Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма. Возрастная периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:28, контрольная работа

Описание

Задание:
Выписать понятие «онтогенез»
Перечислить особенности внутриутробного развития.
Выписать основные периоды онтогенеза.
Дать характеристику периодам онтогенеза.

Работа состоит из  1 файл

Анатомия - контрольная.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

Тема  Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма  

Задания:  

  1. Выписать  понятие «онтогенез»

   

      Онтогенез – это индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. У животных и растений, размножающихся половым путём, зарождение нового организма осуществляется в процессе оплодотворения, и онтогенез начинается с оплодотворённой яйцеклетки, или зиготы. У организмов, которым свойственно бесполое (вегетативное) размножение, онтогенез начинается с образования нового организма путём деления материнского тела или специализированной клетки, путём почкования, а также из корневища, клубня, луковицы. В ходе онтогенеза каждый организм закономерно проходит последовательные фазы, стадии или периоды развития, из которых основными у организмов, размножающихся половым путём, являются:

  • зародышевый (эмбриональный, или пренатальный);
  • послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный);
  • период развития взрослого организма.

      В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная наследственностью программа онтогенеза осуществляется под влиянием многих факторов (условия внешней среды, межклеточные и межтканевые взаимодействия, гуморально-гормональные и нервные регуляции и т.д.) и выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференцировки.  
 

  1. Перечислить особенности внутриутробного развития.
 

      Внутриутробный  период – от момента зачатия до рождения – продолжается 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

      Первые 7-9 дней – период имплантации яйцеклетки, 3-12 недели – органогенез. Различают подпериоды:

  • ранний фетальный (9-28 недели) – интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода;
  • поздний фетальный (после 28 недели и до начала родов) – происходит бурный рост и накопление клеточной массы органов и систем. В этот период обеспечиваются процессы депонирования многих компонентов питания, формируется депо солей кальция, фтора, железа, меди, витаминов D и В12; происходит созревание ферментных систем, сурфактанта, иммунитета.

      Главными факторами, определяющими и регулирующими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия, гормоны гипофиза, инсулин. Средняя масса тела при рождении для девочек 3200-3350 г, для мальчиков 3400-3500 г; длина тела 50-51 см.

      Темп  роста мозга до 33-й недели превышает темпы роста остальных систем и органов. Быстро возрастает масса мозга в последние недели перед рождением. Развитие нейробластов происходит на 6-11 неделе, образование нейронов на 10-18 неделе. Созревание коры головного мозга на 12-16 неделе гестации.

      Время появления электрических импульсов  и ответов на внешние раздражители:

  • 12 неделя: время проявления электрических импульсов и ответов на внешние раздражители, в дыхательные центры;
  • 13-14 недели: происходят плавные грациозные движения плода в ответ на стимуляцию всех зон (за исключением областей спины, затылка, темени);
  • 17 неделя: у плода формируются и хорошо развиты хватательные рефлексы рук;
  • 27 неделя влияние двигательной активности и эмоций матери на плод;
  • 28 неделя: у плода созревает моторно-кардиальный рефлекс;
  • 32 неделя: наблюдается реакция плода на звук, передающийся через брюшную стенку (изменение частоты пульса).

      Критический период созревания головного мозга, время появления критических  сдвигов в коре больших полушарий и ее ответов на внешние раздражители: 12-16 недели гестации.

      Слуховая  и вестибулярная система у  плодов структурно созревает к 6 месяцам беременности. Показано, что плод способен воспринимать интонации звуков, особенно при более частых повторениях фонетических раздражений. На голос матери, музыкальные тоны фиксируют учащение сердцебиений плода, характерное для моторно-кардиального рефлекса. Наблюдается позитивная или негативная реакция на тоны.

      Особенности эндокринной системы плода. Характерно преобладание функции надпочечников. Они массивны, корковая зона надпочечников очень широкая, пучковая зона выражена неотчетливо, мозговое вещество не выявляют так называемый эмбриональный тип надпочечников.

      С 25 недели плод образует кортикостероиды из собственных субстратов.

      К 12-й неделе в клетках поджелудочной железы плода содержится инсулин, синтез которого нарастает быстро к середине беременности. Концентрация инсулина в крови плода не отличается от таковой в крови матери. Инсулины и соматомедины под влиянием соматотропного гормона гипофиза определяют рост плода.

      Гипофиз закладывается у эмбриона на 4-й  неделе.

      С 9-10-й недели гестации определяют следы  адренокортикотропного гормона (АКТГ). Соматотропный гормон через инсулиноподобные факторы роста влияет на метаболизм плода и рост его.

      К 4-му месяцу внутриутробного периода  сформирована структурно и функционально  активная щитовидная железа.

      С 27 нед гестации формируется функциональная система гипоталамус–гипофиз–кора надпочечников.

      Особенности иммунитета плода. Иммунитет специфический – пассивный, обеспечивается поступающим с 26 недели трансплацентарно от матери иммуноглобулина G. Синтез иммуноглобулинов плода ограничен, усиливается при антигенной стимуляции. Основные элементы иммунной системы плода закладываются к 15-й неделе внутриутробного развития. На 14-й неделе число Э-клеток в крови достигает уровня взрослого, Т-лимфоциты образуются на 10–11-й неделе. К моменту рождения их число выше, чем у взрослого.  
 

  1. Выписать основные периоды онтогенеза.
 

      Антенатальный онтогенез:

  • Герминальный или зародышевый период (первая неделя после зачатия);
  • Эмбриональный период (вторая – пятая неделя беременности);.
  • Фетальный период (32 недели).
 

      Постнатальный онтогенез:

  • Неонатальный или период новорожденности (1-28 дни);
  • Грудной возраст (28 дней – 1 год);
  • Раннее детство (1-3 года);
  • Первое детство (4-7 лет);
  • Второе детство (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет девочек);
  • Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет девочек);
  • Юношеский возраст (17-21 год для юношей, 16-20 лет девушек);
  • Зрелый возраст:

            I период: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины.

                II период: 36-60 лет  мужчины, 36-55 лет женщины.

  • Пожилой возраст (мужчины 61-74 года, женщины 56-74 года);
  • Старческий возраст (75-90 лет);
  • Период долгожительства (свыше 90 лет).
 
 
  1. Дать характеристику периодам онтогенеза.
 

      Герминальный  или зародышевый  период: начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя. 

      Эмбриональный период: длится по 75 день внутриутробного развития. Питание зародыша происходит из зародышевого мешка (амниотрофный тип питания). Главная особенность – закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Воздействие тератогенных факторов (эндогенных и экзогенных) вызывают эмбриопатии, которые представляют - грубые анатомические и диспластические пороки развития. Срок беременности от 3 до 7 недель – критический период развития эмбриона. 

      Фетальный период: с 76-го дня внутриутробного развития и до рождения ребенка. Развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. Выделяют 2 подпериода – ранний и поздний. Ранний фетальный подпериод – продолжается до конца 28 недели беременности. Происходит интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода, а воздействие неблагоприятных факторов могут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией). Из–за несформированного иммунитета, ответ на инфекцию выражается соединительнотканными пролиферативными реакциями, которые приводят к циррозам и фиброзам. Но возможно и рождение незрелого недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде называется общим термином – «ранние фетопатии». Поздний фетальный подпериод – после 28 недель беременности до начала родов. В этот период происходит депонирование многих компонентов питания: соли кальция, железа, меди, витамина В12, которые в течение нескольких месяцев будут поддерживать баланс питания грудного ребенка (т.к. в материнском молоке их недостаточно для быстро растущего ребенка после рождения). 

      Неонатальный  или период новорожденности: начинается с момента рождения ребёнка и продолжается 4 недели. Ранний неонатальный период – основной период в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни – продолжается от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни. С первым вдохом новорождённого начинают функционировать органы дыхания. Уравновешивание давления в аорте и лёгочной артерии приводит к прекращению тока крови через артериальный проток и поступления крови из правого предсердия через овальное окно в левое. Происходит полное «включение» малого круга кровообращения; устанавливается адекватное дыхание с эффективным газообменом. Пупочные сосуды запустевают, а питание ребёнка становится энтеральным (его наиболее предпочтительный вариант – грудное вскармливание). В течение первых нескольких дней жизни отмечают уменьшение первоначальной массы тела на 5-6% за счёт потери жидкости, что считают физиологическим явлением. Сразу после рождения почки берут на себя гомеостатические функции, кровоток в них резко увеличивается за счёт снижения сопротивления в почечных сосудах.

      В связи с преобладанием в центральной  нервной системе процессов торможения новорождённый большую часть суток спит. На звуковые и слуховые раздражители ребёнок реагирует установочной реакцией. С момента открывания глаз, т.е. с первых часов жизни ребёнка, начинает функционировать зрительный канал передачи информации. Показателем восприятия объекта новорождённым служат движения глазных яблок – слежение инфиксация взора, устанавливающиеся к месяцу жизни.

      Дыхание, кровообращение, пищеварение и выделение  совершаются с максимальной интенсивностью: частота дыхательных движений 40 в минуту, частота сердечных сокращенийасов 140-160 в минуту, количество мочеиспусканий 20-25 раз в сутки. Первый акт дефекации происходит в течение 24 ч после рождения. Стул у новорождённого меняет цвет от чёрно-зелёного (меконий) до жёлто-коричневатого. Частота дефекаций в периоде новорождённости соответствует частоте кормлений и количеству полученной пищи и в среднем составляет 3-5 раз в сутки.

      К 3-4-й неделе жизни ребёнка кожа очищается и становится розовой. Малыш вступает в грудничковый период. 

      Грудной возраст: исчисляется от периода новорожденности до 12 месяцев. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы тела, интенсивный обмен веществ. Так, к концу первого года жизни масса тела ребенка утрачивается по сравнению с первоначальной при рождении и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные умения в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

      Характерна  для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных  органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание следует  уделять грудному вскармливанию.

      В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Но при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов. 

Информация о работе Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма. Возрастная периодизация