Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:28, контрольная работа
Задание:
Выписать понятие «онтогенез»
Перечислить особенности внутриутробного развития.
Выписать основные периоды онтогенеза.
Дать характеристику периодам онтогенеза.
Раннее детство: это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического
и нервно-психического развития детей
первых двух лет жизни характерен
быстрый темп. В этот период интенсивно
увеличивается рост и вес ребенка
(особенно на первом году), усиленно развиваются
все функции организма. К году ребенок
овладевает самостоятельной ходьбой.
На втором и третьем году жизни его основные
движения совершенствуются, он начинает
координировать свою двигательную активность
с окружающими. Большие успехи делает
ребенок в овладении родным языком. Развитие
в раннем возрасте происходит на таком
неблагоприятном фоне, как повышенная
ранимость организма – низкая его сопротивляемость
заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание
отрицательно сказывается на общем развитии
детей. Поэтому забота об охране и укреплении
здоровья маленького ребенка составляет
одну из важнейших задач воспитания в
раннем детстве. В первые годы жизни особенно
велика взаимосвязь физического и психического
развития. Крепкий, физически полноценный
ребенок не только меньше подвержен заболеваниям,
но и лучше развивается психически. Вместе
с тем веселые, подвижные, активные дети
физически более выносливы. Незначительные
нарушения в состоянии здоровья вызывают
изменения в их общем самочувствии – они
становятся раздражительными и вялыми,
плохо играют, быстро утомляются. В раннем
возрасте дети отличаются большей неустойчивостью
эмоционального состояния. Обеспечение
положительного эмоционального состояния
детей, их уравновешенного поведения,
охрана нервной системы, предупреждение
утомления – важные задачи педагогики
раннего детства.
Первое детство: Это один из важнейших периодов в жизни человека: именно тогда ребенок начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются память, внимание, мышление, восприятие; закладывается личность. В этом возрасте ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные нормы, у него впервые появляются волевые формы поведения, необходимые как во взрослой жизни, так и при поступлении в школу. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела: вторичные половые признаки мало выражены, преобладает «тип малого ребенка» с относительно крупной головой и туловищем, сравнительно короткими конечностями, слабой мускулатурой, не способной к сильным и длительным сокращениям, хорошо развитым подкожным жироотложением, отсутствием отчетливого подразделения туловища на грудной и брюшной отделы, еще не сформировавшимися окончательно изгибами
позвоночника,
большой подвижностью суставов,
слабо развитым челюстным аппаратом,
округлым лицом и т. д.
Второе
детство: в этот период выявляются половые
различия в размерах и форме тела, а также
начинается усиленный рост тела в длину.
Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков,
так как половое созревание у девочек
начинается в среднем на два года раньше.
Усиление секреции половых гормонов (особенно
у девочек) обусловливает развитие вторичных
половых признаков. Последовательность
появления вторичных половых признаков
довольно постоянна. У девочек вначале
формируются молочные железы, затем появляются
волосы на лобке, потом – в подмышечных
впадинах. Матка и влагалище развиваются
одновременно с формированием молочных
желез. В гораздо меньшей степени процесс
полового созревания выражен у мальчиков.
Лишь к концу этого периода у них начинается
ускоренный рост яичек, мошонки, а затем
- полового члена.
Подростковый возраст: называется периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.
В
подростковый период происходит интенсивное
половое созревание мальчиков. К 13 годам
у них происходит изменение (мутация)
голоса и появляются волосы на лобке,
а в 14 лет появляются волосы в
подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков
появляются первые поллюции (непроизвольные
извержения спермы). У мальчиков, по сравнению
с девочками, более продолжителен пубертатный
период и сильнее выражен пубертатный
скачок роста.
Юношеский
возраст: в этот период в основном заканчиваются
процесс роста и формирование организма
и все основные размерные признаки тела
достигают дефинитивной (окончательной)
величины. В юношеском возрасте завершается
формирование половой системы, созревание
репродуктивной функции. Окончательно
устанавливаются овуляторные циклы у
женщины, ритмичность секреции тестостерона
и выработка зрелой спермы у мужчины.
Зрелый возраст: наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности. Понятие зрелости связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его.
I период зрелости: расцвет всех функций организма и относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.
II
период зрелости: этом периоде происходит
существенная нейроэндокринная перестройка
ряда систем организма. Психические процессы
и обмен веществ характеризуются значительной
лабильностью. На выраженность различных
показателей морфофункционального развития
большое влияние оказывают конституционные
особенности организма. В значительной
степени от них зависят внешние проявления
возраста, а его морфофункциональные признаки
получают окончательную завершенность.
На границе зрелого и пожилого возрастов
выделяют климактерический период, характеризующийся
бурными сдвигами в нейрогуморальной
регуляции. Особенно активно он проявляется
у женщин. В зрелом возрасте форма и строение
тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами
длина тела остается постоянной, а потом
начинает уменьшаться.
Пожилой
возраст: в этом возрасте особенно часто
встречаются заболевания сердечно-сосудистой
системы — гипертоническая болезнь, атеросклероз
и др. В пожилом и старческом возрасте
происходят постепенные инволютивные
изменения организма.
Старческий
возраст: завершающий этап онтогенеза,
происходит общая инволюция организма,
снижается надежность адаптации. Способность
организма к продолжению рода утрачивается.
Характеризуется ухудшением здоровья,
умственных способностей, затуханием
функций организма.
Период долгожительства: по данным статистики, к долгожителям относят людей, перешагнувших рубеж 90-летия. Долгожительство – проявление обычной изменчивости, в данном случае изменчивости продолжительности жизни. Максимальная продолжительность жизни является признаком определенного биологического вида: от нескольких сот лет (дуб) до нескольких часов (у некоторых насекомых). Это обусловлено различием в механизмах онтогенеза. Среди млекопитающих наблюдается большое разнообразие видовой продолжительности жизни: от 70-80 лет у слона до 1 -2 лет у мыши.
Видовой потенциальный предел продолжительности жизни человека генетически запрограммирован как фундаментальное биологическое качество вида и составляет около 95-100 лет. Продолжительность жизни – биологический феномен, зависящий от социальных факторов. Индивидуальная продолжительность жизни может колебаться от возраста новорожденности до 100 и более лет. Массовый выход за пределы этого рубежа был и остается редким событием. Многие ученые считают, что именно активный трудовой и двигательный режим способствует замедлению старения.
Тема
Возрастная периодизация
Задания:
Всю жизнь человека после его рождения делят на определенные возрастные периоды:
2)
Выделить особенность
каждого периода.
1. Период детства
Для всего периода детства характерны постоянное развитие и рост. На ход развития ребенка оказывают влияние разнообразные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Под эндогенными факторами понимают особенности организма и его функциональных систем, сформировавшиеся у предков под влиянием среды и унаследованные ребенком, а также образующиеся у самого ребенка под воздействием экзогенных факторов. Остаточные изменения после перенесенных инфекционных заболеваний, травм нервной системы и тому подобные последствия, будучи экзогенного происхождения, становятся после своего образования эндогенными по действию факторами. Доминирующее значение приобретает среда, в которой растет ребенок.
Громадную
роль играет питание. Правильная организация
режима и ухода, профилактика заболеваний
– все это может предотвратить нарушения
развития детей во всех возрастах.
Период
новорожденности характеризуется незаконченностью
развития всех органов младенца, который
мало приспособлен к факторам окружающей
его среды. Длительность этого периода
определяется временем адаптации организма
новорожденного к новым условиям существования
и составляет примерно 28 дней.
Период грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. Условно его продолжительность считается равной 1 году (1-й год жизни). Ребенок в этот период, как и в предыдущий, крайне беспомощен, он требует постоянного и бережного ухода. Недостаточное развитие пищеварительного аппарата при относительно высокой потребности в пище в силу интенсивного роста требует правильной организации питания. Ошибки в определении качества и количества пищи могут способствовать быстрому развитию расстройств пищеварительной системы.
У детей
первых 2-3 месяцев жизни слабо развита
система терморегуляции. Тонкая и легкоранимая
кожа, слабость большинства барьерных
функций делают детей первых месяцев жизни
более подверженными различным инфекциям.
Отмечается недостаточность иммунитета.
В возрасте 5-10 месяцев ребенок наиболее
беззащитен относительно инфекций. Это
обстоятельство связано со снижением
пассивного иммунитета (обусловленного
ослаблением действия материнских антител,
поступающих в организм ребенка через
плаценту или с материнским молоком) и
недостаточностью собственного активного
иммунитета из-за несовершенства развития
иммунной системы детского организма
первого года жизни. Особенно опасно проявление
слабости иммунной системы для детей,
живущих в крупных городах с развитой
промышленностью, а также в крупных промышленных
центрах, где в последние годы наблюдаются
массовые заболевания детей различного
рода аллергическими заболеваниями.
Дошкольный
возраст представляет собой достаточно
продолжительный период жизни человека.
Обычно его делят на две возрастные группы:
ясельный возраст (1-3 года) и собственно
дошкольный возраст, или возраст
детского сада (3-6 лет). Период дошкольного
возраста называют еще «периодом молочных
зубов». В этом названии подчеркнута биологическая
особенность возрастного периода. Действительно,
именно в этом возрастном интервале жизни
ребенка появляются и вырастают так называемые
молочные зубы, что сопровождается развитием
и совершенствованием пищеварительной
системы. Ребенок постепенно приобретает
способность употреблять и усваивать
практически любую пищу, что дает возможность
увеличиваться росту и массе тела, совершенствоваться
двигательным навыкам и т. п.
Дошкольный
возраст характеризуется большой подвижностью
ребенка, повышенной любознательностью
и активностью, стремлением к инициативе
и действию. Высокая подвижность и любознательность
ребенка в то же время сопровождаются
быстрой утомляемостью, поскольку адаптационные
возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой
системы значительно ниже, чем у взрослых.
Игры в этом возрасте следует рассматривать
как трудовую нагрузку.
Школьный возраст условно делят на младший, средний и старший. Общим свойством младшего школьного возраста является интенсивное течение процессов роста и развития организма. Годовые прибавки в длине составляют от 2,5 до 7 см, а в массе тела – от 1 до 4-5 кг. Следует заметить, что в этой возрастной группе мальчики развиваются значительно быстрее, чем девочки. Продолжаются окостенение и рост скелета, но поскольку не завершено окостенение позвоночника, он остается гибким и податливым. При длительном неправильном положении тела возможно развитие искривления позвоночника. Происходит нарастание мышечной ткани, заканчивается формирование нервного аппарата мышц, увеличивается их сила. Растет легочная ткань, увеличиваются жизненная емкость легких и их минутный объем. Наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, в связи с чем даже небольшая физическая нагрузка вызывает учащение дыхания. В возрасте 7-8 лет происходит интенсивное функциональное развитие головного мозга при относительно небольшом увеличении его массы.
Информация о работе Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма. Возрастная периодизация