаж. Обычно все любовные драмы в стихах Ахматовой разыгрываются на фоне конкретного, детально выписанного городского пейзажа. Чаще всего это Петербург, с которым связана личная и творческая судьба поэтессы.  

Информация о работе Особенности творчества А.Ахматовой