Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:28, контрольная работа
Задание:
Выписать понятие «онтогенез»
Перечислить особенности внутриутробного развития.
Выписать основные периоды онтогенеза.
Дать характеристику периодам онтогенеза.
Второй период зрелого возраста требует как минимум постоянного слежения за самочувствием, регулярного измерения уровня давления крови, самоограничения в «удовольствиях» и своевременного консультирования у врача при всех случаях повышения давления, при наличии головных болей, особенно в затылочной части головы.
В обществе на людей зрелого возраста лежала и лежит основная производственная нагрузка. Этим и объясняется многообразие форм патологии, присущей человеку зрелого возраста. Основную долю такой патологии составляют травматизм (производственный и бытовой), болезни сердечно-сосудистой системы, опухолевые заболевания.
Одна из особенностей зрелого возраста состоит в том, что человек по мере увеличения возраста утрачивает критическое отношение к собственным возможностям: ему кажется, что он еще молод, силен и ловок, что он успеет отреагировать, отвернуться, увернуться. Однако на деле оказывается, что хотя человек еще не стар, но скорость его реакции, сила и ловкость уже далеко не те. Подобные ситуации также чреваты риском травматизма.
Серьезной проблемой, особенно затрагивающей лиц зрелого, творчески активного возраста, стал рост числа сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, сосудистые поражения центральной нервной системы и др.). Факторы, реально увеличивающие риск их возникновения, постоянно сопровождают жизнь современного делового человека: нервное напряжение, недостаточная физическая нагрузка, нерациональное и избыточное питание, злоупотребление алкоголем и курением.
Последние
годы зрелого возрастного периода
для многих лиц чреваты дополнительными
психическими нагрузками, обусловленными
семейными и личными причинами. В эти годы
появляются внуки, возраст начинает проявляться
со своей негативной стороны, человек
начинает решать для себя задачу ухода
на пенсию и готовиться к ней. Человек
вступает в новый для себя период жизни.
3. Пожилой возраст
Этот возраст охватывает периоды жизни женщины от 55 до 75 лет, а мужчины – от 60 до 75 лет. В целом он характеризуется нарастанием признаков старения и ускорением самого процесса старения. Если по внешним признакам пожилой человек первых 5-6 лет и человек зрелого возраста (последних 5-6 лет) в большинстве случаев отличаются еще незначительно, а сама граница возрастов практически неразличима, то к окончанию периода пожилого возраста трудно спутать людей этих возрастов.
Старение – это естественное проявление множества разноплановых, протекающих с различными знаками процессов жизнедеятельности организма.
Люди пожилого возраста несут на себе видимый отпечаток прожитых лет. Прежде всего, это касается внешнего облика – характерные изменения волос, кожных покровов, общих очертаний фигуры, походки и т.д. Старческое поседение начинается обычно с головы, иногда с бороды, несколько позже появляется в волосах подмышечных впадин, бровей. Поседение волос на груди не наблюдается до 40 лет. Известны, правда, случаи преждевременного поседения, которые могут носить наследственно обусловленный семейный характер.
Характерны изменения кожных покровов. К 50 годам цвет кожи лица приобретает землисто-бледный оттенок, усиливающийся по мере увеличения возраста. Кожа теряет эластичность, появляются пигментные пятна разной степени выраженности, признаки ороговения. В 50-60 лет обнаруживаются морщины на мочках ушей, переносице, подбородке и верхней губе. Позже морщины начинают покрывать кожу щек, лба, шеи, становясь с каждым годом глубже и заметнее. Следует иметь в виду, что морщины могут появляться на коже лица и шеи раньше, особенно у лиц, много времени проводящих на свежем воздухе, под палящим солнцем и ветром.
У пожилого человека, за редкими исключениями, заметно изменяются фигура, осанка и походка, что связано с возрастными изменениями в суставах, мышцах и скелете. Постепенно уменьшаются масса и сила мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата, возрастает степень минерализации костей, что увеличивает их хрупкость и вероятность излома при падении или сильном ушибе. Тело приобретает грузность, спина – округлость и сутулость. За счет уплощения межпозвоночных дисков рост уменьшается. Походка становится тяжелой, замедленной, но еще не «шаркающей», что чаще свойственно старческому возрасту. Эти признаки усиливаются в тех случаях, когда человек тучен.
Продолжают
нарастать изменения в
Значительные возрастные изменения происходят в дыхательной системе. За счет снижения эластических свойств легочной ткани уменьшается жизненная емкость легких и увеличивается количество воздуха, постоянно остающегося в легких. Кроме того, за счет прогрессирующего окостенения реберных хрящей и атрофических изменений в сухожилиях и дыхательных мышцах происходит уменьшение подвижности грудной клетки. В результате этих изменений дыхание становится поверхностным, учащенным. Легкие уже недостаточно справляются со своей задачей, особенно при физических нагрузках – человек задыхается, у него появляется одышка, он начинает кашлять. Излишняя масса тела, курение, заболевания дыхательной системы лишь усугубляют указанные проявления.
Пожилой возраст сказывается на пищеварительной и выделительной системах. Для мочеполовой системы характерны ряд проявлений, в частности у мужчин в силу особенностей их анатомического строения. После 50, а чаще после 60 лет, у 1/3 всех мужчин начинается процесс гипертрофии предстательной железы, которая, пережимая и сдавливая мочеточник, вызывает затруднение мочеиспускания. Иногда гипертрофические изменения перерастают в раковый процесс, поражающий предстательную железу. Во всех случаях затруднения мочеиспускания пожилым людям настоятельно рекомендуется получить консультацию уролога.
Пожилой
возраст требует разумного
Общество
не должно забывать людей старших
поколений, уходящих или уже ушедших
на пенсию. Тем более что личная
активность, участие в профессиональной
и общественной жизни стали необходимыми
для большинства людей, переступивших
пенсионный рубеж.
3) Заполнить таблицу:
Характеристика возрастных периодов.
Возрастной период | Характеристика периода |
Период новорождённости 1–28 дней | Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела. |
Грудной период 28 дней–1 год | Начало питания "зрелым" молоком. Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь. |
Раннее детство 1–3 года | Завершение прорезавания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение "Я". Взрослая речь. |
Первое детство 4–7 лет | Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. |
Второе
детство
мальчики 8-12 лет девочки 8-11 лет |
Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива. |
Подростковый
период
юноши 13-16 лет девушки 12-15 лет |
Пубертатный спурт
- второй (истинный) ростовой скачек. Половое
созревание и усиленный рост тела
в длину. Все это определяет крупнейшие
морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие
все системы организма. В самом
начале - словесное выражение |
Юношеский
период
юноши 17-23 год девушки 16-21 лет |
Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях. |
Зрелый
возраст (1 период)
мужчины 24-35 лет женщины 22-35 лет |
Собственно, зрелость – относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). |
Зрелый
возраст (2 период)
мужчины 36-60 лет женщины 36-55 лет | |
Преклонный
(пожилой) возраст
мужчины 61-74 года женщины 56-74 года |
Продолжение
периода оптимальной социальной
активности. Начало и развитие инволютивных
изменений организма в том
числе истинный отрицательный рост.
Падение адаптационных |
Старческий возраст 75-90 лет | |
Долгожители – 90 лет и более | Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов. |
Тема
Основные закономерности
роста и развития детского
организма
Задания:
Рост – увеличение массы и линейных размеров особи за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований. Характеризуется ритмичностью (суточные, сезонные и другие ритмы), регулируется главным образом гормонами. На характер роста влияют как генетические факторы, так и факторы внешней среды.
Рост любого многоклеточного организма, начинающийся всего с одной клетки (зиготы), можно разделить на четыре крупные стадии:
Развитие – биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени.
Все
без исключения стадии развития сопряжены
с биохимической активностью. В результате
белкового синтеза заключенная в ДНК информация
реализуется в форме ферментов, регулирующих
функциональную активность клетки. Изменения,
происходящие на клеточном уровне, приводят
к изменению формы, структуры и функции
клеток, тканей, органов и, наконец, в целом,
организма (морфогенеза). Даже если не
наблюдаются очевидные количественные
изменения (собственно рост), в организме
постоянно идут качественные перестройки
на всех уровнях организации – от генетического
(активность ДНК) – до фенотипического
(форма, структура и функции органов, их
систем и организма в целом).
Абсолютными показателями роста организма являются повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, зависящим от роста и развития скелета, что, в свою очередь, является одним из основных показателей здоровья и физического развития ребенка.
Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств. Нельзя считать наличие возрастных особенностей в строении или деятельности различных физиологических систем свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах, потому что каждый возраст характеризуется именно комплексом подобных особенностей.
В течение всего жизненного цикла, с момента зарождения и до смерти, организм человека претерпевает ряд последовательных и закономерных морфологических, биохимических и физиологических (функциональных) изменений. Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого человека, поэтому для обучения и воспитания детей нельзя просто количественно уменьшать свойства взрослого человека в соответствии с возрастом, ростом или весом ребенка.
Ребенок
от взрослого человека отличается специфическими
особенностями строения, биохимических
процессов и функций организма
в целом и отдельных органов, которые претерпевают
качественные и количественные изменения
на различных этапах его жизни. В значительной
степени эти изменения обусловлены наследственными
факторами, которые в основном предопределяют
этапы роста и развития. Вместе с тем решающее
значение для проявления наследственных
факторов и новых качеств организма, формирования
возрастных особенностей детей имеют
такие факторы, как обучение и воспитание,
поведение (деятельность скелетной мускулатуры),
питание и гигиенические условия жизни,
половое созревание.
Гетерохрония и системогенез. По словам С.И. Гальперина, рост и развитие отдельных органов, их систем и всего организма происходят неравномерно и неодновременно – гетерохронно. Предложил учение о гетерохронии и обосновал вытекающее из него учение о системогенезе выдающийся российский физиолог П.К. Анохин. По его мнению, под функциональной системой надо понимать «широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система дыхания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).
Информация о работе Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма. Возрастная периодизация