Архитектура Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:58, реферат

Описание

Архитектура Санкт-Петербурга, особенно его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Содержание

I. Введение.
II. Основание Санкт-Петербурга.
III. Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века.
IV. Первые генеральные планы.
V. Столица империи.
VI. Развитие города в 1725—1736 годах.
VII. Единая градостроительная политика.
VIII. Экстенсивное развитие.
IX.Вторая половина XIX века — начало XX века.
X. Советский период. Петроград и предвоенный Ленинград.
XI. Индустриальное строительство.
XII. Современный период.
XIII. Архитектурные стили в Санкт-Петербурге.
1.Барокко.Петровское барокко.
2.Елизаветинское барокко.
3.Классицизм.
4.Строгий классицизм.
5.Павловский классицизм.
6.Ампир. Александровский (поздний) классицизм.
7.Русский ампир.
8.Необарокко.
9.Модерн.
XIV. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культурологии Архитектура Санкт-Петербурга.doc

— 387.50 Кб (Скачать документ)

В 1737 году в  состав города вошла Литейная часть и Охтинские слободы. Комиссия разработала планы застройки Охтинской слободы и Выборгской стороны. На Московской стороне выделялись участки для расположения полков ( Фурштатская, Моховая и др.). В создании проектов и карт города принимала участие Петербургская Академия наук. Одновременно с созданием архитектурных ансамблей, дворцов и храмов строились скромные деревянные здания, расширялись пригородные дачные зоны. Численность населения столицы достигла 70 тысяч, по европейским меркам ещё очень скромно.

    В 1749 году под руководством адьюнкта императорской Академии наук И. Ф. Трускота выполнен второй единый проектный генеральный план Санкт-Петербурга. Это было парадное проектное изображение столицы при Елизавете Петровне.

      В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», получившая затем название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссией к 1769 году выполнены градостроительные проекты всех частей города, установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель (застраивать их запрещалось). Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Напротив, в 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась. Ряд городских территорий был объявлен предместьями: Петербургская сторона за Кронверком, Васильевский остров за Малым проспектом, левобережье реки Фонтанной (Александро-Невское, Лифляндское, Московское предместья).

    В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санкт-Петербурга, итоги которого остались неизвестны. В 1765 году введены ограничения на высоту зданий, на размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты зданий. Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные здания. К 1769 году комиссией закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769-1776 годах выполнен новый сводный генеральный план. Большая роль в создании градостроительного облика той эпохи принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года; он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др. Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана. Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий, в частности, был насыпан остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777-1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений.

     В 1780-1790-х годах упомянутая комиссия носила название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссию в этот период возглавляли видный архитектор, академик И. Е. Старов и автор многих научных трудов о градостроительстве Иоганн Лем. Она сосредоточилась на разработке градостроительной планировки, а контроль за проектной деятельностью и градостроительством осуществляли штатные архитекторы Управы Благочиния. Расширялось каменное строительство, создавались ансамбли на площадях и главных улицах города. В полковых слободах строились казармы. Общее количество жителей за полвека выросло втрое и к концу XVIII века составило 220 тысяч человек, пока втрое меньше Парижа и вчетверо меньше Лондона, но уже больше Рима.

Примерно к этому времени  относится углубление специализации деятельности архитекторов и строителей. Стала чётче выделяться стадия проекта с вычерчиванием не только фасадов и планов, но и всех основных архитектурно-строительных решений. Архитекторы сосредотачивались на выполнении проектов, а при строительстве они выполняли больше надзорные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    VIII. Экстенсивное развитие.

 

    Краткое царствование Павла I отмечено присоединением полковых слобод к городским территориям, ликвидацией Комиссии о каменном строении, созданием «Конторы городских строений», которая выполняла проектные и строительные работы, финансировавшиеся из казны. В 1798 году разработан план ремонта и реконструкции дорог общей длиной 1140 верст вокруг северной столицы.

В начале правления Александра I вновь проявились процессы расширения города. В 1802 году в границы городской застройки включились новые зоны, для которых разрабатывались генеральные планы. На западной стороне Васильевского острова планировалось развернуть строительство морского порта.  В местах парадных въездов в город устраивались бульвары. В 1808-1809 годах подготовлено новое собрание «образцовых проектов», учреждён «Комитет для городских строений».

      Уникальные ансамбли.

Отечественная война 1812 года ненадолго прервала застройку столицы. На архитектуру Санкт-Петербурга того времени значительное влияние оказало не столько знакомство с европейской архитектурой, сколько победоносное завершение войны. Уже в 1816 году создан «Комитет для приведение в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному мест», председателем которого назначен архитектор и инженер А. А. Бетанкур. Комитет должен был способствовать превращению Санкт-Петербурга в один из красивейших городов Европы.

В послевоенное время создаются  замечательные ансамбли Дворцовой  площади, Адмиралтейства, Исаакиевской площади, стрелки Васильевского  острова. Более чётко выявилась рекреационная роль загородных резиденций и предместий: Екатерингофа, Стрельни, Елагина острова, Каменного острова и др. Были обновлены правила градостроительного зонирования и высотные ограничения застройки. В 1830 году запрет на деревянное строительство распространяется на всю территорию города. В 1832 году приняты правила устройства мостовых и тротуаров, в 1833 году — правила размещения промышленности. Центр тяжести промышленного строительства перемещается на Выборгскую сторону, на западную часть Васильевского острова, за Обводный канал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      IX.Вторая половина XIX века — начало XX века.

 

     В середине XIX века в связи с развитием новых экономических и социальных отношений единообразие и приказные порядки в архитектуре перестают быть главенствующими принципами. С середины 1840-х годов снимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие историзма. С 1860-х годов расширяется строительство зданий из кирпича, металлических конструкций. В это время сложилась достаточно эффективная система управления градостроительством, позволившая к концу XIX века увеличить объёмы строительства в Петербурге более, чем в 20 раз.

С 1860-х годов  производится создание системы дождевой канализации под главными улицами  города, начиная с Гороховой улицы и Каменноостровского проспекта, делаются попытки улучшить городскую канализацию (повсеместно применялась ассенизация, а также сброс сточных вод без очистки в дождевые трубы). Открытые каналы и мелкие реки забирались в подземные трубы. В 1861 году строится Главная водопроводная станция и трубопроводная система водоснабжения.

Промышленные  объекты возводились большей  частью в периферийной зоне города: на Выборгской стороне, на Обводном канале. Появились железные дороги, а с ними Царскосельский, Николаевский, Варшавский и Петергофский, Финляндский вокзалы. Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова.

     В конце XIX века на волне  капиталистической индустриализации  промышленная застройка городских  окраин только усилилась. Петербург становится мощным транспортным узлом, формируются левобережная и правобережная железнодорожные транспортные системы, построены Морской канал и Морской порт на Гутуевском острове. Развивалось жилищное строительство. В конце века население города увеличивалось примерно на 40 тыс. человек за год, в основном за счёт приезжавших на заработки крестьян, а также учащихся. В год строилось до 500 каменных домов, разрешалось строить дома высотой 5-6 этажей, однако этого не хватало. Прибывающее население поселялось на рабочих окраинах в домах-казармах, деревянных заводских постройках. Вокруг Петербурга и даже в Финляндии создавались десятки дачных поселений.

С началом XX века рост города ещё более ускорился. В 1901-1910 годах было создано несколько вариантов «Проектного плана на урегулирование города Санкт-Петербурга». В целом планы остались неосуществленными, но отдельные градостроительные программы выполнялись. Разрабатывались проекты метрополитена, мостовых и дорожных сооружений. Продолжилось строительство доходных домов, особняков, дачных посёлков.

 

 

 

 

     X. Советский период. Петроград и предвоенный Ленинград.

      

     Революция, гражданская война, перенос столицы в Москву, остановка промышленного производства, недостаток продовольствия и топлива привели к сокращению населения втрое. Тем не менее в 1918 году была создана «Комиссия по перепланировке Петрограда» под руководством Л. А. Ильина, в 1919 году  «Архитектурная мастерская» под руководством И. А. Фомина. С 1920-х годов началось возрождение Петрограда.

В 1925 году Л. А. Ильин возглавил «Бюро по планировке Ленинграда», в котором были разработаны схема районирования Ленинграда и эскизный проект планировки города. В 1926—1927 годах впервые была проведена геодезическая съемка города, включая окраинные районы. В соответствии со схемой районирования фабричная зона вытягивалась в направлении Колпино, а новые селитебные зоны располагались на северо-восточной и юго-западной окраинах. Центральное ядро города должно было быть сохранено.

В 1925—1927 годах были построены первые жилые комплексы из скромных 2-4-этажных  кирпичных домов в рабочих  районах: на Тракторной улице, на проспекте  Стачек, Палевский жилмассив. Однако Проект планировки Ленинграда предусматривал развитие границ «Большого Ленинграда» чуть ли не до тогдашней финляндской границы. Такой вариант не мог быть утвержден. В основу Генерального плана города было положено развитие в южном направлении. Площадь города планировалось увеличить с 310 до 560 км². Проектная численность населения составляла 3,5 млн. чел. Схема планировки и «Правила застройки в г. Ленинграде» были утверждены Ленгорисполкомом 4 декабря 1935 года.

Генеральный план города был утвержден в 1939 году, впоследствии корректировался в 1941 и 1943 годах. Одновременно началась реализация градостроительных принципов, заложенных в Генеральном плане: создание крупных жилых комплексов в новых (в основном южных) районах, прокладка веерных, дуговых и диагональных магистралей, разбивка приморских и городских парков, формирование лесопарковой зоны.

 

     XI. Индустриальное строительство.

 

     В 1960-е годы идёт массовое жилищное строительство на основе применения индустриальных сборных конструкций в новых районах города: Гражданка, Полюстрово, Дачное, Большая Охта, ведётся застройка Московского и Новоизмайловского проспектов, заканчивается строительство мемориалов на Пискарёвском и Серафимовском кладбищах, продолжается кропотливая работа по восстановлению и реставрации памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга. В области градостроительства получила широкое применение свободная планировка микрорайонов, исключающая тесные дворы-колодцы, так характерные для старого Петербурга.

  XII. Современный период.

.

На территории современного Санкт-Петербурга расположено около 8000 памятников истории и культуры, исторический центр его включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В то же время более ста старинных зданий в центральной части города под разными предлогами были уничтожены только за последние годы. Некоторые из снесённых домов имели официальный статус памятников архитектуры или находились в охранной зоне. С большим трудом общественности удалось воспрепятствовать строительству 400-метрового небоскрёба «Охта-центр» на месте исторической крепости Ниеншанц.

В ряде случаев реставрация заменяется реконструкцией, изменяется объемно-пространственная структура городских кварталов и традиционный городской пейзаж, проекты не учитывают градостроительного окружения и масштабности окружающей застройки.

 

 

  

    XIII. Архитектурные стили в Санкт-Петербурге.

 

     Среди зданий Санкт-Петербурга  можно насчитать представителей  до 15 архитектурных стилей. Основными же стилями считаются барокко .Две основные разновидности: «петровское барокко», характерное для начала XVIII века, и в середине того же века «елизаветинское барокко», классицизм (конец XVIII века), ампир (начало XIX века), эклектика (середина и конец XIX века), модерн (начало XX века), конструктивизм (XX век) и др.

 

 

    1. Барокко. Петровское барокко.

 

   Итальянское барокко отражало расцвет эпохи абсолютизма в XVI-XVIII веках. Этот стиль в архитектуре отличали сложные криволинейные формы, динамизм, пышность, причудливость. Допетровская архитектура XVII века в России носит название «русское узорочье», воплощенное в основном в храмовой архитектуре и носившее следы византийских традиций Московской Руси. На основе синтеза этих течений возникло «русское барокко»: вначале московское, затем петровское, хотя они значительно отличаются друг от друга, а вместе — от западноевропейского барокко.

Петровское барокко возникло в  результате совместного творчества ряда приглашённых Петром I западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских

Отрезок времени, в течение которого преобладало петровское барокко, можно примерно датировать 1703-1740 годами. Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко. В этот период в городе строились в основном простые и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись. Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне. Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли шпилями и подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Фортификационная и храмовая архитектура отличались простотой и наивным изяществом (колокольня Петропавловского собора, церковь св. Пантелеймона, Петровские ворота Петропавловской крепости и др.).

Информация о работе Архитектура Санкт-Петербурга