Архитектура Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:58, реферат

Описание

Архитектура Санкт-Петербурга, особенно его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Содержание

I. Введение.
II. Основание Санкт-Петербурга.
III. Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века.
IV. Первые генеральные планы.
V. Столица империи.
VI. Развитие города в 1725—1736 годах.
VII. Единая градостроительная политика.
VIII. Экстенсивное развитие.
IX.Вторая половина XIX века — начало XX века.
X. Советский период. Петроград и предвоенный Ленинград.
XI. Индустриальное строительство.
XII. Современный период.
XIII. Архитектурные стили в Санкт-Петербурге.
1.Барокко.Петровское барокко.
2.Елизаветинское барокко.
3.Классицизм.
4.Строгий классицизм.
5.Павловский классицизм.
6.Ампир. Александровский (поздний) классицизм.
7.Русский ампир.
8.Необарокко.
9.Модерн.
XIV. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культурологии Архитектура Санкт-Петербурга.doc

— 387.50 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

Кафедра «Прикладная психология и  социология»

 

 

 

 

Реферат по культурологии:

 

 

 

«Архитектура Санкт-Петербурга»

 

Тема №20

 

 

 

Выполнил 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

II. Основание Санкт-Петербурга.

III. Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века.

IV. Первые генеральные планы.

V. Столица империи.

VI. Развитие города в 1725—1736 годах. 

VII. Единая градостроительная политика.

VIII. Экстенсивное развитие.

IX.Вторая половина XIX века — начало XX века.                                    

X. Советский период. Петроград и предвоенный Ленинград.

XI. Индустриальное строительство.

XII. Современный период.

XIII. Архитектурные стили в Санкт-Петербурге.

   1.Барокко.Петровское барокко.

   2.Елизаветинское барокко.

   3.Классицизм.

   4.Строгий классицизм.

   5.Павловский классицизм.

   6.Ампир. Александровский (поздний) классицизм.

   7.Русский ампир.

   8.Необарокко.

   9.Модерн.

XIV. Заключение.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     I. Введение.

 

    Архитектура Санкт-Петербурга, особенно его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

    Особенностями архитектуры  Санкт-Петербурга являются продуманная  регулярность застройки, соразмерность  городских ансамблей, учёт влияния  неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.

     Архитектурный облик  Санкт-Петербурга - его визитная  карточка. Он полон архитектурной  гармонии и европейской элегантности.

Улицы и проспекты города на Неве позволяют ощутить удивительно  строгое сочетание архитектуры  разных эпох и различных архитектурных  стилей. Его застройку осуществляли Трезини, Растрелли, Квасов, Воронихин, Росси, Стасов, Кваренги, Монфферан  и другие архитекторы.

В отличие  от многих других выдающихся европейских  городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных  в определенную систему архитектурных  ансамблей площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами.

"Симфонией  в камне" иногда называют  город. Острова, извилистые реки  и каналы придают городу неповторимое  своеобразие. Ажурные мостики,  сверкающие золотом и мозаикой купола храмов, великолепные фасады дворцов открываются взору посетителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     II. Основание Санкт-Петербурга.

 

    Основание Санкт-Петербурга зафиксировано  с календарной точностью:  27 мая  1703 года. В этот день на Заячьем  острове, у разлива Невы на Большую и Малую, торжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминацией в цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города. В 1706 году он заменён свайным. В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного, северного, направления основная крепость была защищена вспомогательной,  Кронверком, за которым был оставлен гласис. На его месте сейчас разбит Александровский парк. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы.

    Однако первым завершённым городским  зданием является Домик Петра  I на Берёзовом острове, который  был построен солдатами за  три дня, к 27 мая 1703 года.

    В ноябре 1704 года на левом берегу  Невы была заложена вторая  «фортеция»верфь-крепость «Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад.

    Таким образом, в 1703—1711 годах  основными градообразующими функциями  города были фортификация и  судостроение, им было подчинено  создание административных, жилых,  торговых, транспортных объектов. Единого  проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно-европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков. В дальнейшем это послужило одной из основ своеобразия архитектуры Санкт-Петербурга.

    Однако к концу десятилетия  театр военных действий сместился  в Центральную Европу. Атаки Швеции  на петербургские укрепления  продолжались до 1708 года, но до  крепости они не докатились. Наступала  пора развития города в новом  качестве.

 

 

 

 

 

 

      III. Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века.

 

      После Полтавской битвы, занятия  Эстляндии и Курляндии, взятия  Выборга и Кексгольма строящийся  Санкт-Петербург уже не был  пограничным форпостом. Примерно  с 1710 года начинается регулярная застройка города. Вначале Петром предполагалась традиционная русская планировка: на Городском острове (первоначально Берёзовом, позже Троицком, Петербургском, ныне — Петроградском) предусматривались царские слободы, огороженные палисадным укреплением, вокруг должны были располагаться царские, вельможные и прочие усадьбы. Для застройки были разработаны «образцовые проекты». Петр I издает указы о принудительном переселении тысяч семей дворян и купцов на остров Котлин и в Петербург.

    Центр города первоначально формировался не на привычном нам левом берегу Невы, а на Городском острове. Первой площадью города стала Троицкая площадь, по имени деревянной церкви «Во Имя Святой Троицы» (не сохранилась). Активно застраивался район вокруг Адмиралтейства и вдоль Большой Невы, редкая застройка тянулась вдоль стрелки Васильевского острова, по берегу Большой Невки на Выборгской стороне.

    Преобладающим строительным материалом  на Руси было дерево, из которого  делались и стены, и кровли, и сваи. Деревянное строительство было запрещено в 1712 году, однако камень оставался дорогим и редким материалом, а технология производства обожжённого кирпича была несовершенной. Чтобы ускорить в Санкт-Петербурге каменное строительство и уберечь столицу от пожаров, Пётр в 1714 году издает указ о повсеместном (кроме Санкт-Петербурга) запрете каменного строительства (указ продержался до 1728 года). Вводятся противопожарные разрывы, сносятся деревянные строения, хотя они ещё преобладают.

    В 1712 году Пётр I переводит столицу  из Москвы в Санкт-Петербург. Размеры города достигают 12 км², население оценивается в 8000 человек, однако на столицу он совершенно не похож. Необходимо было выбрать стратегию застройки, исходя из новых градостроительных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     IV.Первые генеральные планы.

 

      Пётр рассматривает несколько  противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную  проектную работу проводит Доменико  Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.

По первому  варианту столица располагается  вовсе не в Санкт-Петербурге, а на острове Котлин, где уже с 1704 года строился Кронштадт. На острове должна быть разбита прямоугольная сеть улиц и каналов, образующая жилые и общественные кварталы.

    Второй вариант предусматривал  также прямоугольную сеть улиц, но на левом берегу Невы (впоследствии Московская сторона, примерно от Литейного проспекта до Таврического сада). Строительство было начато и продолжалось до 1714 года, а затем было остановлено, хотя прямоугольная планировка первого регулярного района города прослеживается до сих пор.

По третьему варианту, не осуществлённому, город  располагался на окраинной Выборгской стороне.

     Четвёртый вариант создаёт прямоугольную  разбивку кварталов на Васильевском  острове.

     В 1716-1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе .Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.

    Застройка Васильевского  острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей Н. Ф. Гербеля — это современные Галерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.

В этот же период активно осваивается  пригородная территория. В 1714 году начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 году Константиновского дворца в Стрельне, строятся дороги и каналы.

     V. Столица империи.

 

     После окончания Северной войны в 1721 году Ингерманландия официально отошла к России, а Пётр I провозгласил создание Российской империи. Санкт-Петербург стал столицей империи, что ещё более повысило требования к градостроительной стратегии. Были пересмотрены планы развития частей города, однако композиционная раздробленность застройки сохранялась.

Не самым  удачным начинанием Петра была попытка  расселения жителей города по профессиональному  признаку. Так, на Адмиралтейском острове  должны быть расселены работники  верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати. В 1720—1721 годах были изданы указы о переселении жителей, уже построивших дома, однако они плохо исполнялись. Эти указы формально были отменены только в 1961 году.С 1722 года активизировались работы на Стрелке Васильевского острова, причём уничтожались уже созданные жилые здания. Продолжалось каменное строительство, создавались Немецкая, Греческая, Финская и другие иноземные слободы. Население города достигло 40 тысяч человек. Иностранные архитекторы, работавшие с Петром I, получали возможность воплотить смелые замыслы, хотя, возможно, не всегда соответствовали уровню поставленных задач.

 

    VI. Развитие города в 1725—1736 годах.   

 

     Со смертью Петра I в 1725 году и его вдовы Императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году развитие Санкт-Петербурга не остановилось, но существенно замедлилось. Продолжалось строительство Петропавловского собора, Летнего сада, других объектов, велись работы в Петергофе, Кронштадте, Стрельне. Однако в 1728 году Императорский двор вернулся в Москву. Император Пётр II не интересовался государственными делами, а тем более строительством Санкт-Петербурга.

Положение спас Бурхард Миних, генерал-губернатор в 1728-1734 годах. Он не допустил упадка северной столицы: проводил осушение болот юго-восточнее Лиговского канала, прокладывал дороги на Московской стороне, создавал набережные Невы и Мойки. Южная граница города дошла до Фонтанки. Однако главное нововведение Б.Миниха — фактический перевод центра города на Адмиралтейский остров, хотя, не отступая от набросков Петра I, он продолжает строительство общегородского комплекса на Васильевском острове. Возводятся каменные стены Петропавловской крепости. Б.Миних продолжил устройство дорог на Выборг, Архангельск, Москву. При Анне Иоанновне Б.Миних вернулся к военной карьере.

 

 

 

    VII. Единая градостроительная политика.

 

     В 1736 и в 1737 году по Петербургу прокатились опустошительные пожары, причиной которых были поджоги. Сгорело большинство деревянных строений. Новым градоначальником В. Ф. Салтыковым учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении», которая разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Главным архитектором комиссии стал П. М. Еропкин. В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейства. В 1738 году по указу Анны Иоанновны была углублена Мойка, набережные укреплены сваями.

Информация о работе Архитектура Санкт-Петербурга